Алексей Морнев
Смысл жизни
Постановка проблемы
Генезис жизни закреплен в языке словами " движение (материи) " , " активность (неживой природы) " , " поведение (живой природы) " , " деятельность (человека) " . Здесь и далее деятельность мы понимаем максимально широко, включая ментальную, предметную, языковую.
Деятельность отличает от прочих форм бытия ценностная обусловленность.
- " Почему ты сделал Z?"
- " Потому что Z соответствует моим ценностям."
В то же время человек, как существо кризисное, может разочароваться в них.
" Зачем я учусь? Чтобы работать. Зачем работать? Чтобы содержать семью. Зачем семья? Я нахожу здесь любовь и утешение..." Завершить этот монолог с самим собой можно двумя способами. Либо признать, что все ценности совершаются ради друг друга, что совпадает с бессмысленностью (потому что нельзя выбрать между безусловными ценностями) и редуцирует деятельность к поведению животных. Либо найти одну высшую ценность, которая в данном случае совпадает или превышает любовь.
Как найти высшую ценность?
В настоящее время антиинтеллектуализм, оккультизм, антисциентизм широко распространены в обществе. Как пример, диалог из передачи о здоровье.
(Целитель) " Я думаю, что моя смесь трав создает жар в желудке и тем самым как будто сжигает жир."
(Медик) " В состав смеси входит ядовитое растение и очень легко сделать передозировку. Необходимы исследования и точная дозация яда."
(Целитель) " Это растение, а любое растение - целитель. Дозировка не важна."
...
Науку придумали не мерзавцы и снобы. Просто её требования к истине гораздо жестче житейских познаний. Науке чужды знания, принятые без рефлексии и диалога.
" Дают - бери, бьют - беги! "
" Око за око, зуб за зуб."
А ведь многие живут по этим законам, не осмыслив, не осознав их.
Возвратимся к предмету работы. Ценность - это понятие, которое фигурирует в знаниях человека о явлениях практики, наиболее развитой формой которых являются прагматические науки(психология, политология, социология, экономика, инженерия и пр.) Их истинность устанавливается практикой и называется " эффективностью" . В свою очередь, концепт " эффективность" может стать для человека ценностью, но его наблюдаемость не ставится под сомнение, как и концептов " подтверждаемость" (в естествознании) и " непротиворечивость" (в математике) .
Обобщением же прагматических наук является этика. В её истории высшей ценностью предлагалось назвать " счастье" (эпикуризм) , " удовольствие" (гедонизм) , " Бога" (религия) , " природу" (натурализиционизм) , " человека" (гуманизм) , " долг" (кантизм) , " совершенство" (перфекционизм) , " любовь" (сенсуализм) , " пользу, успех" (утилитаризм) . Недостатки этих теорий основаны на дескриптивном(а не прескриптивном) методе их исследований. Они используют коцепцию истины естествознания(" подтверждаемость" ) , поэтому часто примыкают к натурализму. Современная теория должна говорить на языке, с помощью которого можно интерпретировать предшествующие, и избавиться от натуралистических устремлений.
Выбор высшей ценности возможен и должен осуществляться на основе прагматического метода. Распространенная позиция " это его мнение и он счастлив; так оставьте ж его в покое" относится к непрорефлексированному знанию.
Ответственность
Подведем итог. Любая прагматическая наука одобряет эффективные ценности. Человек же в меру образованности выбирает систему ценностей, лучшую или нет. А этика независимо от природы поступка требует обратить внимание на всю широту последствий, на все содержание деятельности, требует от человека бодрствовать, посвятить всего себя этому процессу.
Не имея в русском языке подходящего термина, назовем его - ответственность(" ненаплевательство" ) . Недостатки этого слова в юридической потертости. Привычка связывать ответственность с наказанием, с ограничением свободы(хотя ещё экзистенциналисты утверждали, что свобода - это мера ответственности за себя) отталкивает. Необходимо внести в этот термин присущую жизненную силу: ответствуй перед собою и за то, чтобы прожить полно в биологическом, социальном, духовном плане.
Ответственность метотеоретична. Она не требует подчинения ценности личности, как гуманизм(который может обратиться в общественный эгоизм) , ценности жизни, как этика " благоговения перед жизнью" Швейцера(не учитывающая различие ценностей) и пр. В смысле иных ценностей ответственность пуста: их определяют прагматические науки. Этика же требует лишь максимальной глубины, охвата всего интегрального целого, в котором мы находимся.
Почему ответственность - это научное понятие? Вопрос, требующий разъяснений. Рассмотрим экономику. Если в качестве её высшей ценности принять " хозяйствование ограниченными ресурсами для неограниченных потребностей" , то истинными следует признать те ценности, которые, во-первых, способствуют наиболее экономному расходованию при равном потреблении и, во-вторых, увеличивают потребление. Мы выбрали высшую ценность и в её свете признали истинность некоторой системы ценностей. Аналогично высшая(этическая) ценность - это ценность, которой подвластны все прочие, в том числе экономические.
Точнее, высшая ценность должна обеспечивать результативность(эффективность) любого поступка. Если реализация ценности Z1 дает максимальную оценку по ценности Z0, то Z1 - истинная. Рассуждая в предельном случае, Z0 - истинная, если она и обеспечивает максимальную результативность как таковую. Быть ответственным не значит бояться наказания. Быть ответственным означает каждому делу отдаваться целиком и без остатка, сделать труд, учебу, любовь, игру не формальностью, а активной личностной позицией.
Ответственность - это прежде всего ответ на засилье формализма и " данных на все века" ценностей. Нам следует побороть эгоизм в стремлении прожить максимально полно, ощутив огромную ответственность за все происходящее, прошлое и будущее.
Просто не закрывайте глаза.