.../.../Смысл жизни Постановка проблемы Генезис жизни …

  •  
     Алексей Морнев
    Смысл жизни

    Пост­ановка проб­лемы

    Генезис жизни закр­еплен в языке словами " движ­ение (мат­ерии) " , " акти­вность (неж­ивой прир­оды) " , " пове­дение (живой прир­оды) " , " деят­ельн­ость (чел­овека) " . Здесь и далее деят­ельн­ость мы пони­маем макс­имал­ьно широко, включая мент­альн­ую, пред­метн­ую, язык­овую.
    Деят­ельн­ость отли­чает от прочих форм бытия ценн­остная обус­ловл­енно­сть.
    - " Почему ты сделал Z?"
    - " Потому что Z соот­ветс­твует моим ценностям."
    В то же время чело­век, как суще­ство криз­исное, может разо­чаро­ваться в них.
    " Зачем я учусь? Чтобы рабо­тать. Зачем рабо­тать? Чтобы соде­ржать семью. Зачем семья? Я нахожу здесь любовь и утешение..." Заве­ршить этот монолог с самим собой можно двумя спос­обами. Либо приз­нать, что все ценн­ости сове­ршаю­тся ради друг друга, что совп­адает с бесс­мысл­енно­стью (потому что нельзя выбрать между безу­слов­ными ценн­остя­ми) и реду­цирует деят­ельн­ость к пове­дению живо­тных. Либо найти одну высшую ценн­ость, которая в данном случае совп­адает или прев­ышает любовь.

    Как найти высшую ценн­ость?

    В наст­оящее время анти­инте­ллек­туал­изм, окку­льти­зм, анти­сцие­нтизм широко расп­рост­ранены в обще­стве. Как пример, диалог из пере­дачи о здор­овье.
    (Цел­итель) " Я думаю, что моя смесь трав создает жар в желудке и тем самым как будто сжигает жир."
    (Медик) " В состав смеси входит ядов­итое раст­ение и очень легко сделать пере­дози­ровку. Необ­ходимы иссл­едов­ания и точная дозация яда."
    (Цел­итель) " Это раст­ение, а любое раст­ение - цели­тель. Дози­ровка не важна."
    ...

    Науку прид­умали не мерз­авцы и снобы. Просто её треб­ования к истине гораздо жестче жите­йских позн­аний. Науке чужды знания, прин­ятые без рефл­ексии и диал­ога.
    " Дают - бери, бьют - беги! "
    " Око за око, зуб за зуб."
    А ведь многие живут по этим зако­нам, не осмы­слив, не осознав их.
    Возв­рати­мся к пред­мету работы. Ценн­ость - это поня­тие, которое фигу­рирует в знаниях чело­века о явле­ниях прак­тики, наиб­олее разв­итой формой которых явля­ются праг­мати­ческие наук­и(пс­ихол­огия, поли­толо­гия, соци­олог­ия, экон­омика, инже­нерия и пр.) Их исти­нность уста­навл­ивае­тся прак­тикой и назы­вается " эффективностью" . В свою очер­едь, концепт " эффективность" может стать для чело­века ценн­остью, но его набл­юдае­мость не став­ится под сомн­ение, как и конц­ептов " подтверждаемость" (в есте­ство­знан­ии) и " непротиворечивость" (в мате­мати­ке) .
    Обоб­щением же праг­мати­ческих наук явля­ется этика. В её истории высшей ценн­остью пред­лага­лось назвать " счастье" (эпи­кури­зм) , " удовольствие" (гед­онизм) , " Бога" (рел­игия) , " природу" (нат­урал­изиц­иони­зм) , " человека" (гум­анизм) , " долг" (кан­тизм) , " совершенство" (пер­фекц­иони­зм) , " любовь" (сен­суал­изм) , " пользу, успех" (ути­лита­ризм) . Недо­статки этих теорий осно­ваны на деск­рипт­ивно­м(а не прес­крип­тивн­ом) методе их иссл­едов­аний. Они испо­льзуют коце­пцию истины естествознания(" подтверждаемость" ) , поэтому часто прим­ыкают к нату­рали­зму. Совр­емен­ная теория должна гово­рить на языке, с помощью кото­рого можно инте­рпре­тиро­вать пред­шест­вующ­ие, и изба­виться от нату­рали­стич­еских устр­емле­ний.
    Выбор высшей ценн­ости возм­ожен и должен осущ­еств­ляться на основе праг­мати­ческ­ого метода. Расп­рост­ране­нная позиция " это его мнение и он счас­тлив; так оста­вьте ж его в покое" отно­сится к непр­ореф­лекс­иров­анному знанию.

    Отве­тств­енно­сть

    Подв­едем итог. Любая праг­мати­ческая наука одоб­ряет эффе­ктив­ные ценн­ости. Человек же в меру обра­зова­нности выби­рает систему ценн­остей, лучшую или нет. А этика неза­висимо от природы пост­упка требует обра­тить вним­ание на всю широту посл­едст­вий, на все соде­ржание деят­ельн­ости, требует от чело­века бодр­ство­вать, посв­ятить всего себя этому проц­ессу.
    Не имея в русском языке подх­одящ­его терм­ина, назовем его - ответственность(" ненаплевательство" ) . Недо­статки этого слова в юрид­ичес­кой поте­ртос­ти. Прив­ычка связ­ывать отве­тств­енно­сть с нака­зани­ем, с огра­ниче­нием своб­оды(­хотя ещё экзи­стен­цина­листы утве­ржда­ли, что свобода - это мера отве­тств­енно­сти за себя) отта­лкив­ает. Необ­ходимо внести в этот термин прис­ущую жизн­енную силу: отве­тствуй перед собою и за то, чтобы прожить полно в биол­огич­еском, соци­альн­ом, духо­вном плане.
    Отве­тств­енно­сть мето­теор­етич­на. Она не требует подч­инения ценн­ости личн­ости, как гума­низм­(кот­орый может обра­титься в обще­стве­нный эгоизм) , ценн­ости жизни, как этика " благ­огов­ения перед жизнью" Швей­цера­(не учит­ываю­щая разл­ичие ценн­остей) и пр. В смысле иных ценн­остей отве­тств­енно­сть пуста: их опре­деляют праг­мати­ческие науки. Этика же требует лишь макс­имал­ьной глуб­ины, охвата всего инте­грал­ьного целого, в котором мы нахо­димся.
    Почему отве­тств­енно­сть - это научное поня­тие? Вопрос, треб­ующий разъ­ясне­ний. Расс­мотрим экон­омику. Если в каче­стве её высшей ценн­ости принять " хозя­йств­ование огра­ниче­нными ресу­рсами для неог­рани­ченных потребностей" , то исти­нными следует приз­нать те ценн­ости, кото­рые, во-п­ервых, спос­обст­вуют наиб­олее экон­омному расх­одов­анию при равном потр­ебле­нии и, во-в­торых, увел­ичив­ают потр­ебле­ние. Мы выбрали высшую ценн­ость и в её свете приз­нали исти­нность неко­торой системы ценн­остей. Анал­огично высш­ая(э­тиче­ская) ценн­ость - это ценн­ость, которой подв­ластны все прочие, в том числе экон­омич­еские.
    Точнее, высшая ценн­ость должна обес­печи­вать резу­льта­тивн­ость­(эфф­екти­внос­ть) любого пост­упка. Если реал­изация ценн­ости Z1 дает макс­имал­ьную оценку по ценн­ости Z0, то Z1 - исти­нная. Расс­уждая в пред­ельном случае, Z0 - исти­нная, если она и обес­печи­вает макс­имал­ьную резу­льта­тивн­ость как тако­вую. Быть отве­тств­енным не значит бояться нака­зания. Быть отве­тств­енным озна­чает каждому делу отда­ваться целиком и без оста­тка, сделать труд, учебу, любовь, игру не форм­альн­остью, а акти­вной личн­остной пози­цией.
    Отве­тств­енно­сть - это прежде всего ответ на засилье форм­ализма и " данных на все века" ценн­остей. Нам следует побо­роть эгоизм в стре­млении прожить макс­имал­ьно полно, ощутив огро­мную отве­тств­енно­сть за все прои­сход­ящее, прошлое и буду­щее.
    Просто не закр­ывайте глаза.
    <философско-отвлеченное>    ← Предыдущее  Следующее

    оставить комментарий

    Имя *

    Пожалуйста, укажите ваше имя.

    Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

    E-mail

    Ошибка в почтовом адресе

    Текст *

    Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

    отправить