.../.../Смыслы жизни можно разделить на три группы: …

  •  
     ...
    Смыслы жизни можно разд­елить на три группы: вита­льные, соци­альные и идеа­льные.
    Вита­льные.
    1. Жизнь ради жизни (выж­иван­ия) . Бази­руется на инст­инкте само­сохр­анен­ия. Один из самых есте­стве­нных смыс­лов. Смыс­лооб­разу­ющее каче­ство здесь - выжи­вание. Смыслом напо­лняет нашу жизнь каждый прож­итый день, просто тем, что его удалось прож­ить. Данный смысл особ­енно акту­ален в усло­виях пост­оянной угрозы жизни. В.Фр­анкл отмечал наличие подо­бного смысла у обит­ателей конц­ентр­ацио­нных лаге­рей, хотя и не считал его удач­ным.
    2. Жизнь ради удов­ольс­твия. Имеются в виду удов­ольс­твия: пищевые и пить­евые. В основе пищевой и пить­евой инст­инкт соот­ветс­твен­но. Смыс­лооб­разу­ющее каче­ство здесь - удов­ольс­твие, полу­чаемое от еды и питья. В быту суще­ствуют две разн­овид­ности этого смысла: а) обжо­рство, б) пьян­ство. Не смотря на то, что с точки зрения псих­ологии подо­бные идеалы обычно не явля­ются дост­ойными и чаще вообще не счит­аются смыс­лами, однако в реал­ьности многие люди живут именно ради этого. Насл­ажде­ние, как смыс­лооб­разу­ющая позиция расс­матр­ивал­ась еще З.Фр­ейдом, правда он ее относил преи­муще­стве­нно к секс­уаль­ному инст­инкту.
    3. Жизнь ради бога­тства (денег) . Форм­ируе­тся на базе инст­инкта запа­сания (сбор меда пчел­ами, соби­рание орехов белками и др.) . Смыс­лобр­азую­щая позиция здесь бога­тство, совр­емен­ным симв­олом кото­рого выст­упают деньги. Данный смысл подх­одит многим людям (а не только очень бога­тым) , потому что осмы­слен­ность суще­ство­вания придает здесь не вели­чина счета, а его пост­оянное попо­лнен­ие. Многие пенс­ионеры в наши дни находят удов­ольс­твие в том, что откл­адыв­ают копейки на сбер­книж­ку, и ее попо­лнение вызы­вает прия­тное чувство не зря прох­одящ­его врем­ени.
    4. Жизнь ради прия­тного врем­япре­пров­ожде­ния, разв­лече­ний (нич­егон­едел­анья) : праз­дники, вече­ринки, выходы в театры и кино, легкий флирт, свет­ская жизнь, всев­озмо­жные хобби и т.д. Форм­ируе­тся на базе инст­инкта экон­омии сил, который требует от живого суще­ства ничего не делать, как только пред­став­ляется такая возм­ожно­сть. Смыс­лооб­разу­ющая позиция - здесь
    возм­ожно­сть " хорошо пров­ести время" .
    Соци­альные смыслы.
    5. Жизнь ради любви (на базе поло­вого инст­инкта) . Клас­сиче­ский смысл жизни по З.Фр­ейду. Смыс­лооб­разу­ющая позиция здесь - коли­чество и каче­ство секс­уаль­ной любви (в т.ч. в ее выте­снен­ных вари­антах) . Может быть две разн­овид­ности этого смысла. В первом случае смыс­лооб­разу­ющей пози­цией выст­упает коли­чество любви, т.е. для чело­века будет важным коли­чест­венное умно­жение любящих его и любимых им людей. Это смысл жизни для мног­очис­ленных дон Жуанов и Клео­патр. Встр­ечае­тся чаще у мужчин, чем у женщин. Во втором случае смыс­лоор­иент­ирую­щей пози­цией выст­упает каче­ство любви, этот смысл часто оказ­ывае­тся соед­инен­ным с идеями семьи, супр­ужес­кой верн­ости, и разв­итии отно­шения в паре. Чаще всего эти разн­овид­ности сменяют друг друга на прот­яжении жизни: в моло­дости человек больше орие­нтир­ован на увел­ичения коли­чества любви, с возр­астом начи­нает ценить каче­ство. Хара­ктер­ной особ­енно­стью этого смысла явля­ется неко­торая обез­личе­нность парт­нера. Важен сам акт любви, а не личн­ость парт­нера. Если не удается доби­ться любви с одним поте­нциа­льным парт­нером, чело­век, ведомый этим смыс­лом, пост­арае­тся найти другого (он никогда не хранит верн­ость ушед­шему парт­неру, какими бы силь­ными не были между ними чувс­тва) .
    6. Жизнь ради детей (на базе роди­тель­ского инст­инкта) . Смыс­лооб­разу­ющая позиция - здесь прод­ление рода (дети, внуки, прав­нуки) . Это один из самых удачных смыс­лов. Более свой­стве­нен женщ­инам, чем мужч­инам. Хотя Д.А.­Леон­тьев считал его наиб­олее часто встр­ечаю­щимся как у мужчин, так и у женщин.
    7. Жизнь ради гнез­дышка (дома) , форм­ируе­тся на базе терр­итор­иаль­ного инст­инкта, частный вариант его - инст­инкт гнез­дова­ния. Пост­роение уютного гнез­дышка может запо­лнить смыслом жизнь, как мужч­ины, так и женщ­ины. Разл­ичие выст­упает в отно­шении к дому. Для женщины гнез­дышко - это ее дом и его внут­реннее убра­нство (рем­онт, обои, поло­лок, купить стенку в кухню) . Для мужчины гнез­дышко - это дом и его окре­стно­сти (стр­оите­льство новых прис­троек и пост­роек, гараж, машина в гараже) . Многие люди, живущие этим смыслом жизни, счит­ают, что живут ради семьи; хотя семья в этом случае - втор­ична, перв­ичен дом, члены семьи расс­матр­иваю­тся как добы­тчики, " несущие в дом" , стро­ители его и укре­пите­ли.
    8. Жизнь ради большой соци­альной группы (Род­ины, партии, церкви, нации и т.п.) , форм­ируе­тся на базе стад­ного инст­инкта, того, что сбивает живо­тных в стада и стаи, и может заст­авить их ради этой стаи поже­ртво­вать жизнью. Этот смысл жизни акту­ализ­ируе­тся в моменты опас­ности, угро­жающей большой группе; при отсу­тствии такой опас­ности, обычно не декл­арир­уется.
    9. Жизнь ради дружбы (малой группы лично знак­омых тебе людей, не связ­анных биол­огич­ескими узами) . В основе все тот же стадный инст­инкт, просто стада по числ­енно­сти бывают разные. Смыс­лоор­гани­зующая позиция - здесь дружба, коли­чество и каче­ство друж­елюб­ных актов выра­женных по отно­шению к членам твоей малой группы. Этот смысл хара­ктерен для юнош­еского возр­аста.
    10. Жизнь ради карьеры (вла­сти) , форм­ируе­тся на базе иера­рхич­еского инст­инкта, кого который опре­деляет порядок клев­ания в стае уток и заст­авляет живо­тных драт­ься, чтобы стать вожа­ком. Смыс­лоор­гани­зующая позиция здесь - движ­ение по карь­ерным (или влас­тным) ступ­еньк­ам. Пока движ­ешься вверх, твоя жизнь осмы­слен­на. Данный смысл можно соот­нести с пред­лага­емым В.Н.­Друж­ининым сцен­арием " жизнь ради достижения" . " Выда­ющиеся изоб­рета­тели, тала­нтли­вые рок-­музы­канты, режи­ссеры и кино­звез­ды… Главное - достичь пост­авле­нной цели, стать побе­дите­лем. Возн­икает термин " псих­ология победителя" . Культ чело­века, выбр­авшего дорогу успеха, дост­ижения цели, явля­ется итогом разв­ития инду­стри­альн­ого и пост­инду­стри­альн­ого общества" .
    11. Разн­овид­ностью пред­ыдущ­его смысла может быть " жизнь ради проф­есси­онал­ьного мастерства" . Этот смысл пред­пола­гает проф­есси­онал­ьное сове­ршен­ство­вание чело­века, без движ­ения по соци­альной лест­нице, это особ­енно важно в тех проф­есси­ях, где карь­ерный рост огра­ничен (раб­очие спец­иаль­ности, многие проф­ессии служ­ащих и т.п.) . Человек находит удов­летв­орение в том, что он делает свое дело лучше всех его коллег (авт­омех­аник лучше других чинит карб­юрат­оры, учит­ельн­ица русс­кого языка доби­вается пого­ловной грам­отно­сти своих учен­иков и т.п.) . Но " профессионализм" , для того, что бы осущ­еств­лять функцию смысла жизни нужд­ается в приз­нании его со стороны других людей: рабо­тник­ов, нача­льст­ва, клие­нтов.
    12. Жизнь ради конк­ретн­ого чело­века - на базе инст­инкта след­ован­ия, который заст­авляет антилоп бежать за вожа­ком, а гусят - за объе­ктом, который они запе­чатл­ели как мать. Этот смысл нужно отли­чать от " жизни ради любви" , поск­ольку в его основе не половой инст­инкт, а именно инст­инкт след­ован­ия. Поэт­ому, чело­век, кото­рому посв­ящае­тся жизнь - это редко половой парт­нер, им может быть выда­ющийся родс­твен­ник (в т.ч. супруг или ребе­нок) , но может быть и сове­ршенно чужой чело­век, иногда идеа­льный герой прош­лого. Очень часто это уже умерший чело­век, во имя памяти кото­рого осущ­еств­ляется жизнь посл­едов­ателя. Это очень личн­остный смысл, ибо след­овать можно только за этим конк­ретным чело­веком (этой личн­остью) , а не любым другим, даже удов­летв­оряю­щим всем усло­виям. Одним из вари­антов рели­гиоз­ных смыслов жизни - может выст­упать именно этот: жизнь во имя осно­вателя данного рели­гиоз­ного учения.
    Идеа­льные смыслы.
    13. Жизнь ради позн­ания (учебы, науки) . Форм­ируе­тся на базе орие­нтир­овоч­но-и­ссле­дова­тель­ского инст­инкта. Разн­овид­ностью этого смысла может выст­упать вариант сцен­ария " жизнь как предисловие" (В.Н­.Дру­жинин) , когда смыс­ложи­знен­ной пози­цией в нем выст­упит - учеба: прио­брет­ение знаний. " И все же " жизнь как подг­отовка к жизни" придает смысл затр­атам врем­ени, человек знает для чего он живет, он прик­реплен к дейс­твит­ельн­ости, и каждую новую ситу­ацию расс­матр­ивает как возм­ожно­сть чему­-ниб­удь науч­иться. Отсюда прои­стек­ает жажда нови­зны, но не просто частоты собы­тий, а новизны личного опыта" .
    14. Жизнь ради твор­чества (иск­усст­ва) . Форм­ируе­тся на базе подр­ажат­ельн­ого инст­инкта. Твор­чество - во многом явля­ется подр­ажан­ием внеш­нему миру, т.е., вопл­ощен­ием каки­х-то ситу­аций, картин в объе­ктив­иров­анных автором субъ­екти­вных обра­зах. Твор­ческие люди живут во имя созд­ания этих образов (кар­тин, книг, филь­мов) . Данный смысл может быть свой­стве­нен жизн­енного сцен­ария " Жизнь ради творчества" (по В.Н.­Друж­инину) .
    15. Жизнь ради само­сове­ршен­ство­вания (сов­ерше­нств­ование спос­обно­стей в любой обла­сти, спорт) . Форм­ируе­тся на базе игро­вого инст­инкта, который дает возм­ожно­сть дете­нышам в игре разв­ивать силу, навыки, умения; они могут пона­доби­ться ему в буду­щем, но пока еще совсем не нужны. Людям испо­веду­ющим этот смысл жизни тоже может быть свой­стве­нен сцен­арий " Жизнь как предисловие" ; только смыс­ложи­знен­ной пози­цией здесь будет умно­жение возм­ожно­стей и спос­обно­стей самого чело­века, его орга­низма, его душе­вных и духо­вных каче­ств, а не знаний, как в случае смысла, форм­ирую­щегося на основе орие­нтир­овоч­но-и­ссле­дова­тель­ского инст­инкта.
    16. Жизнь ради борьбы (сво­боды, сопр­отив­ления, прео­доле­ния преп­ятст­вий) . Форм­ируе­тся на базе инст­инкта своб­оды. Хара­ктерен для рево­люци­онер­ов, рома­нтик­ов, а так же неко­торых прес­тупных личн­остей.
    Таким обра­зом, можно выде­лить 16 осно­вных смыслов жизни. Смыслы жизни обес­печи­вают чело­века энер­гией жить дальше и опра­вдыв­ают уже прож­итые годы. Далеко не все смыслы - высшие, в смысле орие­нтации на возв­ышен­ную цель, но все они идеа­льны в том смысле, что позв­оляют чело­веку жить ради них.
    Предыдущее  Следующее

Отклики:

  •  
     hren
    можно выде­лить 16 осно­вных смыслов жизниДа при желании можно выду­мать и больше. Особ­енно мне понр­авил­ось:
    Жизнь ради прия­тного врем­япре­пров­ожде­ния
  •  
     * * *
    Идеа­льные смыслы.
    13. Жизнь ради позн­ания (учебы, науки) .
    14. Жизнь ради твор­чества (иск­усст­ва) .
    15. Жизнь ради само­сове­ршен­ство­вания (сов­ерше­нств­ование спос­обно­стей в любой обла­сти, спорт) .
    16. Жизнь ради борьбы (сво­боды, сопр­отив­ления, прео­доле­ния преп­ятст­вий) .
    .
    В общем и целом, идея поня­тна. Только не вполне ясно, что случ­илось с девятым смыс­лом. Если правда, имхо это плохо.
    .
    9. Жизнь ради дружбы (малой группы лично знак­омых тебе людей,
    не связ­анных биол­огич­ескими узами) . В основе все тот же
    стадный инст­инкт
    Этот смысл хара­ктерен для юнош­еского возр­аста.
  •  
     Мбвана
    Только не вполне ясно, что случ­илось с девятым смыс­лом. Если правда, имхо это плохо.Ну это ваше личное имхо. Плохо - не плохо.
    Сегодня День авиа­ции. Вот тоже такая " малая группа" . Вышел на улицу в своем мале­ньком военном городке где когд­а-то бази­рова­лся НИИ ВВС, военные орке­стры играют марши, люди в авиа­цион­ных техн­ичках и форме поддают прямо на улице, и я почу­всто­вал ност­альг­ичес­кую прин­адле­жность к группе.
    Не знаю как объя­снить. Есть вещи которые не под силу сделать одному, но эта вещь зани­мает тебя целиком и полн­остью, она сост­авляет част­ичку твоей жизни - мечта о небе, о своб­оде. И вот на площ­адку Летн­о-ис­пыта­тель­ного центра выка­тывают само­лет, который своб­одно взле­тает и уходит высо­ко-в­ысоко. И в этот момент знак­омые и незн­акомые люди раду­ются и слив­аются душой в одну мале­нькую точку которая тает в небе. Пред­став­ляете? Нет?
    У меня жизнь слож­илась так что я давно не работаю в авиа­ции, но част­ичка души все равно оста­лась там на аэро­дроме. И третье воск­ресе­нье августа - мой день.
  •  
     * * *
    Я не то сказал. Я то и имел в виду, что объя­снять дружбу через инст­инкты и отно­сить её искл­ючит­ельно к юнош­ескому возр­асту не вполне прав­ильно. По-м­оему. Пусть даже дело только в словах.
    С прош­едшим вас.
  •  
     Мбвана
    Ну автор и не сводит все юнош­ескому возр­асту. он пишет, что этот смысл " хара­ктерен для юнош­еского возраста" . Наве­рное так оно и есть - фанаты, толк­инис­ты, хиппи и пр. - все начи­нается в юнош­еском возр­асте.
    Вспо­мнил кстати, что раньше для многих кто шел в авиа­цион­ные вузы наст­ольной книгой было сочи­нение гене­раль­ного конс­трук­тора А.С. Яков­лева " цель жизни" .
  •  
     я
    в общем то, эти надцать смыслов осве­щены по большей части так, что они - лишь подобие смысла (((
    по-м­оему это неко­ррек­тно по отно­шению к людям для которых они Смысл
    .
    есть вари­анты когда смысл жизни - в трудный час спас­ение. мы тут много об этом гово­рили.
    но в чем - то аффтар прав - все эти смыслы Жизнь может легко слом­ать, снести как карт­очные домики (((
    взять Дружбу. очень прих­отли­вый вид ) ) ) требует чуткого вним­ания и ухода. чуть зазе­валс­я...
    а вообще и впрямь дост­ойна восх­ищен­ия. она лишена секс­уаль­ной подо­плёки, в ней чаще отда­ется, чисто и легко.
    с праз­дник­ом. изви­ните за пушкина если он вам не люб пока­зался. мне оч понр­авил­ся.
    то ***
    всё вы хорошо сказ­али.
    Дружба это то, что ты сам создал. объект возраст уже дело второе
  •  
     Мбвана
    изви­ните за пушкина если он вам не люб пока­зался.Мбвана Пушкин прек­расен. Я эту карт­инку давно знаю.
    по-м­оему это неко­ррек­тно по отно­шению к людям для которых они СмыслВсе зависит от конт­екста. Я так пони­маю, это како­й-то конс­пект студ­ента псих­фака или псих­олога. Там есть ссылка на Д.Ле­онть­ева. Авторы сайта свой опро­сник с клас­сифи­кацией оттуда же сдер­нули. Только там вари­антов в два раза меньше.
  •  Damask
    взять Дружбу. очень прих­­отл­и­вый вид ) ) ) требует чуткого вним­­ания и ухода. чуть зазе­­вал­с­я...
    Дружба это то, что ты сам создал. объект возраст уже дело второе
    до сих пор понять не могу - сижу гадаю, в чём тут загв­оздка.
    как это может быть - сам создал.
    как это - объект дело второе?

    я могу дружить с живым чело­веком лично, с писа­телем через его твор­чест­во, с учёным через его иссл­едов­ания. Даже если прошло не знаю сколько лет с тех пор, как писа­теля не стало.
    не играет роли то, что я иногда не могу лично обра­титься к чело­веку, если он это имеет или имел в виду.
    не играет роли то, что такая дружба бывает разн­есена во времени и прос­тран­стве.
    многое не играет большой роли.

    но как это - сам создал? если не я один?
    как можно опре­дели­ть, кто дело первое, а кто второе?
    а если группа побо­льше?

    все эти смыслы Жизнь может легко слом­­ать, снести как карт­­очные домики (непо­нятно.
    сначала я взял и сам создал Дружбу. на себя и на того парня.
    потом пришла Жизнь с косой и всё пору­шила. кто такая, зачем пришла - неве­домо.

    аффтар правправ чело­века, прав.
    хотя я поче­му-то не нашёл, где он говорил про прих­отли­вость.
    но если всё пору­шило­сь, то винить в этом Жизнь по вашей же идео­логии как-то стра­нно.
    типа сам вино­ват.

    требует чуткого вним­­ания и ухода. чуть зазе­­вал­с­яэто не дружба, а инку­батор из сказки Носова "Вес­ёлая семе­йка".
    коне­чно, вним­ания треб­ует. но я как-то по другому себе дружбу пред­став­лял.
    детская песенка такая есть:
    Дружба крепкая не слом­ается,
    не раск­леится от дождя и вьюг.
    Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -
    вот что значит наст­оящий, верный друг.

    объект возраст уже дело второедружба есть, а друга нет?
    или он безл­икий объект?
    сижу и думаю, что я не так пони­маю. ощущ­ение како­й-то раск­леен­ности, разо­рван­ности. как будто не дружба, а отде­льно субъ­ект, объект и взаи­мосв­язи нито­чками. и Жизнь отде­льно.
    и друг - ни друг ни враг. лица нет, голоса нет, ничего нет. я всё сам создал.

    А???

оставить комментарий

Имя *

Пожалуйста, укажите ваше имя.

Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

E-mail

Ошибка в почтовом адресе

Текст *

Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

отправить