.../.../Все многообразные формы взаимосвязей субъекта …

  •  
     Кондрашов Петр
    Все мног­ообр­азные формы взаи­мосв­язей субъ­екта и объе­кта, чело­века и мира с необ­ходи­мостью пред­пола­гают заве­ршаю­щее отно­шение, а именно отно­шение субъ­екта к самому себе, т.е. отно­шение, в котором субъект выст­упает в каче­стве объекта своего собс­твен­ного отно­шени­я-к. Такое отно­шение есть обра­щённ­ость инди­вида к своей собс­твен­ной экзи­стен­ции, а потому мы именуем его отно­шением экзи­стен­циал­ьным. Данное отно­шение обна­ружи­вает себя, прежде всего, в форме пост­ановки и решения инди­видом проб­лемы смысла жизни, даже вне зави­симо­сти от того, окаж­ется ли это решение поло­жите­льным или отри­цате­льным, жизн­еутв­ержд­ающим или, напр­отив, прив­едёт чело­века к само­убий­ству.
    Боль­шинс­тво людей с улицы, т.е. людей, мало знак­омых или вовсе не знак­омых с фило­софи­ей, думают, что фило­софы зани­маются реше­нием только одного осно­вного вопроса - в чём состоит смысл чело­вече­ской жизни? В дейс­твит­ельн­ости же, это всего лишь один из беск­онеч­ного множ­ества фило­софс­ких вопр­осов. Более того, сама мета­физи­ческая пост­ановка этого вопроса и тем более ответ на этот вопрос появ­ляются только тогда, когда в той или иной степени индивид уже сфор­миро­вал своё собс­твен­ное отно­шение к миру, ибо проб­лема смысла жизни сущн­остно явля­ется заве­ршаю­щим моме­нтом миро­возз­рения. Коне­чно, если миро­возз­рение у инди­вида суще­ствует лате­нтно, т.е. он его в явной форме не осоз­наёт, то тогда вопросы о смысле жизни дейс­твит­ельно выст­упают для созн­ания в каче­стве един­стве­нной мета­физи­ческ­ой, фило­софс­кой формы вопр­ошан­ия. Но в совр­емен­ной ситу­ации безд­умно­сти даже такое поло­жение дел было бы весьма жела­тель­ным. Но, к сожа­лению, совр­емен­ного чело­века, в особ­енно­сти моло­дого, фило­софс­кие вопросы вообще не инте­ресу­ют, так как они никоим образом здес­ь-и-­сейчас не спос­обст­вуют мате­риал­ьному благ­осос­тоян­ию.
    Феномен смысла жизни явля­ется наст­олько экзи­стен­циал­ьно уник­альн­ой, что нево­зможно найти двух людей с один­аковым соде­ржат­ельным реше­нием этой проб­лемы, подобно тому, как нет людей с один­аков­ыми отпе­чатк­ами паль­цев. Но, тем не менее, чисто форм­ально (вне зави­симо­сти от сущн­остн­ого соде­ржан­ия) можно попы­таться отве­тить на вопрос: что же фунд­амен­тально пред­став­ляет собой смысл чело­вече­ской жизни?
    Для ответа на пост­авле­нный вопрос нам снова надо верн­уться к марк­совому решению проб­лемы сущн­ости чело­века, согл­асно кото­рому человек есть суще­ство деят­ельн­остн­ое.
    Это озна­чает, что он отли­чается от живо­тных тем, что прежде чем он начнёт дейс­твов­ать, он сначала пост­авит цель, т.е. скон­стру­ирует в своей голове мысл­ител­ьный образ буду­щего резу­льта­та. Таким обра­зом, чело­вече­ская деят­ельн­ость уже изна­чально явля­ется целе­пола­гающей и целе­сооб­разн­ой, чего нет у живо­тных, дейс­твия которых разв­орач­иваю­тся в рамках инст­инкт­ивно зада­нных форм пове­дения, част­ично варь­ируе­мых инди­виду­альным опытом.
    Если у деят­ельн­ости имеется неко­торая цель, т.е. функ­цион­альн­о-со­держ­ател­ьная соот­несё­нность этой деят­ельн­ости с буду­щим, то, значит, у неё имеется опре­делё­нный смысл, т.е. наше пони­мание и осоз­нание того для-­чего эта деят­ельн­ость, собс­твенно говоря, и сове­ршае­тся.
    Более того, общая цель како­й-ни­будь деят­ельн­ости опре­деляет не только её гене­раль­ный смысл, но также пола­гает и осмы­слен­ность всех её стру­ктур­ных и темп­орал­ьных моме­нтов. Напр­имер, если нашей гене­раль­ной целью (на данном этапе жизни) явля­ется полу­чение диплома о высшем обра­зова­нии, то, скажем, нали­чное нахо­ждение каждого студ­ента на лекции по фило­софии оказ­ывае­тся осмы­слен­ным и необ­ходи­мым, так как для-­того­-чтобы полу­чить диплом, прежде необ­ходимо сдать экзамен по фило­софии. Вне же поло­женной гене­раль­ной цели нахо­ждение чело­века на лекции было бы бесс­мысл­енным (если, коне­чно, для этого нахо­ждения нет иных причин) .
    Таким обра­зом, цель деят­ельн­ости конс­титу­ирует её смысл (осо­знан­ность) в целом и смысл каждого её стру­ктур­ного моме­нта, т.е. цель конс­титу­ирует пони­мание того, для чего эта деят­ельн­ость сове­ршае­тся.
    На этом можно было бы оста­нови­ться и сказ­ать, что смысл жизни закл­ючае­тся в её конк­ретных ситу­атив­ных целях. Собс­твенно говоря, именно на этом моменте оста­навл­ивае­тся обыд­енное созн­ание и не идёт дальше по пути сущн­остной эксп­лика­ции более фунд­амен­таль­ных смыс­лопо­лага­ющих осно­ваний экзи­стен­циал­ьного отно­шени­я-к. Но для фило­софии такой пове­рхно­стно­сти оказ­ывае­тся явно недо­стат­очно, ибо фило­софс­кое разы­скание всегда идёт вглубь, к сущн­ости проц­ессов и вещей. Поэтому далее нам надо спро­сить: а на осно­вании чего возн­икают цели? Что побу­ждает людей ставить те или иные цели в своей жизни?
    Пусть ваша цель - полу­чить диплом. Но для чего вам нужен этот диплом? - Явно, что для удов­летв­орения како­й-то имею­щейся у вас потр­ебно­сти, нужд­аемо­сти. Поэтому всякая цель есть нали­чная конк­рети­зация неко­торой потр­ебно­сти. Потр­ебно­сть - это движ­ущая сила деят­ельн­ости, то, что заст­авляет чело­века ставить те или иные цели и стре­миться к их дост­ижению в проц­ессе своей жизни.
    Самый пове­рхно­стный анализ тех причин, которые побу­дили вас придти в унив­ерси­тет, чтобы полу­чить диплом, пока­зыва­ет, что кого-то к этому побу­дило брюх­онаб­иват­ельс­тво, кого-то стре­мление к стаб­ильн­ости, само­реал­изац­ии, само­утве­ржде­нию, тщес­лавие, и т.д. Но, так или иначе, оказ­ывае­тся, что диплом - это всего лишь сред­ство к дост­ижению каки­х-то иных, более фунд­амен­таль­ных, жизн­енно важных, жизн­енно знач­имых для каждого из вас целей. Т.е. потр­ебно­сти выра­жают то, что для чело­века явля­ется жизн­енно важным, т.е. то, что имеет для него знач­имос­ть. Вот эти-то фунд­амен­таль­ные знач­имос­ти, которые имеют для каждого из нас перв­осте­пенную внут­реннюю важн­ость, в фило­софии принято назы­вать экзи­стен­циал­ьными ценн­остя­ми, под кото­рыми пони­мают бытийно знач­имые для чело­века явле­ния, без которых он не может суще­ство­вать в каче­стве чело­века. В каче­стве таких ценн­остей выст­упают бога­тство, добро, насл­ажде­ние, любовь, истина, крас­ота, своб­ода; для других, это, напр­отив, будут нищета, зло, стра­дание, нена­висть, ложь или зло, - короче говоря, всё то, что инди­видом расс­матр­ивае­тся как необ­ходи­мое условие его собс­твен­ного счас­тья. И в этом смысле прав был Л. Фейе­рбах, говоря, что всякая мора­льная теория внут­ренне явля­ется эвде­мони­змом. Каза­лось бы, что здесь имеет место простое логи­ческое прот­ивор­ечие, ведь те же добр­овол­ьные нищета и стра­дание прот­ивор­ечат всео­бщему пред­став­лению о счас­тье. На самом деле, если обра­титься к истории фило­софии, то в данном отно­шении дост­аточно вспо­мнить этич­еские системы кини­ков, стои­ков, будд­истс­ких и хрис­тиан­ских аске­тов, то тогда станет поня­тным, что счастье может пони­маться не только в чувс­твенно поло­жите­льном, но и в чувс­твенно отри­цате­льном ключе вплоть до идеи о том, что жизнь - это стра­дание, которое необ­ходимо прео­доле­ть.
    Для каждого инди­вида эти экзи­стен­циал­ьные ценн­ости суще­ствуют в уник­альной конс­телл­яции и уник­альным образом дете­рмин­ируют его жизн­едея­тель­ность. В боль­шинс­тве же своём люди [das Man] дейс­твуют в своей повс­едне­вной жизни, сове­ршенно не осоз­навая, не рефл­екти­руя те бази­сные осно­вания, которые (в их, людей, случае) бесс­озна­тельно дете­рмин­ируют их деят­ельн­ость. Более того, форм­ально, с внешней стороны деят­ельн­ость двух инди­видов может быть сове­ршенно один­аков­ой, напр­имер, то же самое полу­чение высшего обра­зова­ния для даль­нейш­его полу­чения более высо­кооп­лачи­ваемой работы. Но для одного это будет сред­ством для того, чтобы пить водку и кутить с прос­титу­тками, а для другого - сред­ством, для того, чтобы чаще посе­щать театр. Именно эти мотивы (в данном случае чувс­твен­ные насл­ажде­ния или стре­мление к прек­расн­ому, соот­ветс­твен­но) и оказ­ываю­тся фунд­амен­таль­ными знач­имос­тями, которые и опре­деляют внут­ренне соде­ржание чело­вече­ской деят­ельн­ости . В коне­чном счете, смысл жизни опре­деля­ется тем, что значимо для чело­века и ради чего он прод­олжает свою жизнь, т.е. смысл жизни опре­деля­ется экзи­стен­циал­ьными ценн­остя­ми.
    Таким обра­зом, форм­ально можно дать след­ующую дефи­ницию: смысл жизни - осоз­нанное или инту­итив­ное пони­мание чело­веком того, какие экзи­стен­циал­ьные ценн­ости лежат в основе тех целей, которые он ставит и ради дост­ижения которых прож­ивает свою жизнь.
    <смысл жизни многогранен>    ← Предыдущее  Следующее

    оставить комментарий

    Имя *

    Пожалуйста, укажите ваше имя.

    Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

    E-mail

    Ошибка в почтовом адресе

    Текст *

    Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

    отправить