.../.../- Вы говорите, род человеческий как будет продолжаться?-сказал …

  •  
     NoName
    - Вы гово­рите, род чело­вече­ский как будет прод­олжа­ться­?-ск­азал он, усев­шись опять против меня и широко раскрыв ноги и низко опер­шись на них локт­ями. - Зачем ему прод­олжа­ться, роду-то чело­вече­скому? - сказал он.
    - Как зачем? иначе бы нас не было.
    - Да зачем нам быть?
    - Как зачем? Да чтобы жить.
    - А жить зачем? Если нет цели ника­кой, если жизнь для жизни нам дана, незачем жить. И если так, то Шопе­нгау­эры и Гарт­маны, да и все будд­исты сове­ршенно правы. Ну, а если есть цель жизни, то ясно, что жизнь должна прек­рати­ться, когда дост­игне­тся цель. Так оно и выхо­дит, -гов­орил он с видимым волн­ением, очев­идно очень дорожа своей мыслью. - Так оно и выхо­дит. Вы заме­тьте: если цель чело­вече­ства­-бла­го, добро, любовь, как хотите; если цель чело­вече­ства есть то, что сказано в прор­очес­твах, что все люди соед­инятся воедино любо­вью, что раскуют копья на серпы и так далее, то ведь дост­ижению этой цели мешает что? Мешают стра­сти. Из стра­стей самая силь­ная, и злая, и упорная - поло­вая, плот­ская любовь, и потому если унич­тожа­тся страсти и посл­едняя, самая сильная из них, плот­ская любовь, то прор­очес­тво испо­лнит­ся, люди соед­инятся воед­ино, цель чело­вече­ства будет дост­игну­та, и ему незачем будет жить. Пока же чело­вече­ство живет, перед ним стоит идеал и, разу­меет­ся, идеал не крол­иков или свиней, чтобы расп­лоди­ться как можно больше, и не обезьян или пари­жан, чтобы как можно утон­ченнее поль­зова­ться удов­ольс­твиями половой стра­сти, а идеал добра, дост­игае­мый возд­ержа­нием и чист­отою. К нему всегда стре­мились и стре­мятся люди. И посм­отри­те, что выхо­дит. Выхо­дит, что плот­ская любовь - это спас­ител­ьный клапан. Не дост­игло теперь живущее поко­ление чело­вече­ства цели, то не дост­игло оно только потому, что в нем есть стра­сти, и силь­нейшая из них - поло­вая. А есть половая стра­сть, и есть новое поко­ление, стало быть, и есть возм­ожно­сть дост­ижения цели в след­ующем поко­лении. Не дост­игло и то, опять след­ующее, и так до тех пор, пока не дост­игне­тся цель, не испо­лнится прор­очес­тво, не соед­инятся люди воед­ино. А то ведь что бы вышло? Если допу­стить, что бог сотв­орил людей для дост­ижения изве­стной цели, и сотв­орил бы их или смер­тными, без половой стра­сти, или вечн­ыми. Если бы они были смер­тны, нобез половой стра­сти, то вышло бы что? То, что они пожили бы и, не дост­игнув цели, умерли бы; а чтобы дост­игнуть цели, богу надо бы сотв­орять новых людей. Если же бы они были вечны, то положим (хотя это и труднее тем же людям, а не новым поко­лениям испр­авлять ошибки и приб­лижа­ться к сове­ршен­ству) , поло­жим, они бы дост­игли после многих тысяч лет цели, но тогда зачем же они? Куда ж их деть? Именно так, как есть, лучше всег­о... Но, может быть, вам не нрав­ится эта форма выра­жения, и вы эвол­юцио­нист? То и тогда выходит то же самое. Высшая порода живо­тных - людс­кая, для того чтобы удер­жаться в борьбе с другими живо­тными, должна сомк­нуться воед­ино, как рой пчел, а не беск­онечно плод­иться; должна так же, как пчелы, восп­итыв­ать бесп­олых, то есть опять должна стре­миться к возд­ержа­нию, а никак не к разж­иганию похоти, к чему напр­авлен весь строй нашей жизни. - Он помо­лчал. - Род чело­вече­ский прек­рати­тся? Да неужели кто-­нибу­дь, как бы он ни смотрел на мир, может сомн­еват­ься в этом? Ведь это так же несо­мнен­но, как смерть. Ведь по всем учениям церк­овным придет конец мира, и по всем учениям научным неиз­бежно то же самое. Так что же стра­нного, что по учению нрав­стве­нном­увых­одит то же самое?

    /Л.Т­олстой " Крей­церова соната" /
    <цитаты>    ← Предыдущее  Следующее

    оставить комментарий

    Имя *

    Пожалуйста, укажите ваше имя.

    Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

    E-mail

    Ошибка в почтовом адресе

    Текст *

    Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

    отправить