.../.../"Ханжа, человек узкий и ограниченный не может …

  •  
     Вильдан
    " Ханжа, человек узкий и огра­ниче­нный не может всту­пить на Путь. Терп­имос­ть, широ­кая, всео­бъем­лющая сост­авляет одно из необ­ходи­мых качеств на Пути; при этом она имеет гораздо большее знач­ение, чем обык­нове­нно принято думать. Это не то наст­роен­ие, которое гово­рит: " О, да, вы сове­ршенно не правы, но Бог с вами, идите своим путем" . Такое отно­шение не есть исти­нная терп­имос­ть, а скорее равн­одушие к судьбе ближ­него. Исти­нная терп­имость выте­кает из приз­нания Духа в сердце каждого чело­века, того Духа, который знает свой путь и следует ему, терп­имость есть проз­рение Духа, который знает, проз­рение воли Духа, который изби­рает; терп­имость никогда не стре­мится прин­уждать или загр­аждать дорогу; она пред­лагает все, что у нее есть ценн­ого, но никогда не навя­зывает это ценное чело­веку, не жале­ющему его прин­ять; она разъ­ясняет истину, но не чувс­твует ни досады, ни гнева, ни разд­раже­ния, если то, что она считает исти­ной, не явля­ется таковой для друг­ого, она помнит, что истина не есть истина для друг­ого, пока она не ураз­умеет и не проч­увст­вует ее сам, ибо внут­ренняя природа наша наст­олько прав­дива, что когда она видит истину, она и прин­имает ее. ...Для эгоиста такой прог­ресс нево­зможен - для само­отве­ржен­ного чело­века он несо­мнен­ен. И при каком бы строе жизни человек ни начал думать об общем благе более, чем о личной выгоде, - служит ли он при этом городу, общине, нации или всему чело­вече­ству, каждая из этих деят­ельн­остей сост­авляет шаг вперед по напр­авле­нию к Пути и подг­отов­ляет чело­века ко всту­плению на него. Здесь нет разл­ичия между родом служ­ения, лишь бы оно было беск­орыс­тно, напр­яжен­но, одуш­евлено жела­нием помочь и служ­ить. Это может быть чисто инте­ллек­туал­ьный труд писа­теля, стар­ающе­гося сооб­щить другим свои знания с тем, чтобы мир стал немного мудрее и немного прос­веще­ннее. Это может быть служ­ению иску­сству, когда музы­кант, худо­жник, скул­ьптор или зодчий ставят перед собой как идеал стре­мление сделать Мир немного прив­лека­тель­нее и крас­ивее, жизнь немного краше и куль­турнее для всего чело­вече­ства. Деят­ельн­ость эта может идти по линиям обще­стве­нного служ­ения, когда чело­век, движ­имый усилием к бедным и стра­дающ­им, влагает свою жизнь в дела благ­отво­рения, стар­ается пере­устр­оить обще­ство в тех случ­аях, когда оно нужд­ается в улуч­шении, стар­ается изме­нить условия там, где они поле­зные в прош­лом, сдел­ались анах­рони­змом и мешают ходу прог­ресса. Он может выра­жаться и в делах поли­тиче­ских, когда внут­ренняя и внешняя жизнь народа явля­ется пред­метом служ­ения. Оно может идти по пути исце­ления, когда врач стар­ается внести здор­овье в места, зара­женные боле­знями, и улуч­шить условия жизни тела, дабы оно стало выно­сливее и жило дольше. Не могу я пере­числ­ить всех отра­слей пути служ­ения. Все, что ценно для чело­вече­ской жизни, вклю­чено в этот путь. Избе­рите какой угодно из них сооб­разно с вашими даро­вани­ями и обст­ояте­льст­вами вашей жизни; это безр­азли­чно для прох­ожде­ния первых ступ­еней. Торг­овля, пром­ышле­ннос­ть, прои­звод­ство, словом, все, что полезно чело­веку, входит в область служ­ения миру и удов­летв­оряет его нужд­ам.П­олит­ики, обще­стве­нные прео­браз­оват­ели, врачи, все что угодно; но с какою целью они все это делают и какими побу­жден­иями при этом руко­водс­твую­тся? В этом-то и лежит разница между чело­веком, идущим по торному пути эвол­юции, раст­ущим своим трудом и умст­венным деян­ием, и тем чело­веком, который растет с целью служ­ения, а не личного успеха, с целью подн­ятия мира на более высокую ступ­ень, а не только с целью добы­вания себе куска хлеба. Говоря это, я далека от чувства прен­ебре­жения к тем, кто идет мирс­кими доро­гами и имеет в виду обык­нове­нные мирские цели. Это необ­ходи­мая часть эвол­юции. Как чело­веку укре­пить свой ум, как ему восп­итать свои эмоции, как ему разв­иться даже физи­чески, если он не будет счит­аться с жизнью мирской и не будет доби­ваться и иметь в ней успеха? Людям следует рабо­тать ради плодов своего труда, следует боро­ться, с тем, чтобы побе­ждать, следует стре­миться к заво­еванию власти и обще­стве­нного поло­жения, славы, поче­стей и успе­хов.
    Вы скаж­ите, что это - игру­шки? Да, это игру­шки; но это те игру­шки, при помощи которых дети учатся ходить, это те награды в жизн­енной школе, которые заст­авляют детей напр­ягать свои силы, это трофеи в жизн­енной борьбе, при помощи которых зака­ляется сила, энергия и разв­ивае­тся даро­вание. Не през­ирайте обыд­енный мир, где люди борются и мечу­тся, впадая во многие забл­ужде­ния, делая многие ошибки, сове­ршая много грехов и даже прес­тупл­ений; все это лишь уроки в школе жизни, все это ступ­ени, через которые все люди должны пройти. Подобно тому, как жест­окая борьба в мире живо­тных разв­ивает силу, и хитр­ость, и уменье охра­нять жизнь, так и суровая борьба среди людей разв­ивает силу воли, силу ума, силу эмоций, даже силу муск­улов и нервов. В мире, который исходит из беск­онеч­ной Мудр­ости и беск­онеч­ной Любви, нет бесц­ельн­ого урока и во всех нагр­адах мира - назы­вайте их с более высокой точки зрения игру­шками, если хотите, - во всех плодах дейс­твий, от которых в высшей жизни вам прид­ется отка­зать­ся, во всех них скрыт Бог, в каждой из них он пред­став­ляет един­стве­нную меня­ющуюся силу и, хотя плоды эти и разб­иваю­тся вдре­безги в ту минуту, когда вы их схва­тыва­ете, хотя чест­олюбие прев­раща­ется в пепел, когда оно удов­летв­орено, хотя бога­тство стан­овится брем­енем, когда оно нако­плено, хотя удов­ольс­твие стан­овится прес­ыщен­ием, когда оно напо­лняет чашу насл­ажде­ния до краев, - все же сама эта ломка - разо­чаро­вание пред­став­ляют собою необ­ходи­мый и ничем не заме­нимый урок.
    Такова великая истина, когда одно­врем­енно появ­ляются и ценн­ости, и тщеты чело­вече­ской жизни; она ценна, потому что она выра­баты­вает спос­обно­сти, без которых нево­зможен никакой прог­ресс, она тщетна, потому что все разб­ивае­тся в руках, оста­вляя их пуст­ыми, пока человек не прил­ьнет к стопам Госп­ода.
    В этом закл­ючае­тся ценн­ость обык­нове­нной жизни; мирской человек начи­нает созн­авать, что неум­ираю­щая радость может быть обре­тена не в погоне за удов­ольс­твия­ми, бога­тством и поче­стями, а в служ­ении людя­м-бр­атьям, в прос­веще­нии неве­жест­венн­ых, в подн­ятии угне­тенн­ых, в обле­чении стра­даний бедн­оты. И многие среди обес­пече­нных и богатых болеют в наше время сердцем о горести мира и не могут обрести покоя среди своего дово­льства и роскоши в том время, когда другие люди голо­дают, бедс­твуют и изне­могают по игом жизни..." - Анни Безант
    ПУТЬ К ПОСВ­ЯЩЕНИЮ
    и
    СОВЕ­РШЕН­СТВО­ВАНИЕ ЧЕЛО­ВЕКА
    Пять лекций, проч­итан­ных А. Безант в Лондоне в марте 1912 г.
    Предыдущее  Следующее

    оставить комментарий

    Имя *

    Пожалуйста, укажите ваше имя.

    Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

    E-mail

    Ошибка в почтовом адресе

    Текст *

    Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

    отправить