.../.../Последовал примеру Марины и ради интереса почитал …

  •  
     Иван Иванович
    Последовал примеру Марины и ради интереса почитал по диагонали некоторые свои старые сообщения (2009, 2010, 2011 годов) . И понял, сейчас о многом сказал бы иначе. Другими словами, с другими акцентами. И вообще немного о другом. Мысли мои за прошедшие годы претерпели определенную эволюцию. Я был близок то к одним течениям, то к иным. Причислял себя к буддистам, называл себя экзистенциалисто­м, был ярым сциентистом. Часто мои новые взгляды в корне противоречили старым. Думаю, это нормально. Человек не камень у дороги, чтобы застыть в едином состоянии. Мне вообще кажется, личность перестает быть собой в тот момент, когда перестает меняться, когда застывает в некоем результате. То есть бытие личности в её изменчивости, преобразовании. Но, несмотря на постоянные изменения, в личности что-то остается неизменным. В общем, это отдельная большая тема.

    Этот сайт посвящен вопросу о смысле жизни. Можно предположить, люди которые здесь пишут, так или иначе о смысле жизни задумываются или задумывались на определенном этапе. Фрейд как-то сказал: "Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен". Но мне же кажется, не задумайся человек о смысле жизни, в полном смысле человеком ему не стать.

    Смысл жизни в общем и целом можно определить как высший мотив, стратегическую цель, по отношению к которой прочие цели являются только тактическими. Смысл - то, для чего все остальное. Смысл жизни как бы интегрирует человека в Мир. Его же отсутствие девальвирует жизнь - человек не видящий смысла вываливается из жизни как кирпич из стены. Поэтому, вопрос крайне важный. Один из определяющих. Как правило смысл жизни у человека формируется стихийно, помимо рационального осмысления. Обычно, он продиктован культурой в рамках которой вырос человек. Однако в результате различных событий может произойти смыслоутрата (как на фоне успешности человека в достижении поставленных целей, так и на фоне неудач) . Тогда человек ставит свою жизнь, её цели и смыслы под вопрос.

    Хоть большинство поступков, которые мы совершаем, и находят свое оправдание и объяснение в контексте каждодневных задач, ни один из них не может объяснить в чем же смысл того целого, частью чего являются эти поступки. То есть, в чем смысл жизни в целом. Тут важно заметить, что смысл чего бы то ни было определяется его ролью в более широком контексте действительности­. Например, бытие глаза осмысленно в контексте организма, маятника в контексте часов и т.д. С разрушением контекста (или постановкой его под вопрос) теряют свою значимость и смыслы. Во многом именно это произошло с человечеством в 20-м веке и продолжается сейчас. Контексты, в который люди были вписаны многие века, оказались разрушены. Возник дефицит смыслов. Что и послужило мощным толчком к развитию экзистенциализма - философского течения, одним из ключевых вопросов которого стал вопрос о смысле жизни конкретной личности.

    В моем случае тоже произошло нечто подобное. С детства мои смыслы были продиктованы культурой, которую мне прививали в семье, школе, посредством телевизора и книг. Но по каким-то причинам, о которых я могу сейчас только догадываться, эти навязанные извне смыслы были поставлены мною под вопрос. Может быть причина в моем хроническом заболевании, которое с раннего детства как бы изъяло меня из социума и заставило жить и развиваться в некоторой изоляции. Не знаю. Но факт в том, что прежние смыслы били утрачены, а любые предложенные в замен казались сомнительными и случайными. Как и многие люди, оказавшиеся в подобной ситуации, я искал нечто несомненное, некий Абсолютный Универсальный Смысл Жизни. Таковым для многих становится Бог, но я в Бога не верю. Поэтому многие годы я жил в состоянии смыслоутраты. Это тяжелое ощущение. Жить без понимания смысла, значит жить без ответов, без опор.

    Никакого Абсолютного Универсального Смысла я не обрел. Но ко мне пришло понимание, что такой смысл, возможно, и не нужен. Ведь наличие такого универсального смысла означало бы необходимость ему подчиниться, строить свою жизнь согласного Великой Идее. А это, в свою очередь, означает, что человек превращается в марионетку в чужих руках, утрачивает самость, возможность к самоопределению и, как результат, свое "Я". Вот и получается, что подлинно быть собой личность может лишь перед лицом Хаоса и внешней неопределенности­, так как лишь в такой ситуации он обретает возможность определять свою жизнь самостоятельно. Но, вместе с тем, это не означает, что меня покинула болезнь к Абсолютному Смыслу. Я, скорее, понял, что имеет место неустранимый конфликт между тягой к Абсолютному Смыслу с одной стороны и с другой стороны потребностью обрести свое "Я" и прожить свою, а не навязанную извне, жизнь.
    Предыдущее

    оставить комментарий

    Имя *

    Пожалуйста, укажите ваше имя.

    Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

    E-mail

    Ошибка в почтовом адресе

    Текст *

    Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

    отправить