.../.../ДВА СМЫСЛА - Дедушка, в чем, по-твоему, смысл …

  • ДВА СМЫСЛА

    — Дедушка, в чем, по-твоему, смысл жизни? — спросил я однажды Дедушку Тао.

    — А тебя, Саша, какой смысл интересует? — усмехнулся он, как всегда.

    — Ну как какой? Жизни, конечно.

    — Так ведь вообще-то существует два смысла — один абсолютный, а другой относительный.

    — То есть… Я не совсем понимаю. Что ты имеешь в виду? — удивился я.

    — Ну вот смотри, для кого-то смысл жизни — это его собственная жизнь со всеми сопутствующими: любимый человек, семья, дети, дом, работа, бизнес, хобби и тому подобное.

    — Что же в этом плохого?

    — Что ты, Саша? В этом нет ничего плохого! Семья, дети, дом, работа — все это как раз очень хорошо и очень важно. Это все то, что всех нас и меня в том числе волнует в первую очередь. Это наша повседневная жизнь, и в ней несомненно есть определенный смысл. Вместе с тем согласись, что он все же относителен, поскольку у каждого он свой.

    — То есть как?

    — Ну, для кого-то на первом месте стоит семья — любимый человек и дети, а для кого-то бизнес, деньги и карьера, а еще для кого-то, скажем, служение Богу — ну, как он это понимает. Поэтому каждый из нас смысл жизни обычно воспринимает достаточно субъективно, и поэтому он относителен. А есть абсолютный смысл — то есть один для всех. И он существует независимо от того, понимаем мы его или еще нет. Поскольку в данном разговоре нас, конечно, интересует именно абсолютный смысл, то извини за банальность и, может быть, за некоторую высокопарность, но абсолютный смысл существования человека — это достижение им духовного совершенства.

    — Хм! — задумался я. — А зачем, собственно, духовно совершенствовать­ся? Вокруг нас вон сколько всяких несовершенных «козлов», и они живут себе, даже не задумываясь об этом!

    — А ты думаешь, зачем Он создал Вселенную?

    — «Он» создал? Ты веришь в это? — усмехнулся я.

    — А ты что, думаешь, что весь этот космос, все это просто так? Такое огромное количество энергии, столько звезд, столько материи с такими параметрами и константами, и все это просто так? Само по себе? Так, Саша, не бывает. В этом всем есть определенный смысл — прежде всего Его смысл. Это нам обычно кажется, что Вселенная сама взяла и создалась. Вот так взяла и раз… и сама создалась, — при этом Дедушка зарисовал рукой невидимый круг. — Ну не смешно ли это? — добавил он.

    — Деда, но ведь некоторые ученые говорят, что как раз именно так все и происходило — само по себе. Ну там, сначала Большой взрыв, а потом все пошло-поехало.

    — Ученые! Честь им и хвала, конечно, за технологии, компьютеры, комфорт нашей жизни и все такое, но, с другой стороны, жаль мне их.

    — Почему?

    — Потому что, будучи уверенными в том, что видят, они отрицают то, чего не видят, а значит, и не понимают.

    — То есть как?

    — Ну вот что они, например, говорят о том, что было до этого Большого взрыва?

    — Как что — просто пустота?

    — То есть ничего, — посмотрел он на меня с иронией в глазах.

    — Ну да, — ухмыльнулся я.

    — Таким образом, из ничего появилось нечто, а иначе говоря, такая до умопомрачения огромная Вселенная и все это вокруг, — огляделся Дедушка Тао, тоже ухмыляясь. — М-да, забавное рассуждение, конечно… Впрочем, я тебя понимаю. Откуда ты будешь знать истину, когда тебе постоянно подсовывают совсем другое, — как бы самому себе сказал он, уже глядя перед собой.

    Потом, чуть погодя, он добавил:

    — Ну, а ты сам, Саша, не задумывался над тем, как из ничего может появиться нечто, а тем более такой огромный космос?

    — Хм! Ты знаешь, вообще-то нет. Мне казалось, что это и так понятно — сначала не было, а потом… а потом появилось. Вроде бы все просто, — пожал я плечами, а чуть погодя добавил: — Это сейчас я вижу, что в этом нет логики.

    — Вот за последнее тебе, Саша, браво!

    — А как, по-твоему, может появиться нечто из ничего? — теперь уже я с иронией смотрел на Дедушку Тао.

    — Ну, Саша, прежде всего следует исходить из того, что если мы чего-то не видим и не ощущаем, то это не значит, что этого нет.

    — То есть как?

    — Ну, к примеру, закрой глаза. Видишь что-нибудь?

    — Нет. Темнота.

    — Чувствуешь что-нибудь?

    — Ну вообще-то ничего, кроме того, что дышу и где-то внутри бьется сердце.

    — Замечательно! Ты можешь сказать, что тебя нет?

    — Нет, конечно, — усмехнулся я.

    — Почему?

    — Потому что я есть, — рассмеялся я, открывая глаза и бросая взгляд на Старика.

    — А почему ты так уверен в том, что ты есть?

    — Ну, знаешь? — удивился я.

    — Нет, ну все же.

    — Я это чувствую — я дышу, есть тело, я думаю, в конце концов, — начал я перечислять, пожимая плечами. — Это же и без того понятно.

    — Ну хорошо — ты чувствуешь, дышишь, есть тело. А как с мыслями? Ты их видишь?

    — Нет, конечно, — опять усмехнулся я.

    — Значит, ты не можешь сказать, что их нет.

    — Конечно, не могу, — возмутился я. — Поскольку они есть.

    — Они есть, но никто их не видит. Да?

    — Да. Но ведь, Деда, одно дело мысли — они неощутимы, и вообще непонятно, что это такое, а другое дело материя, которая явна и конкретна, как все это, — я тоже кивнул головой на то, что нас окружало.

    — Ну хорошо. Оставим на время эту материю. А вот скажи мне — ты собираешься, к примеру, строить дом. Зачем?

    — Как зачем? Чтобы жить!

    — Все правильно. То есть если тебе не нужен будет дом, то ты его строить не будешь? Правда? — с хитринкой посмотрел он на меня.

    — Ну, в общем, нет. Зачем его строить без надобности-то? — усмехнулся я в ответ.

    — Все правильно. Вместе с тем заметь, что если уж тебе нужен дом, то ты строишь конкретный дом из определенных материалов и не валишь их в кучу?

    — Ну конечно нет! — улыбнулся я, представив себе такой дом.

    — То есть уже изначально у тебя есть какой-то план и последовательнос­ть того, как все будет строиться. Кроме того, прежде чем ты будешь строить дом, ты его себе изначально воображаешь в голове?

    — Ну да.

    — Вот то, что уже существует в голове, это материально?

    — Хм, ну в общем-то нет. Это всего лишь проект. Скажем так — ментальный проект.

    — Хорошо, ментальный проект. Пусть для тебя он пока материально не существует. Но дом-то ты все равно будешь строить в соответствии с этим проектом?

    — Ну да.

    — Мало того, ты даже знаешь и то, как будешь его строить и из чего?

    — В общем да.

    — А теперь, Саша, подумай — прежде чем мы сами что-то начинаем строить, мы это создаем в своем сознании. В данном случае всего лишь обычный дом, но уже изначально в голове появляется определенный проект этого дома. Для нас все это логично и даже обыденно, и этот, как ты говоришь, ментальный проект тоже. Согласен?

    — Да.

    — Вместе с тем заметь, что когда мы сами строим дом, то нисколько не удивляемся этому, поскольку в нем у нас есть определенная потребность. А когда появляется целая Вселенная, то мы считаем, что она создалась просто так, сама по себе. Зачем мы строим дом, мы знаем. А зачем появляется такая огромная Вселенная — не задумываемся.

    — Не, ну, Деда, тут как ни думай, а правду все равно не узнаешь.

    — Так-то оно да, но все равно вопрос «Зачем?» остается. Согласен? Так все-таки зачем?

    — Ну, я не знаю. Видимо, просто так.

    — Саша! Но ведь мы только что рассуждали о том, что даже мы — еще далеко несовершенные создания — ничего не делаем просто так. Во всем, что нами делается, всегда преследуется определенная цель. Мало того, мы ведь поступаем в большинстве случаев вполне осознанно, и, как говорят психологи, формируем собственное поведение тоже вполне сознательно, и стараемся реализовывать свои потребности и воплощать собственные идеи тоже осознанно. То есть у нас сначала появляется замысел чего-то, и лишь затем мы приступаем к его реализации или, по крайней мере, к попытке реализации. А тут такая огромная Вселенная и просто так? Иначе говоря, Саша, если ты поймешь Его интенцию создания Вселенной — всех этих звезд, планет, природы, людей, то поймешь и то, зачем мы Ему нужны.

    — Мы Ему нужны? — удивился я. — Вот уж не думаю! Вообще-то мне с годами все больше кажется, что если Он и есть, то мы Ему и так по фигу.

    — А зря! Впрочем, это всеобщее заблуждение. Как раз мы-то Ему очень нужны. А вообще-то Он не ради нас все это затевал, а в первую очередь ради самого себя. Он нуждается в нас, но в нас только совершенных.

    — Не понимаю.

    — Ну смотри, если мы несовершенные тут такие дела порой друг с другом вытворяем, что иногда если уж не больно, то стыдно, то Там от нас — несовершенных — будут одни проблемы. Тут наши мысли и действия, как ты сам понимаешь, ограничены материей и физическими возможностями, а Там наше сознание ничем не ограничено. Там одна только наша мысль в состоянии такое количество энергии может привести в действие, что мало не покажется. Потом ведь все это нужно опять уравновешивать. А как ты знаешь, Вселенная существует уже, слава Богу, почти четырнадцать миллиардов лет — по нашим меркам, конечно, и, как видишь, ничего с ней не делается. Так что, Саша, весь смысл нашего пребывания на Земле заключается в том, что пока мы не научимся обращаться с нашим сознанием, а значит, и с энергией — то есть пока мы не избавимся от деструктивных и агрессивных мыслей, до тех пор мы будем пребывать здесь и, как в свое время говаривал Будда, будем вращаться в «колесе Сансары», воплощаясь снова и снова.

    — А почему именно в мыслях, а не в действиях? Неужели это так важно, кто о чем и как думает?

    — Саша, мы только что говорили о том, что прежде чем мы что-то сделаем, сначала появляется мысль об этом и лишь потом мы эту мысль можем реализовать. Не иначе. А вообще помнишь, как в одной сказке говорится, что нужно больше опасаться не того, кто скажет не подумав, а того, кто подумает, но не скажет? А тот, кто уже думает плохо о ком-то или о чем-то, тем самым уже создает деструкцию. Мысли способны материализоватьс­я. Это же энергия, брат! Посмотри на космос — ведь все это энергия. Плотная материя — это же всего лишь форма проявления энергии. А у совершенного человека деструктивных мыслей уже просто нет. Они исключительно благотворные. Слышишь? «Благотворные», то есть творящие благо. На то он и совершенный. А поскольку Он — Бог или Абсолютный Разум — сам по себе совершенный, то и нуждается Он в таких же совершенных, как Он сам. Это так называемый «ключ» от дома.

    — Какого дома?

    — Его дома — то есть к Нему, к Абсолютному Разуму. А вернее, к себе. Мы же, Саша, Его частицы. Мы в свое время из Него были вброшены во Вселенную, чтобы вырасти, набраться опыта, созреть, достичь совершенства. Лишь после этого Он нас сможет принять обратно к себе, но уже на равных. Так что кто это понял хотя бы в общих чертах, тот и пробудился. А кто уже понял в деталях — тот и просветлел. А кто вообще достиг совершенства, тот уже сюда на «доучивание» не возвращается. Так-то!

    — А какие могут быть детали?

    — У-у-у, Саша! Еще столько всего — и энергетический фактор, и тонкая материя, и процесс воплощений и перевоплощений, форматирование и программирование реальности! А принципы энергетического взаимодействия и равновесия чего стоят! Этому, брат, в одном воплощении не научиться. Пока это поймешь и, главное, избавишься от агрессивных наклонностей — которые, впрочем, иногда вполне обусловлены, поскольку они на определенном этапе нашего развития помогают нам выжить, — и выработаешь в себе лишь благотворные мысли, столько жизней прожить надо. А фактически просветление — это лишь начало настоящего Пути. До него мы просто растем, созреваем, учимся и набираемся опыта.

    — Хм! Ладно там этот Абсолютный Смысл, Деда. Бог с ним! Вернемся лучше к относительному, — озадаченно почесал я голову.

    — Правильно, Саша, — дружески похлопал меня по плечу Дедушка, а потом добавил: — Вообще, друг мой, если ты свою жизнь устроишь так, что все твои родные, близкие и ты сам будете счастливы, то и с Абсолютным Смыслом у тебя проблем не будет. Такая, брат, особенность всего этого, — подмигнул он мне и мило улыбнулся.

    — Дед! Откуда ты все это знаешь? — чуть погодя спросил я его.

    Он хитро посмотрел на меня и, как всегда улыбаясь, ответил:

    — Оттуда, Саша. Оттуда.
    (Из книги "Простые истины Дедушки Тао")
    <постижение смысла жизни>    ← Предыдущее

Отклики:

  •  
     тень тени
    Ученых в самом деле жаль. Только совсем по другой причине. Их постоянно обвиняют в непонимании те, кто сам толком не разобрался. Не очень хорошо использовать термины, не понимая, что стоит за этими терминами.
    Бедная теория большого взрыва, бедный закон сохранения энергии, бедные физики.

    "Решение проблемы жизни состоит в исчезновении этой проблемы. (Не это ли причина того, что люди, которым после долгих сомнений стал ясным смысл жизни, все же не могут сказать, в чем этот смысл состоит.)
    ...
    Правильным методом философии был бы следующий: не говорить ничего, кроме того, что может быть сказано, - следовательно, кроме предложений естествознания, т. е. того, что не имеет ничего общего с философией, и затем всегда, когда кто-нибудь захочет сказать нечто метафизическое, показать ему, что он не дал никакого значения некоторым знакам в своих предложениях. Этот метод был бы неудовлетворител­ен для нашего собеседника - он не чувствовал бы, что мы учим его философии, но все же это был бы единственный строго правильный метод.
    ...
    О чем невозможно говорить, о том следует молчать."
  •  
     Белка Сансара
    Как раз мы-то Ему очень нужны. А вообще-то Он не ради нас все это затевал, а в первую очередь ради самого себя. Он нуждается в нас, но в нас только совершенных
    Вот всегда так. Пока ты жив ты никому не нужен и всем мешаешь. Как помрешь - сразу становишься хорошим человеком

оставить комментарий

Имя *

Пожалуйста, укажите ваше имя.

Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

E-mail

Ошибка в почтовом адресе

Текст *

Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

отправить