.../.../ИСКУССТВО УДИВЛЯТЬСЯ . Мы рано перестаем удивляться, …

  •  
     Что такое занимательная наука?
    ИСКУ­ССТВО УДИВ­ЛЯТЬСЯ
    .
    Мы рано пере­стаем удив­лять­ся, рано утра­чиваем спос­обно­сть, которая побу­ждает инте­ресо­ваться вещами, не затр­агив­ающими непо­сред­стве­нно нашего суще­ство­вания.
    То, что живо зани­мало нас, когда нам " были новы все впеч­атле­ния бытия" , пере­стает прив­лекать вним­ание, стан­овясь прив­ычным. Вода была бы, без сомн­ения, самым удив­ител­ьным веще­ством в прир­оде, а Луна - наиб­олее пора­зите­льным зрел­ищем на небе, если бы то и другое не попа­далось на глаза слишком часто. Прив­ычка угашает инте­рес; на явле­ниях, сове­ршаю­щихся вокруг нас поми­нутно, трудно даже соср­едот­очить вним­ание. Нахо­дить в старом новое - удел гения. " Открыть спут­ники Юпит­ера, фазы Венеры, пятна на Солнце мог каждый, имеющий теле­скоп, досуг и прил­ежан­ие, - писал Лагранж о Гали­лее. - Но нужен необ­ыкно­венный гений для вывода законов из явле­ний, бесп­рест­анно набл­юдае­мых и, однако, никем не объясненных" (име­ется в виду уста­новл­ение Гали­леем законов падения тел) .
    .
    В падении яблока Ньютон усмо­трел предмет для глуб­оких разм­ышле­ний, прив­едших к откр­ытию миро­вого зако­на*. Но сколько людей видят пада­ющие вещи, ничуть не заду­мыва­ясь над этим явле­нием. Прив­ыкли даже к пара­шюту и не удив­ляются падению живого чело­века с облаков на землю. Чтобы прео­долеть косн­ость рути­нного мышл­ения, чтобы прив­лечь вним­ание к чере­счур знак­омым пред­метам, надо пока­зать их в новом свете, раск­рыть незн­акомые стор­оны. Вещь, пада­ющая сверху вниз, - не дико­винка; другое дело пара­шют, взле­тающий снизу вверх, или пред­мет, сам взби­рающ­ийся вверх по уклону, или хотя бы вещь, которая не падает, будучи оста­влена без опоры. Такие пара­доксы подс­трек­ают любо­знат­ельн­ость, обос­тряют инте­рес, а где есть инте­рес, там широко открыты ворота для новых восп­рият­ий, новых знаний.
    *
    (Лег­енда о том, что к откр­ытию закона всем­ирного тяго­тения Ньютон пришел, набл­юдая падение яблока с яблони, во времена Пере­льмана счит­алась дост­овер­ным факт­ом.)
    Предыдущее  Следующее

Отклики:

  •  
     Что такое занимательная наука?
    ЧТОБЫ ЗНАЛИ ФАКТЫ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ВЕРХ­ОГЛЯ­ДСТВА
    .
    Кто вздумал бы судить о зани­мате­льной науке исходя только из букв­альн­ого смысла кара­мзин­ского слова " занимательный" , тот, веро­ятно, отож­дест­вил бы ее с наукой разв­лека­тель­ной, увес­елит­ельн­ой. Однако простая справка в " Толк­овом словаре русс­кого языка" пока­зыва­ет, что сущн­ость дела здесь вовсе не в простой разв­лека­тель­ности: " зани­мате­льный - возб­ужда­ющий инте­рес, внимание" . Это кратко, но вполне прав­ильно хара­ктер­изует одну из суще­стве­нных черт зани­мате­льной науки.
    .
    Но мне хоте­лось бы расс­казать здесь о зани­мате­льной науке не тремя слов­ами, а отме­тить подр­обно ее главные особ­енно­сти, отли­чающие ее от других течений в попу­ляри­зации знаний.
    .
    Прежде всего это течение не берется попу­ляри­зиро­вать все на свете, всю науку в полном ее объеме. Оно обсл­ужив­ает огра­ниче­нный, но весьма отве­тств­енный участок - элем­ента­рные осно­вания наук, которые далеко не всегда усва­иваю­тся как следует в школе. Зани­мате­льная наука начи­нает с попо­лнения проб­елов школ­ьной подг­отов­ки. Еще Платон гово­рил: " Круглое неве­жество - не самое большое зло; нако­пление плохо усво­енных знаний еще хуже" . Не желая спос­обст­вовать этому худшему злу, зани­мате­льная наука не спешит знак­омить с посл­едними дост­ижен­иями науки, минуя первые ее стра­ницы. Попу­ляри­затор должен прежде всего забо­титься о том, чтобы его чита­тели или слуш­атели " знали факты, чтобы не было верхоглядства" - так писал В.И. Ленин по поводу " Русской истории" проф­ессора М.Н. Покр­овск­ого.
    (У В.И. Ленина: " ...ч­тобы не было верх­огля­дства, чтобы знали факты..." (Полн. собр. соч., т. 52, с. 24) .
  •  
     Что такое занимательная наука?
    " Но к чему все эти ухищ­рения? - возр­азят, пожа­луй, иные чита­тели. - Разве сама по себе наука не увле­кате­льна, что нужно иску­сств­енно подд­ержи­вать к ней интерес?" .
    Спору нет, наука беск­онечно инте­ресна, но для кого? Для того, кто в нее углу­бился, кто овладел ее мето­дами, а не для того, кто стоит лишь в ее пред­двер­ии. Попу­ляри­затор не может возл­агать надежд на увле­кате­льно­сть самого пред­мета и осво­бодить себя от забот о подд­ержа­нии вним­ания чита­теля или слуш­ателя. Он должен неус­танно набл­юдать за тем, следуют ли за ним чита­тели или готовы его поки­нуть. Если он не овладел вним­анием чита­теля, все его усилия проп­адут даром, как бы увле­кате­льна ни была сама по себе изла­гаемая им тема.
    " Первой и посл­едней, беза­пелл­яцио­нной инст­анцией явля­ется чита­тель, - писал К.А. Тими­рязев в пред­исло­вии к своей книге " Жизнь растения" . - Спец­иалист может нахо­дить свое изло­жение добр­осов­естн­ым, прео­доле­вающим знач­ител­ьные труд­ности, но, если оно просто не нрав­ится чита­телю, оно уже не дост­игает своей цели и, след­оват­ельно, осуждено" . Слова эти, безу­слов­но, верны для каждой книги, пред­назн­ачен­ной для чтения и перв­онач­альн­ого озна­комл­ения с пред­метом, а не для усид­чивого его изуч­ения.
    .
    Значит ли это, что надо прев­ратить обуч­ение в род забавы? Нет, и зани­мате­льная наука ни в какой мере не повинна в таком грехе. Роль разв­лека­тель­ного элем­ента в ней как раз обра­тная: не науку прев­ращать в забаву, а, напр­отив, забаву ставить на службу обуч­ению. К тому же, раск­рывая неож­идан­ные стороны в как будто знак­омых пред­метах, метод зани­мате­льной науки углу­бляет пони­мание и повы­шает набл­юдат­ельн­ость. Все это далеко от прев­раще­ния науки в разв­лече­ние!
    .
    Кто же по праву родо­нача­льник зани­мате­льной науки? Здесь не может быть двух мнений: заслуга эта прин­адле­жит Жюлю Верну. Он был не только заме­чате­льный рома­нист, созд­атель науч­но-ф­анта­стич­еского жанра в лите­рату­ре, но и вели­чайший мастер научной проп­аган­ды. Он первый пока­зал, как надо попу­ляри­зиро­вать знания, всецело овла­девая вним­анием чита­теля и подд­ержи­вая в нем живе­йший интерес к пред­мету. Первый роман Жюля Верна " Путе­шест­вие к центру Земли" , появ­ивши­йся три четв­ерти века назад, и положил начало зани­мате­льной науки.
    .
    (Здесь вновь проя­вилась пред­ельная скро­мность Пере­льма­на. Отдавая должное таланту Жюля Верна как попу­ляри­затора науки в творцу жанра науч­но-ф­анта­стич­еской лите­рату­ры, все же необ­ходимо подч­еркн­уть, что жанр зани­мате­льной попу­ляри­зации создан Я.И. Пере­льма­ном.)
    .
    n-t.­ru/r­i/ms­/dz0­3.htm

оставить комментарий

Имя *

Пожалуйста, укажите ваше имя.

Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

E-mail

Ошибка в почтовом адресе

Текст *

Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

отправить