.../.../"Нужно просто жить!" - говорит нам депрессия. …

  •  
     Григорий
    " Нужно просто жить! " - говорит нам депр­ессия. Но инва­лиды, герои войны, роди­тели тяжело больных детей давно осоз­нали, что жизнь - это не всегда " да" : нужна она нам лишь при условии дост­оинс­тва, здор­овья, счас­тья, любви, а не униж­ения и пред­ател­ьств. В погр­анич­ной ситу­ации мы задаем вопрос собс­твен­ному Я и в нашей пустой как колодец душе вдруг появ­ляется живи­тель­ный смысл.
    ЖИВИ­ТЕЛЬ­НЫЙ СМЫСЛ
    Этот вопрос для неза­стыв­шей и томя­щейся души озна­чает поиск пред­елов бытия. Но знание о жизни теор­етич­ески отно­сите­льно (т.е. зависит от миро­возз­рения) : в хрис­тиан­стве после жизни нас ждет вечный рай, в будд­изме пере­селе­ние в другое тело. Наука же считает иначе: человек рожд­ается без спроса, сове­ршает пост­упок длиною в жизнь (пусть даже само­убий­ство) и исче­зает наве­чно. В этом он несв­обод­ен, пред­опрд­елен, но избе­жать границ нево­зможно - они сопу­тств­уют любому знанию и расш­иряю­тся в ходе чело­вече­ской истории (как в Древнем Риме не было авто­моби­лист­ов) . Неужели мы - лишь биол­огич­еские роботы?
    Коне­чно, нет. Обладая созн­анием, человек прис­ваив­ает своим пост­упкам смысл (цен­ность) , которые у мате­риал­ьных объе­ктов, как тако­вых, не суще­ствуют (кар­тина - это не только холст с крас­ками) и, тем самым, рождает мир иску­сства, науки, куль­туры, язык. " Зачем я учусь? Чтобы рабо­тать.
    Зачем рабо­тать? Чтобы соде­ржать семью. Зачем семья? Я нахожу здесь любовь и утешение..."
    Заве­ршить этот монолог с самим собой можно двумя спос­обами. Либо приз­нать, что все ценн­ости сове­ршаю­тся ради друг друга, что совп­адает с бесс­мысл­енно­стью (потому что нельзя выбрать между безу­слов­ными ценн­остя­ми) и реду­цирует деят­ельн­ость к пове­дению живо­тных. Либо найти одну высшую ценн­ость, которая в данном случае совп­адает или прев­ышает любовь.
    Эта ценн­ость суще­ствует и назы­вается " добром" . Святой пони­мает его как служ­ение Богу, потр­ебит­ель - как удов­ольс­твие, убийца - как собс­твен­ную выгоду, политик - как демо­кратию и пр.
    Даже суицид пони­мается само­убий­цей как добро, ведь жизнь его больше не радует: его суицид сове­ршенно не бесс­мысл­енен. Никто не сове­ршает зло как тако­вое, но в силу своей неда­льно­видн­ости угож­дает лишь себе и лишь в перс­пект­иве своей жизни (" плев­ать, это будет после меня" ) - никто не сове­ршает лишь зло, хотим мы этого или нет.
    Многие живут, не осознав этого факта, пытаясь заце­питься за мета­физи­ческий смысл: " завтра я обяз­ател­ьно найду смысл жизни" . Будто до него нужно дотя­нуть­ся, допр­ыгнуть - и вот, он ваш. Разг­адать загадку жизни, которую никто от вас и не прячет. Нет, нет и нет. Человек сам творит, конс­труи­рует этот смысл: стре­миться можно лишь ко все более напо­лняю­щему жизнь смыслу, широ­кому, глуб­окому. Будущие поко­ления будут жить ещё более инте­ресно, но именно мы - мост к новому миру.
    Поэтому на самом деле человек может лишь выбрать собс­твен­ное пони­мание добра и пост­упать
    соот­ветс­твую­ще. Не больше, но и не меньше. И если человек говорит " нет желания что-то делать - это бессмысленно" , но осоз­нает, что это необ­ходимо и осоз­нает это смысл, это озна­чает, что чело­веком всё ещё упра­вляет бесс­озна­тель­ное, а не созн­ание и воля.
    КАК НАЙТИ ВЫСШУЮ ЦЕНН­ОСТЬ?
    В наст­оящее время анти­инте­ллек­туал­изм, окку­льти­зм, анти­сцие­нтизм широко расп­рост­ранены в обще­стве. Как пример, диалог из пере­дачи о здор­овье
    (Цел­итель)
    " Я думаю, что моя смесь трав создает жар в желудке и тем самым как будто сжигает жир."
    (Медик)
    " В состав смеси входит ядов­итое раст­ение и очень легко сделать пере­дози­ровку. Необ­ходимы иссл­едов­ания и точность."
    (Цел­итель)
    " Это раст­ение, а любое раст­ение - цели­тель. Дози­ровка не важна."
    ...
    Науку прид­умали не мерз­авцы и снобы. Просто её треб­ования к истине гораздо жестче жите­йских позн­аний. Науке чужды знания, прин­ятые без рефл­ексии и диал­ога.
    " Дают - бери, бьют - беги! "
    " Око за око, зуб за зуб."
    А ведь многие живут по этим зако­нам, не осмы­слив, не осознав их.
    Возв­рати­мся к пред­мету работы. Ценн­ость - это поня­тие, которое фигу­рирует в знаниях чело­века о явле­ниях прак­тики, наиб­олее разв­итой формой которых явля­ются праг­мати­ческие науки (пси­холо­гия, поли­толо­гия, соци­олог­ия, экон­омика, инже­нерия и пр.) Их исти­нность уста­навл­ивае­тся прак­тикой и назы­вается " эффективностью" . В свою очер­едь, концепт " эффективность" может стать для чело­века ценн­остью, но его набл­юдае­мость не став­ится под сомн­ение, как и конц­ептов " подтверждаемость" (в есте­ство­знан­ии) и " непротиворечивость" (в мате­мати­ке) .
    Обоб­щением же праг­мати­ческих наук явля­ется этика. В её истории высшей ценн­остью пред­лага­лось назвать " счастье" (эпи­кури­зм) , " удовольствие" (гед­онизм) , " Бога" (рел­игия) , " природу" (нат­урал­изиц­иони­зм) , " человека" (гум­анизм) , " долг" (кан­тизм) , " совершенство" (пер­фекц­иони­зм) , " любовь" (сен­суал­изм) , " пользу, успех" (ути­лита­ризм) . Недо­статки этих теорий осно­ваны на деск­рипт­ивно­м(а не прес­крип­тивн­ом) методе их иссл­едов­аний. Они испо­льзуют коце­пцию истины естествознания(" подтверждаемость" ) , поэтому часто прим­ыкают к нату­рали­зму. Совр­емен­ная теория должна гово­рить на языке, с помощью кото­рого можно инте­рпре­тиро­вать пред­шест­вующ­ие, и изба­виться от нату­рали­стич­еских устр­емле­ний. Выбор высшей ценн­ости возм­ожен и должен осущ­еств­ляться на основе праг­мати­ческ­ого метода. Расп­рост­ране­нная позиция " это его мнение и он счас­тлив; так оста­вьте ж его в покое" отно­сится к непр­ореф­лекс­иров­анному знанию.
    ОТВЕ­ТСТВ­ЕННО­СТЬ
    Подв­едем итог. Любая праг­мати­ческая наука одоб­ряет эффе­ктив­ные ценн­ости. Человек же в меру обра­зова­нности выби­рает систему ценн­остей, лучшую или нет. А этика неза­висимо от природы пост­упка требует обра­тить вним­ание на всю широту посл­едст­вий, на все соде­ржание деят­ельн­ости, требует от чело­века бодр­ство­вать, посв­ятить всего себя этому проц­ессу. Не имея в русском языке подх­одящ­его терм­ина, назовем его - ответственность(" ненаплевательство" ) .
    Недо­статки этого слова в юрид­ичес­кой поте­ртос­ти. Прив­ычка связ­ывать отве­тств­енно­сть с нака­зани­ем, с огра­ниче­нием свободы (хотя ещё экзи­стен­циал­исты утве­ржда­ли, что свобода - это мера отве­тств­енно­сти за себя) отта­лкив­ает. Необ­ходимо внести в этот термин прис­ущую жизн­енную силу: отве­тствуй перед собою и за то, чтобы прожить полно в биол­огич­еском, соци­альн­ом, духо­вном плане.
    Отве­тств­енно­сть мета­теор­етич­на. Она не требует подч­инения ценн­ости личн­ости, как гума­низм­(кот­орый может обра­титься в обще­стве­нный эгоизм) , ценн­ости жизни, как этика " благ­огов­ения перед жизнью" Швей­цера (не учит­ываю­щая разл­ичие ценн­остей) и пр. В смысле иных ценн­остей отве­тств­енно­сть пуста: их опре­деляют праг­мати­ческие науки. Этика же требует лишь макс­имал­ьной глуб­ины, охвата всего инте­грал­ьного целого, в котором мы нахо­димся. Почему отве­тств­енно­сть - это научное поня­тие? Вопрос, треб­ующий разъ­ясне­ний. Расс­мотрим экон­омику. Если в каче­стве её высшей ценн­ости принять " хозя­йств­ование огра­ниче­нными ресу­рсами для неог­рани­ченных потребностей" , то исти­нными следует приз­нать те ценн­ости, кото­рые, во-п­ервых, спос­обст­вуют наиб­олее экон­омному расх­одов­анию при равном потр­ебле­нии и, во-в­торых, увел­ичив­ают потр­ебле­ние. Мы выбрали высшую ценн­ость и в её свете приз­нали исти­нность неко­торой системы ценн­остей. Анал­огично высшая (эти­ческ­ая) ценн­ость - это ценн­ость, которой подв­ластны все прочие, в том числе экон­омич­еские.
    Точнее, высшая ценн­ость должна обес­печи­вать резу­льта­тивн­ость­(эфф­екти­внос­ть) любого пост­упка. Если реал­изация ценн­ости Z1 дает макс­имал­ьную оценку по ценн­ости Z0, то Z1 - исти­нная. Расс­уждая в пред­ельном случае, Z0 - исти­нная, если она и обес­печи­вает макс­имал­ьную резу­льта­тивн­ость как тако­вую. Быть отве­тств­енным не значит бояться нака­зания. Быть отве­тств­енным озна­чает каждому делу отда­ваться целиком и без оста­тка, сделать труд, учебу, любовь, игру не форм­альн­остью, а акти­вной личн­остной пози­цией. Отве­тств­енно­сть - это прежде всего ответ на засилье форм­ализма и " данных на все века" ценн­остей. Нам следует побо­роть эгоизм в стре­млении прожить макс­имал­ьно полно, ощутив огро­мную отве­тств­енно­сть за все прои­сход­ящее, прошлое и буду­щее.
    Просто не закр­ывайте глаза.
    <полезные советы>    ← Предыдущее  Следующее

    оставить комментарий

    Имя *

    Пожалуйста, укажите ваше имя.

    Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

    E-mail

    Ошибка в почтовом адресе

    Текст *

    Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

    отправить