Григорий
" Нужно просто жить! " - говорит нам депрессия. Но инвалиды, герои войны, родители тяжело больных детей давно осознали, что жизнь - это не всегда " да" : нужна она нам лишь при условии достоинства, здоровья, счастья, любви, а не унижения и предательств. В пограничной ситуации мы задаем вопрос собственному Я и в нашей пустой как колодец душе вдруг появляется живительный смысл.
ЖИВИТЕЛЬНЫЙ СМЫСЛ
Этот вопрос для незастывшей и томящейся души означает поиск пределов бытия. Но знание о жизни теоретически относительно (т.е. зависит от мировоззрения) : в христианстве после жизни нас ждет вечный рай, в буддизме переселение в другое тело. Наука же считает иначе: человек рождается без спроса, совершает поступок длиною в жизнь (пусть даже самоубийство) и исчезает навечно. В этом он несвободен, предопрделен, но избежать границ невозможно - они сопутствуют любому знанию и расширяются в ходе человеческой истории (как в Древнем Риме не было автомобилистов) . Неужели мы - лишь биологические роботы?
Конечно, нет. Обладая сознанием, человек присваивает своим поступкам смысл (ценность) , которые у материальных объектов, как таковых, не существуют (картина - это не только холст с красками) и, тем самым, рождает мир искусства, науки, культуры, язык. " Зачем я учусь? Чтобы работать.
Зачем работать? Чтобы содержать семью. Зачем семья? Я нахожу здесь любовь и утешение..."
Завершить этот монолог с самим собой можно двумя способами. Либо признать, что все ценности совершаются ради друг друга, что совпадает с бессмысленностью (потому что нельзя выбрать между безусловными ценностями) и редуцирует деятельность к поведению животных. Либо найти одну высшую ценность, которая в данном случае совпадает или превышает любовь.
Эта ценность существует и называется " добром" . Святой понимает его как служение Богу, потребитель - как удовольствие, убийца - как собственную выгоду, политик - как демократию и пр.
Даже суицид понимается самоубийцей как добро, ведь жизнь его больше не радует: его суицид совершенно не бессмысленен. Никто не совершает зло как таковое, но в силу своей недальновидности угождает лишь себе и лишь в перспективе своей жизни (" плевать, это будет после меня" ) - никто не совершает лишь зло, хотим мы этого или нет.
Многие живут, не осознав этого факта, пытаясь зацепиться за метафизический смысл: " завтра я обязательно найду смысл жизни" . Будто до него нужно дотянуться, допрыгнуть - и вот, он ваш. Разгадать загадку жизни, которую никто от вас и не прячет. Нет, нет и нет. Человек сам творит, конструирует этот смысл: стремиться можно лишь ко все более наполняющему жизнь смыслу, широкому, глубокому. Будущие поколения будут жить ещё более интересно, но именно мы - мост к новому миру.
Поэтому на самом деле человек может лишь выбрать собственное понимание добра и поступать
соответствующе. Не больше, но и не меньше. И если человек говорит " нет желания что-то делать - это бессмысленно" , но осознает, что это необходимо и осознает это смысл, это означает, что человеком всё ещё управляет бессознательное, а не сознание и воля.
КАК НАЙТИ ВЫСШУЮ ЦЕННОСТЬ?
В настоящее время антиинтеллектуализм, оккультизм, антисциентизм широко распространены в обществе. Как пример, диалог из передачи о здоровье
(Целитель)
" Я думаю, что моя смесь трав создает жар в желудке и тем самым как будто сжигает жир."
(Медик)
" В состав смеси входит ядовитое растение и очень легко сделать передозировку. Необходимы исследования и точность."
(Целитель)
" Это растение, а любое растение - целитель. Дозировка не важна."
...
Науку придумали не мерзавцы и снобы. Просто её требования к истине гораздо жестче житейских познаний. Науке чужды знания, принятые без рефлексии и диалога.
" Дают - бери, бьют - беги! "
" Око за око, зуб за зуб."
А ведь многие живут по этим законам, не осмыслив, не осознав их.
Возвратимся к предмету работы. Ценность - это понятие, которое фигурирует в знаниях человека о явлениях практики, наиболее развитой формой которых являются прагматические науки (психология, политология, социология, экономика, инженерия и пр.) Их истинность устанавливается практикой и называется " эффективностью" . В свою очередь, концепт " эффективность" может стать для человека ценностью, но его наблюдаемость не ставится под сомнение, как и концептов " подтверждаемость" (в естествознании) и " непротиворечивость" (в математике) .
Обобщением же прагматических наук является этика. В её истории высшей ценностью предлагалось назвать " счастье" (эпикуризм) , " удовольствие" (гедонизм) , " Бога" (религия) , " природу" (натурализиционизм) , " человека" (гуманизм) , " долг" (кантизм) , " совершенство" (перфекционизм) , " любовь" (сенсуализм) , " пользу, успех" (утилитаризм) . Недостатки этих теорий основаны на дескриптивном(а не прескриптивном) методе их исследований. Они используют коцепцию истины естествознания(" подтверждаемость" ) , поэтому часто примыкают к натурализму. Современная теория должна говорить на языке, с помощью которого можно интерпретировать предшествующие, и избавиться от натуралистических устремлений. Выбор высшей ценности возможен и должен осуществляться на основе прагматического метода. Распространенная позиция " это его мнение и он счастлив; так оставьте ж его в покое" относится к непрорефлексированному знанию.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Подведем итог. Любая прагматическая наука одобряет эффективные ценности. Человек же в меру образованности выбирает систему ценностей, лучшую или нет. А этика независимо от природы поступка требует обратить внимание на всю широту последствий, на все содержание деятельности, требует от человека бодрствовать, посвятить всего себя этому процессу. Не имея в русском языке подходящего термина, назовем его - ответственность(" ненаплевательство" ) .
Недостатки этого слова в юридической потертости. Привычка связывать ответственность с наказанием, с ограничением свободы (хотя ещё экзистенциалисты утверждали, что свобода - это мера ответственности за себя) отталкивает. Необходимо внести в этот термин присущую жизненную силу: ответствуй перед собою и за то, чтобы прожить полно в биологическом, социальном, духовном плане.
Ответственность метатеоретична. Она не требует подчинения ценности личности, как гуманизм(который может обратиться в общественный эгоизм) , ценности жизни, как этика " благоговения перед жизнью" Швейцера (не учитывающая различие ценностей) и пр. В смысле иных ценностей ответственность пуста: их определяют прагматические науки. Этика же требует лишь максимальной глубины, охвата всего интегрального целого, в котором мы находимся. Почему ответственность - это научное понятие? Вопрос, требующий разъяснений. Рассмотрим экономику. Если в качестве её высшей ценности принять " хозяйствование ограниченными ресурсами для неограниченных потребностей" , то истинными следует признать те ценности, которые, во-первых, способствуют наиболее экономному расходованию при равном потреблении и, во-вторых, увеличивают потребление. Мы выбрали высшую ценность и в её свете признали истинность некоторой системы ценностей. Аналогично высшая (этическая) ценность - это ценность, которой подвластны все прочие, в том числе экономические.
Точнее, высшая ценность должна обеспечивать результативность(эффективность) любого поступка. Если реализация ценности Z1 дает максимальную оценку по ценности Z0, то Z1 - истинная. Рассуждая в предельном случае, Z0 - истинная, если она и обеспечивает максимальную результативность как таковую. Быть ответственным не значит бояться наказания. Быть ответственным означает каждому делу отдаваться целиком и без остатка, сделать труд, учебу, любовь, игру не формальностью, а активной личностной позицией. Ответственность - это прежде всего ответ на засилье формализма и " данных на все века" ценностей. Нам следует побороть эгоизм в стремлении прожить максимально полно, ощутив огромную ответственность за все происходящее, прошлое и будущее.
Просто не закрывайте глаза.