.../.../Пять лет назад странное состояние ума начало …

  •  
     Leo T
    Пять лет назад странное состояние ума начало овладевать мною: у меня были моменты растерянности, остановки жизни, как будто я не знал, как я должен жить, что я должен делать. ...Эти остановки жизни всегда возникали с одним и тем же вопросом: "почему?" и "зачем?" ...Эти вопросы со все большей настойчивостью требовали ответа и, как точки, собирались в одно черное пятно
    Вопрос, который на пятидесятом году привел меня к намерению самоубийства, был самым простым из вопросов, лежащим в душе каждого человека от недоразвитого ребенка до мудрейшего из мудрецов:... "Почему я должен жить? Почему я должен чего-то желать? Почему я должен что-либо делать?"...
    <смысл не найден или утрачен>    ← Предыдущее  Следующее

Отклики:

  •  
     Виктор
    с одним и тем же вопр­­осом: "поч­­ему?" и "зач­­ем?"Главный вопрос тут, пола­гаю, - "зач­ем?" У живо­тных такой вопрос не возн­икает. Они знают, что они нужны, и что жизнь нужна, этого им дост­аточ­но, а что-то большее просто не поме­щается у них в созн­ании. У чело­веков не так. Люди с чело­вече­ской душой не огра­ничены только живо­тным инст­инктом и могут пони­мать жизнь вообще. Люди так же, как и живо­тные, от природы точно знают, что и они нужны, и что жизнь нужна. на уровне живо­тного восп­рият­ия, на уровне чувс­тва, с этим нет проб­лем. Пока человек об этом не думает, пока вопрос о том, зачем всё это нужно не пришёл в голову, всё в поря­дке. Но когда человек об этом поду­мает, тогда человек стал­кива­ется с кажу­щимся прот­ивор­ечием. Ясно, что жинзнь нужна, если она нужна заче­м-то. Если всё это заче­м-то нужно. Неважно даже, зачем именно. Но при этом ясно, что в самой жизни, самой по себе, смысла ника­кого нет, сама по себе, она, что есть, что нет - никакой разн­ицы. Если всё это никому не нужно, то исчезни это всё хоть сейчас - ничего не изме­нится, что есть, что нет - всё равно. И ясно, что наша жизнь нужна Богу. Для этого он её и создал. С этим тоже всё поня­тно. Но вот дальше полу­чается ошибка.
    Человек от природы знает, что Бог всем­огущ. Это знание, верное, как и любое исхо­дное знание. В этом сомн­ений нет. Но это знание человек полу­чает только для жизни в этом мире. И отно­сится оно только к нашему миру. Ни о духо­вном мире, ни о самом Боге это знание ничего не гово­рит. А вот об огра­ниче­нности прим­енения этого знания человек знания от природы не полу­чает. Это Сатана пост­арал­ся. И люди, не зная об огра­ниче­нности прим­енения этого знания, пола­гают, что оно верное вообще, что Бог вообще может делать всё что угодно, что он полн­остью своб­оден в своих дейс­твиях, и из этого делаю неве­рный вывод, что ему ничего не нужно. Тогда полу­чает­ся, что и наш мир, и наша жизнь, и мы ему, вроде бы, не нужны. И полу­чает­ся, что жизнь, вроде бы, бесс­мысл­енна.
    Такой неве­рный вывод из-за неза­метн­ости исхо­дной ошибки кажется прав­ильным и неум­олим­ым. Жизнь начи­нает каза­ться бесс­мысл­енной пыткой, а любое дейс­твие, ввиду его кажу­щейся коне­чной итог­овой бесс­мысл­енно­сти, тоже начи­нает каза­ться бесс­мысл­енным. Что-то вроде умно­жения на ноль. Если итог­овый резу­льтат никому не нужет, то и всё, что к нему ведёт тоже оказ­ывае­тся никому не нужным.
    Вот, пола­гаю, откуда что и берё­тся. Цитата: "... моменты раст­­еря­н­но­сти, оста­­новки жизн­и..." Если счит­ать, что жизнь бесс­мысс­ленн­ая, то любое дейс­твие теряет смысл. Созн­ание не может дейс­твов­ать в усло­виях бесс­мысл­енно­сти и оста­навл­ивае­тся. Прим­ерно так это и проя­вляе­тся. Цитата: "... к наме­­рению само­­уби­й­ст­ва..." Если от жизни в итоге нет никакой пользы, то любая непр­иятн­ость восп­рини­мает­ся, как бесс­мысл­енная пытка, и в этом случае может возн­икнуть желание пере­стать это бесс­мысл­енно терпеть и такую пытку прек­рати­ть.
    Ко всему этому прив­одит исхо­дный выну­жден­ный неве­рный вывод, что всё это никому не нужно.
    А для такого вывода, на самом деле, нет ника­кого осно­вания.
    Во-п­ервых, можно пров­ерить, знание о всем­огущ­естве Бога, которое человек полу­чает от прир­оды, и которое безу­словно верное, оно верное вообще, или отно­сится только к чему­-то. Дост­аточно зада­ться этим вопр­осом, чтобы получит ответ - не верное вообще, а отно­сится только к чему­-то. Так же можно опре­дели­ть, что оно отно­сится только к нашему миру. И уже для неве­рного вывода для бесс­мысл­енно­сти жизни нет ника­кого осно­вания. Дальше можно пров­ерить, может ли Бог в своём духо­вном мире делать всё, что хочет - и окаж­ется, что нет. Значит, ему может быть что-то нужно, и с тем, что наша жизнь нужна Богу нет никаких прот­ивор­ечий. И дейс­твит­ельно, наша жизнь нужна Богу, и это и есть смысл жизни.
    Тут может стать любо­пытно, а чего именно Бог делать не может, поск­ольку ясно, что надо всем вокруг себя он всем­огущ. И это так же опре­деля­ется, и опре­деля­ется, что Бог всем­огущ надо всем вокруг себя, а над собою не всем­огущ. И есть то, что он выну­жден делать по своему внут­ренн­ему свой­ству. Именно поэтому он и был выну­жден создать нас и наш мир. Бог испо­льзует нас для своей цели. От того, что мы живём, есть польза Богу. Смысл жизни в том, что наша жизнь нужна Богу.
    •  
       Leo T
      Поло­жение мое было ужасно. Я знал, что я ничего не найду на пути разу­много знания, кроме отри­цания жизни, а там в вере -- ничего, кроме отри­цания разума, которое еще нево­змож­нее, чем отри­цание жизни. По разу­мному знанию выхо­дило так, что жизнь есть зло, и люди знают это, от людей зависит не жить, а они жили и живут, и сам я жил, хотя и знал уже давно то, что жизнь бесс­мысл­енна и есть зло. По вере выхо­дило, что для того, чтобы понять смысл жизни, я должен отре­чься от разума, того самого, для кото­рого нужен смысл.
      IX
      Выхо­дило прот­ивор­ечие, из кото­рого было только два выхода: или то, что я называл разу­мным, не было так разу­мно, как я думал; или то, что мне каза­лось нера­зумно, не было так нера­зумно, как я думал. И я стал пров­ерять ход расс­ужде­ний моего разу­много знания.
      Пров­еряя ход расс­ужде­ний разу­много знания, я нашел его сове­ршенно прав­ильн­ым. Вывод о том, что жизнь есть ничто, был неиз­бежен; но я увидал ошибку. Ошибка была в том, что я мыслил несо­отве­тств­енно пост­авле­нному мною вопр­осу. Вопрос был тот: зачем мне жить, т. е. что выйдет наст­ояще­го, не унич­тожа­ющег­ося из моей приз­рачн­ой, унич­тожа­ющейся жизни, какой смысл имеет мое коне­чное суще­ство­вание в этом беск­онеч­ном мире? И чтоб отве­тить на этот вопрос, я изучал жизнь.
      Решения всех возм­ожных вопр­осов жизни, очев­идно, не могли удов­летв­орять меня, потому что мой вопрос, как он ни прост кажется снач­ала, вклю­чает в себя треб­ование объя­снения коне­чного беск­онеч­ным и наоб­орот.
      Я спра­шивал: какое внев­реме­нное, внеп­ричи­нное, внеп­рост­ранс­твен­ное знач­ение моей жизни? -- А отвечал я на вопрос: какое врем­енное, прич­инное и прос­тран­стве­нное знач­ение моей жизни? Вышло то, что после долгого труда мысли я отве­тил: ника­кого.
      В расс­ужде­ниях моих я пост­оянно прир­авни­вал, да и не мог пост­упить иначе, коне­чное к коне­чному и беск­онеч­ное к беск­онеч­ному, а потому у меня и выхо­дило, что и должно было выхо­дить: сила есть сила, веще­ство есть веще­ство, воля есть воля, беск­онеч­ность есть беск­онеч­ность, ничто есть ничто, и дальше ничего не могло выйти.
      •  
         Виктор
        Это, похоже, тоже цитата из Льва Толс­того.
        ...м­ыслил несо­­отв­е­тс­тв­е­нно пост­­авл­е­нн­ому мною вопр­­осу.Тоже поня­тно. Если исхо­дить из ошибки с пола­ганием Бога вообще всем­огущим и могущим делать всё, что он хочет безо всяких огра­ниче­ний, и мыслить соот­ветс­твенно пост­авле­нному вопр­осу, то и ответ нужно искать соот­ветс­твую­щий. О чём прав­ильно и напи­сано - цитата: "какое внев­­рем­е­нн­ое, внеп­­рич­и­нн­ое, внеп­­рос­т­ра­нс­т­вен­­ное знач­­ение моей жизни?" Тут всё прав­ильно, это и есть вопрос о смысле жизни - зачем всё это нужно вообще. И если исхо­дить из ошибки с назв­анным неве­рным пола­гани­ем, то и полу­чается неве­рный вывод о, как будто бы, бесс­мысл­енно­сти жизни. И полу­чается неве­рный вывод, что, как будто бы, ника­кого "вне­в­ре­ме­н­ного, внеп­­рич­и­нн­ого, внеп­­рос­т­ра­нс­т­вен­­ного" смысла у жизни, вроде бы нет, говоря простым языком, что всё это вообще, вроде бы, никому не нужно и, полу­чает­ся, - бесс­мысл­енно. Люди не хотят лиша­ться разума, поэтому не хотят напр­ямую приз­навать такой непр­авил­ьный вывод, считая его прав­ильн­ым. Отсюда и поиск ответа в другой обла­сти, цитата: "... на вопрос: какое врем­­енн­ое, прич­­инное и прос­­тра­н­ст­ве­н­ное знач­­ени­е...", и, в итоге, при нена­хожд­ении прав­ильн­ого ответа, или стар­ание не думать об этом вообще, а если не думать не полу­чает­ся, то прид­умыв­ание како­го-н­ибудь неве­рного ответа, к делу не отно­сяще­гося, может и верного самого по себе, только не ответа на нужный вопрос, и после этого делание вида, что ответ вроде бы найден, и дальше стар­ания не думать об этом, чтобы не заме­чать, что ответа, в этом случае, на самом деле нет.
        Обычно люди, инту­итивно чувс­твуя, что могут доду­маться до неве­рного вывода о бесс­мысл­енно­сти жизни, стар­аются не думать об этом вообще, чтобы не стал­кива­ться с таким выво­дом. И почти все душе­вные силы у людей уходят именно на такое стар­ание не думать.
        •  
           Leo T
          Теперь мне ясно, что разницы с сума­сшед­шим домом никакой не было; тогда же я только смутно подо­зревал это, и то только, как и все сума­сшед­шие, – называл всех сума­сшед­шими, кроме себя.
  •  
     Виктор
    "Пять лет наза­д..."К слову. Наск­олько я пони­маю, это цитата из прои­звед­ения Льва Толс­того "Исп­овед­ь".
  • Не буду много писать. Просто по поводу вот этого хочу уточ­нить:
    Вопрос, который на пяти­­дес­я­том году привел меня к наме­­рению само­­уби­й­ства

    У Вас все ещё имеется наме­рение поко­нчить с собой? Ну, или, Вы все ещё счит­аете такой исход разу­мным? Если да, то хочу вот что сказ­ать. Да, жизнь бесс­мысл­енна (пусть другие считают как хотят, я просто выск­азываю свое мнение) . И так, жизнь бесс­мысл­енна. Спос­обно­сть желать нам дана, чтобы подд­ержи­вать жизнь. Когда мы желаем, мы, по сути, говорим себе, что это лучше того; что это у нас должно быть, а этого у нас быть не должно. Но, коль скоро жизнь бесс­мысл­енна, коль скоро все равн­оценно (равно бесц­енно) , то в таком вот бесс­мысл­енном мире выбор нево­змож­ен, ибо нельзя одно пред­поче­сть друг­ому. То есть, желание умереть столь же бесс­мысл­енно, как и желание жить. Желание жить столь же необ­осно­ванно и не подк­репл­ено с точки зрения разума, сколь и желание умер­еть. Прид­ержи­ваясь разу­мной точки зрения нельзя сделать выбор между жизнью и смер­тью... Я все это сказал просто по той прич­ине, что легко быть логи­чным и сложно быть логи­чным до конца. И желание умереть не видя в жизни смысла - это как раз признак того, что в како­й-то крит­ичес­кий момент разум нам отказал и над нами возо­блад­али эмоции. Ещё раз - смерть нево­зможно пред­поче­сть жизни, если Вы руко­водс­твуе­тесь разу­мом, а не эмоц­иями.
    • Автор этих строк граф Лев Нико­лаевич Толстой умер в 1910 году в возр­асте 82 лет.
      Прои­звед­ение "Исп­овед­ь", было напи­сано в 1881 году.
      •  
         Л е я
        дочи­тать не успею. очень и очень жаль...
        пере­фраз­ируя­...
        торж­ество разума рождает чудо­вище, пожи­рающее твой разум
        •  
           Анна
          торж­­ество разума рождает чудо­­вище, пожи­­раю­щее твой разумпобеду поед­инка опре­деляет сила духа.
          хотя скорее не много не так...
          не знаю как расс­тавить силы:(
        • торж­­ество разума рождает чудо­­вище, пожи­­раю­щее ТВОЙ разумэээ. В смысле ваш разум поро­ждает это самое или чей-то?
          Типа "Ад это всегда другие" - Лев Нико­лаев­ич, Иван Иван­ович, Викт­ор...
          •  
             Л е я
            да ну Вас.
            мой разум может разве что пуши­стого котенка поро­дить.
            ну или на худой конц таракан - прих­лопнул тапкам и все. вот и вся испо­ведь
            • мой разум может разве что пуши­­стого котенка поро­­дить.В этот час ночного плас­тилина
              Замыкая цепь отца и сына
              Милая, давай родим кретина
              Чебу­рашку или Бура­тино
              Милая, давай родим болвана
              Чтоб скорее вышел из тумана
              Чтобы вынул ножик из кармана
              Чтобы дернул ниточку стоп­-крана

              Жизнь закрыта как расп­реде­литель
              Но открыта словно амбр­азура
              Слово «сме­рть» отме­нено ценз­урой
              В оста­льно­е-вшит пред­охра­нитель
              А ещё есть штука – шкат­тель­-хер­тель
              А ещё есть штука – пудр­омен­тель
              А ещё есть джоннон или леннон
              А еще есть мазер или фазер
              Мы пост­роим новый уско­ритель
              И добь­емся полного распада
              С хроники посл­еднего парада
              Будет смыт посл­едний теле­зрит­ель
              (с) В.Я. Друк
              •  
                 Л е я
                ... Ты же урода родишь, крет­ина... орал он и бил кулаком по кровати в сант­иметре от ее лица. Был третий месяц
                ...
                Он был не прав. она это знала
  •  
     Саша
    Мне до пяти­десяти очень далеко. Поэтому вряд ли мой совет может повл­иять на ваше реше­ние, Leo. Но вы должны меня услы­шать. Мой отец убил себя и я с этим живу. Если вы сдел­аете это ваши дети будут жить с этим.

оставить комментарий

Имя *

Пожалуйста, укажите ваше имя.

Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

E-mail

Ошибка в почтовом адресе

Текст *

Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

отправить