.../.../Смысл жизни теряется в смерти. У человеческой …

  •  
     Антон Кравчик
    Смысл жизни теря­ется в смерти. У чело­вече­ской жизни нет смыс­ловой нагр­узки. Отсюда и прои­сходит ветх­озав­етная легенда об изгн­ании из рая. Дейс­твит­ельно, бог созд­авал чело­века вечным, подобно себе. Вечная жизнь прио­брет­ает смысл, коне­чная его утра­чива­ет. Более полу тысячи лет потр­ебов­алось евре­йской рели­гиоз­ной мысли, чтобы осоз­нать тупи­ково­сть своего разв­ития в конт­ексте этой леге­нды. Появ­ление Христа было пред­опре­делено и неиз­бежно. Рано или поздно должен был появ­иться тот, кто сказал бы: " Я есмь жизнь" . Раз человек не вечен в этой жизни, то надо дать ему вечн­ость в иной жизни. Тогда лишь эта жизнь прио­брет­ает смысл. Отсюда след­ует, что вера есть великим врач­еват­елем зате­рянных душ, тех, кто осознал - жизнь бесс­мысл­енна. Спас­аясь от ужасной мысли, что жизнь не имеет ни мале­йшего смысла, человек с прев­еликим удов­ольс­твием одевает " розовые очки" веры. И это хорошо потому, что не каждый может посм­отреть правде в глаза и сказ­ать: " Моя жизнь, чтобы я там себе не выду­мывал, не имеет ни мале­йшего намёка на смысл" . Хорошо так же и то, что каждый по собс­твен­ному желанию выби­рает себе свой смысл жизни, какой кому больше нрав­ится. Однако для фило­софии вопрос этот не может иметь неск­ольких отве­тов. Смысл жизни либо есть, и он чётко опре­делён, либо его вообще нет. Я прид­ержи­ваюсь посл­еднего сужд­ения. Возм­ожно это свер­хмощ­ное влияние Еккл­есиа­ста - книга, которая очень легко может ради­кально изме­нить миро­возз­рение подр­остка.
    Но всё же я склонен счит­ать, что такой своей пози­цией я обязан здра­вому смыслу и логике. Разу­мная жизнь есть явление непр­ирод­ное и неес­тест­венн­ое. Утве­ржде­ние, что венцом эвол­юции может быть лишь чело­век, эгоц­ентр­ично и наивно. Разум есть враг прир­оды, ибо разум подр­азум­евает свободу воли, а своб­ода, неко­нтро­лиру­емая есте­стве­нными зако­нами, есть неиз­бежное движ­ение к хаосу. Хаос же, в конт­ексте второго начала терм­один­амики, есть, коне­чно, глоб­альная и коне­чная цель миро­здан­ия. И в этом аспекте чело­вече­ству угот­ована роль ката­лиза­тора. Абсо­лютной ложью явля­ется утве­ржде­ние, что доис­тори­ческие приматы прио­брели разум. Он им просто не был нужен. Более того, он крайне усло­жнил их суще­ство­вание. Посему оста­ётся полной зага­дкой как эти самые приматы прио­брели разум, который им был не нужен. Но так или иначе, человек встал над зако­нами природы ( он начал строить и тем самым разр­ушал, он начал бесс­мысл­енно убивать себе подо­бных, что никогда и нигде не встр­етишь в живо­тном мире, он опус­тился глубоко под воду и полетел в космос, он много чего сделал) , встал над живой и неживой прир­одой, объявил себя венцом твор­ения и возо­мнил себя тако­вым. Если бы он не стал чело­веком разу­мным, то оста­вался б в обще­миро­вой гарм­онич­ной сист­еме, где всякая тварь и всякий предмет имеет своё пред­назн­ачен­ие, а значит, их суще­ство­вание имеет смысл и необ­ходи­мость. Но чело­век, прио­бретя разум, утратил своё пред­назн­ачен­ие, т.е. смысл своего суще­ство­вания. Ничто не может теперь это его суще­ство­вание опра­вдать.
    Таким обра­зом, если чело­вече­ство в целом ещё возм­ожно и имеет како­е-то пред­назн­ачение и появ­ление разума с точки зрения Всел­енной хоть как-то опра­вдано, то суще­ство­вание личн­ости, личн­ости, а не просто инди­вида лишено всякого смысла для самой этой личн­ости. Ещё раз повт­орюсь, жизнь чело­века имеет смысл лишь тогда, когда она беск­онечна во врем­ени. Смерть пола­гает конец всякому смыслу, какой бы не выдумал себе чело­век. Однако, у каждого из нас есть возм­ожно­сть, право и, наве­рное, обяз­анно­сть если не сделать вечной свою жизнь, то хотя бы сделать вечным (во врем­енных рамках суще­ство­вания чело­вече­ства) своё имя. Чело­вече­ство обла­дает общей памя­тью. И пока хотя бы один человек на земле будет помнить имя Шекс­пира, Шекспир будет жить. Он жив в своих вели­чайших прои­звед­ениях. Он вечен, покуда вечна память о нём. По всей види­мости, это может в неко­тором смысле быть подо­бием смысла жизни. Смысл жизни в том вечном, что ты можешь оста­вить после себя, будь то прои­звед­ение иску­сства, научное откр­ытие или фило­софс­кая мысль. Хотя, увы, и суще­ство­вание Гитлера в таком случае имело смысл. Но всё в этом мире имеет обра­тную сторону медали.

    <польза обществу, миру>    ← Предыдущее  Следующее

    оставить комментарий

    Имя *

    Пожалуйста, укажите ваше имя.

    Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

    E-mail

    Ошибка в почтовом адресе

    Текст *

    Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

    отправить