Антон Кравчик
Смысл жизни теряется в смерти. У человеческой жизни нет смысловой нагрузки. Отсюда и происходит ветхозаветная легенда об изгнании из рая. Действительно, бог создавал человека вечным, подобно себе. Вечная жизнь приобретает смысл, конечная его утрачивает. Более полу тысячи лет потребовалось еврейской религиозной мысли, чтобы осознать тупиковость своего развития в контексте этой легенды. Появление Христа было предопределено и неизбежно. Рано или поздно должен был появиться тот, кто сказал бы: " Я есмь жизнь" . Раз человек не вечен в этой жизни, то надо дать ему вечность в иной жизни. Тогда лишь эта жизнь приобретает смысл. Отсюда следует, что вера есть великим врачевателем затерянных душ, тех, кто осознал - жизнь бессмысленна. Спасаясь от ужасной мысли, что жизнь не имеет ни малейшего смысла, человек с превеликим удовольствием одевает " розовые очки" веры. И это хорошо потому, что не каждый может посмотреть правде в глаза и сказать: " Моя жизнь, чтобы я там себе не выдумывал, не имеет ни малейшего намёка на смысл" . Хорошо так же и то, что каждый по собственному желанию выбирает себе свой смысл жизни, какой кому больше нравится. Однако для философии вопрос этот не может иметь нескольких ответов. Смысл жизни либо есть, и он чётко определён, либо его вообще нет. Я придерживаюсь последнего суждения. Возможно это сверхмощное влияние Екклесиаста - книга, которая очень легко может радикально изменить мировоззрение подростка.
Но всё же я склонен считать, что такой своей позицией я обязан здравому смыслу и логике. Разумная жизнь есть явление неприродное и неестественное. Утверждение, что венцом эволюции может быть лишь человек, эгоцентрично и наивно. Разум есть враг природы, ибо разум подразумевает свободу воли, а свобода, неконтролируемая естественными законами, есть неизбежное движение к хаосу. Хаос же, в контексте второго начала термодинамики, есть, конечно, глобальная и конечная цель мироздания. И в этом аспекте человечеству уготована роль катализатора. Абсолютной ложью является утверждение, что доисторические приматы приобрели разум. Он им просто не был нужен. Более того, он крайне усложнил их существование. Посему остаётся полной загадкой как эти самые приматы приобрели разум, который им был не нужен. Но так или иначе, человек встал над законами природы ( он начал строить и тем самым разрушал, он начал бессмысленно убивать себе подобных, что никогда и нигде не встретишь в животном мире, он опустился глубоко под воду и полетел в космос, он много чего сделал) , встал над живой и неживой природой, объявил себя венцом творения и возомнил себя таковым. Если бы он не стал человеком разумным, то оставался б в общемировой гармоничной системе, где всякая тварь и всякий предмет имеет своё предназначение, а значит, их существование имеет смысл и необходимость. Но человек, приобретя разум, утратил своё предназначение, т.е. смысл своего существования. Ничто не может теперь это его существование оправдать.
Таким образом, если человечество в целом ещё возможно и имеет какое-то предназначение и появление разума с точки зрения Вселенной хоть как-то оправдано, то существование личности, личности, а не просто индивида лишено всякого смысла для самой этой личности. Ещё раз повторюсь, жизнь человека имеет смысл лишь тогда, когда она бесконечна во времени. Смерть полагает конец всякому смыслу, какой бы не выдумал себе человек. Однако, у каждого из нас есть возможность, право и, наверное, обязанность если не сделать вечной свою жизнь, то хотя бы сделать вечным (во временных рамках существования человечества) своё имя. Человечество обладает общей памятью. И пока хотя бы один человек на земле будет помнить имя Шекспира, Шекспир будет жить. Он жив в своих величайших произведениях. Он вечен, покуда вечна память о нём. По всей видимости, это может в некотором смысле быть подобием смысла жизни. Смысл жизни в том вечном, что ты можешь оставить после себя, будь то произведение искусства, научное открытие или философская мысль. Хотя, увы, и существование Гитлера в таком случае имело смысл. Но всё в этом мире имеет обратную сторону медали.