.../.../На что ты тратишь свою жизнь? По примерной статистике: …

  •  
     прохожий
    На что ты тратишь свою жизнь?

    По примерной статистике:
    Первое место - СОН.
    при нормальной суточной продолжительност­и сна (от 7, 5 до 8 часов) около трети нашей жизни, т. е. почти 22 года (при продолжительност­и жизни 70 лет) мы проводим во сне.

    с рождения до трех месяцев новорожденный спит довольно много — приблизительно от 17 до 18 часов в день, и примерно 15 часов в день к трем месяцам. Детям с полтора года до двух лет доктора советуют спать 12-10 часов в день плюс двухчасовой послеобеденный сон. с трех лет до десяти до подросткового периода примерно 10-8 часов. и уже после подросткового периода примерно 7.5-8 часов в день.

    Сон нужен. По причине сна тело отдыхает. Человек который не высыпается чувствует раздраженность, вялость, усталость, угнетение. Когда учился в казахско-турецко­м колледже была бессонница. часто засыпал в 3 или 2 часов ночи. Иногда в 4-5. обычно вставал в 7-8 часов. я думаю это было вызвано напряженностью, очень часто были экзамены.8:30-9:­00 завтрак. первый год английский в неделю был 20 раз. 20 академических часов, по 45 мин, 6 часов турецкий и остальные предметы. потом во втором курсе на английском были предметы как математика, физика, биология, информатика химия и прочеие а так же спец. предметы как management, terminalogy (economics) , macroeconomics, microeconomics, financial accounting и другие. с 9-ти до 17:00 учились. это 8 часов в день. конечно с 12:30-13:30 был обед. потом 17:00-18:00 шли в общежитие, там либо спали либо спали, либо кто-то повторял уроки. с 18:00-19:00 ужин в столовой. потом шли опять в колледж, с 19:00-22:00 готовились к занятиям. в совокупности 10 часов в день уходило на учебу. Те кто усердно учился их называли чалышканами, "чалышкан" в переводе с турецкого "трудяга", чалышмак-трудить­ся (а так же применялось как "учиться") . Были воспитатели, которые занимались воспитанием, мотивировали, говорили "давайте чалышканьте! ", почему ты не учишься? почему не чалышканишь? студенты подходили к друг-другу говорили, "слушай Адилет, я хотел с тобой почалышканить математику". Когда уставали говорили "че то нет желание чалышканить..."в первом курсе в каждом классе у многих ребят были блакноты с английскими словами, они брали в столовую, когда стояли в очереди зубрили слова, после отбоя ночью доставали фонараики и блакнот у зубрили, шкафы, 2-х ярусные железные кровати в общаге были изклеяны стикерами, где были слова на английском, теоремы по математике, даты по историй и. др. Надпись на турецком "Чалыш, чалыш! бабан гиби, эшек олма! " была атмосфера учебы. экзаменов, домашки, и прочего было много, у меня был нарушен сон, ладно те которые с фонатиком или в гаджете что то читают не мешали, но некоторые ребята в комнате ночью разговаривали, храпели, или ржали не давая спать. Комната маленькая, шесть человек. иногда был жуткий запах от газов который не давал спать. (не много от темы сбился) потом я закончил колледж и у меня нормализовался сон, долгое время быстро засыпал. но последнее время опять не могу заснуть. мысли, словно течение. мысли, они возникают и возникают, иногда нервничаю и еще больше не могу заснуть. но порой быстро получается заснуть и выспаться. это радует.
    итак, это первое, на что человек тратит время.

    Второе место — гаджеты (телевизор, компьютер, интернет, телефон, айпад, планшеты и др.)
    На телевизор, телефон и компьютеры современный человек тратит примерно почти половину всего времени, что находится в состоянии бодрствования, примерно 45% этого времени, т. е. при продолжительност­и жизни 60, за исключением детства 10-8 лет. Но сейчас и дети с первого класса или с пяти лет хорошо разбираются в компьютерах, и много тратят времени на гаджеты и смотрят телевизор, мультфильмы, я не знаю, чуть ли не с 2-х лет, . Люди тратят около 20 лет на общение с гаджетами!
    Кто-то часами, днями и ночами играет ДОТУ. Их называют дотерами, или "задротами", у них есть своя лексика, дотер это очень эмоциональная и матершинная личность, может ночью громко орать когда люди спят, у дотеров есть свои лексикон, говорят такие слова как НУБ, ЗАДР. в общем кто-то очень привязан к этой игре, что у него начинаются проблемы в семье, недостаток общения в семье, в обществе и в общем с людьми. Он гибнет, тухнет, деградирует. Еще одна проблема, это пустословие, словоблудие и бесполезное словословие в соц. сетях. Да можно использовать соц сети во благо, общаться с хорошими друзьями, писать письма родственникам поддерживая родственные связи, есть хорошие и полезные группы в соц сетях. Но многие используют соц. сети не во благо, а на что? это сплетни, сквернословие и пустословие. Молодежь массово тратит время на соц сети. Сидит в ВК. Сидит в ВК: ночью, днем, за обедом, в транспорте, в туалете, в универе, когда выносит мусор, когда лежит на диване, лежа, стоя, сидя, на боку. Строчит что-то, ему мать говорит: сходи сыночек за хлебом, а он сидит в ВК, а он сидит в ВК, братик подходит и говорит а что такое фотосинтез? а он сидит в ВК. Сынок, давай с семьей вместе покушай, пошли. а он сидит в ВК. В 4 ночи в ВК, внезапно может заржать, может не ответить на вопрос, может тупо смотреть на экран, в ожидании писем, может в темной комнате лежать и проводить время за соткой. ЭТО ДЕГРАДАЦИЯ! ты гибнешь...
    Телевизор.И те которые смотрят телевизор, в этом ящике много вреда чем пользы, многое что в телевизоре смотрит бесполезно, пустая трата времени и даже несет вред, и становится причиной деградации. Человек уже перестал читать книги. Человек перестал развиваться, человек перестает расти... он тупо смотрит телевизор, губит свое время...Примерно 12 лет смотрят телевизор. Ужас! 12 лет лежать на диване и смотреть в этот ящик! вяло переключая каналы пультом. Ужас. Изобретаются технологий, пишутся книги, кто-то строит школы и больницы, кто-то в африке роет колодцы, и обеспечивает бедных пищей, а кто-то лежит на диване и смотрит в ящик! Лежит, и тупо смотрит в этот грязный, гнусный ящик. Кто-то часами напролет смотрит сериалы, кто-то ночами смотрит фильмы.
    Советую не тратить время на телевизор. Нужную информацию я беру в интернете, что касается образования или науки. Книг или полезных материалов. А телевизор кишит не нужной и скверной информацией.
    Взрослые ежедневно тратят примерно 212 минут на просмотр различного видео, включая телевизор, интернет-ролики и DVD.
    Примерно среднестатистиче­ский пользователь сети в России ежедневно проводит примерно 51 минуту в соцсетях, примерно 41 минут на поисковых порталах, сайтах.

    Третье место - труд. Примерно человек 10-18 лет трудиться. Это как и сон нужно. Дабы обеспечивать себя , семью и родственников пропитанием, и другими материальными вещами.

    Дорогие ребята, скажите мне, что вы думаете на четвертом месте? на что еще человек тратит время? что на четвертом месте?
    Предыдущее  Следующее

Отклики:

  •  
     Ольга
    Я три часа каждый день трачу на дорогу. Когда приезжаю с работы мне нужно заскочить в магазин, купить продукты, приготовить еду семейству. Уложить детей, прочитать сказки на ночь.
    В субботу сделать все что накопилось по дому, затарить холодильник. В воскресенье съездить к свекрови, это еще два часа дороги в один конец. Там приготовить, прибрать, постирать.
    Получается на третьем месте после сна и работы у меня дорога, на четвертом месте кухня, на пятом магазины.
    Гаджеты и социальные сети это между делом. Три часа дороги надо чем-то занять.
    •  
       Маймулоджон
      Ольга, боюсь что ваши выкладки не впрок. Женщины в представлении Прохожего не совсем, как бы это сказать, человек.
      •  
         Концептуальное возмущение
        женщины в представлении Прохожего не совсем, как бы это сказать, человек.да
        но
        от этого женщины не перестают быть концептуальным возмущением
        •  
           Андрей
          Не ожидал, что своими выражениями мог вызвать женщину назвавшеюся Концептуальным возмущением. Надо было заменить слово "возмущение" на слово "флуктуация", тогда бы никто не возмущался бы.
        •  
           Маймулоджон
          от этого женщины не перестают быть концептуальным возмущением
          Прохожий в таких случаях рекомендовал немного поколотить женщину.
          Впрочем может я путаю Прохожего с его братом Геннадием. Но у одна концепция
    •  
       прохожий
      Да, вы правы. по примерной статистике человек примерно тратит 4-9 лет своей жизни на дорогу. Если примерно человек тратит 3 часа в день на дорогу, то примерно 9 лет своей жизни он едет куда то, или от куда то.
      Тут про меня что то говорят вижу, мол я не считаю женщину человеком. Я заявляю, "женщина человек". Цитирую "не совсем человек?" а кто тогда? Какие то странные заявления, "не совсем человек". Нужно делать добро матери, матери, матери, и отцу. Видите ли, мол я говорю "не совсем человек". Вот так вот выхожу на рынок, лююююди, послушайте меня, я сделал открытие, оказывается "женщина не совсем человек! "
      •  
         прохожий
        я имею в виду, массу людей. Большинство людей так тратят время. Кто то например живет рядом со своим офисом, кто-то живет в офисе)
  •  
     Citero
    Больше всего времени уходит на сон. При среднесуточной продолжительност­и сна (7-8 часов) – это 21, 5 года.
    Почти половину времени бодрствования, не учитывая детство, отнимают у нас телевизор, телефон и компьютер – 20 лет. Из них социальными сетями уничтожается около 10, 3 часа в месяц или 11 месяцев за всю жизнь.
    Работа занимает около 9, 5 лет. Именно столько тратится впустую, если занимаешься нелюбимым делом.
    4, 5 года тратится на еду и питье.
    Простои в пробках составляют 2 года. Причем москвичи тратят до 9 лет своей жизни.

    (c) Cosmopolitan
  •  
     Маймулоджон
    Идея просчитать на что человек тратит время примерно из той же области что вычислять среднюю температуру по больнице.

    У меня отец не менее 8 часов в день смотрит телевизор. Старенький совсем бабай. Я даже не уверен что он понимает о чем там по ящику говорят. А я телевизор уже давно не смотрю. Если нас двоих сложить, получится что я смотрю телевизор четыре часа в сутки. Что-то многовато будет.
  •  
     Андрей
    Прохожий, так как мы уже знакомы, я позволю себе предположить, что вы ставите в своей статистике на четвертое место соблюдение религиозных таинств связанных с поклонением единому Богу. Истинно верующих людей 5% 50 - 60% определяет себя по вероисповеданию своей наций. Русский практически всегда себя связывает с православием, если не с православием, то в общем-то только с авраамическими религиями, причем Ислам встречается чаще. Около 20 процентов - убежденные атеисты. А пять процентов делят между собой те, кто верит в экзотику. Причем 4 процента, может три из них - это различные секты. Один процент дробится на сотые и десятые части пожалуй, в кругу действительно уникумов. Это мои предположения. А вот по данным ВЦИОМ : 75 процентов христиане(Россия­) , 8% мусульмане(Росси­я) , 2% исповедуют другие религии. Не слишком я и ошибся. Потому что по статистике "верующие" христиане не причащаются, причем игнорируют причастие 68%, а библию не раскрывали 10%. + Еще можно учесть, что есть, которые не будучи Графом Толстым отлучались от церкви. По данным ВЦИОМ атеистов уменьшилось в 2, 5%, это спорно, потому что у большинства не атеистов, сейчас строгой религиозной позиции нет. Некоторые атеисты продолжают идти по своему пути, но очень ловко находят себе оправдания тем, что допускают наличие некой высшей силы. На таком транспорте далеко не уедешь.
    •  
       Маймулоджон
      Некоторые атеисты продолжают идти по своему пути, но очень ловко находят себе оправдания тем, что допускают наличие некой высшей силы. На таком транспорте далеко не уедешь.Смотря что назвать атеизмом и что назвать высшей силой. Вы на днях вспоминали панпсихизм? Вполне себе распространенная идея, пережившая пару тысячелетий.
      И потом не у всех цель доехать до конечной точки. Многих занимает сам процесс езды. Особенно хорошо это заметно когда речь идет о смысле жизни. По результатам опроса "в чем смысл" у большинства отметившихся здесь первые места занимают личностный рост и сам процесс жизни.
      •  
         Андрей
        Концепция сотворения мира Демиургом, еще не дает нам право называть человека придерживающегос­я такой философии верующим. Вера или теизм подразумевает то, что Демиург имеет связь, отношения с сотворенным миром. А если этих взаимоотношений нет, этическая модель Демиурга становится ненужна. Панпсихизм - это не атеизм, потому что в панпсихизме и пантеизме является частью сущего, а сущее способно чувствовать и проявлять волю, в силу наличия души. Но я говорю о том, что человек полагающий, что причиной сотворения мира является некая сила, еще не верующий. Вера начинается с персонификации Демиурга с предписывания ему разумной воли, с тем что он, как отец всего передал людям скрижали морали, нравственности нарушать которые является преступлением. Преступлением, которое человек совершает против самого себя, или же против самого Бога(Богов) . То есть итсизм ничего нового не дает кроме того, что опровергает научный атеизм. Далее религия считает, что человек должен руководствоватьс­я сакральными ценностями, ни своими индивидуальными и даже социальными. Потому что хоть социальные ценности производят мораль, они имморальны и безнравственны. Они декларируют гуманизм лишь на словах, а ядро жизни социального человека - это стремление соответствовать совокупным интересам, а суть совокупных интересов, с моей точки зрения - это прогрессивное развитие системы основанной на дуалистическом противопоставлен­ии производства и растущего потребления. Производными от производства являются политическая экспансия, использование ресурсов затраченных на этническое самоопределение народа, действия связанные с укреплением ячеек власти и т.д. Если взглянуть на историю, то реализация групповых интересов, особенно это видно на примере национализма заставила творителей истории перейти все морально-нравств­енные табу. Поэтому, чтобы теизм зародился необходимо расширение креационизма до масштабов интеграции идеи Бога как высшего существа задавшего своей благодатной волей нравственный закон, если избежать стадии этого концептуального расширения религии не будет, да и веры тоже не будет, потому что вера, как я уже писал персонифицирует Бога, даже если это пантеизм, потому что, что такое вселенная, то есть совокупность всей материи можно понять на интуитивном уровне, а потом эвристическими методами провести гипостазирование обожествляемого идола так, чтобы эта персона, если она не станет визуальным представлением, то пускай данное представление будет умозрительным. В библии же тоже нет ни описания Отца, ни Христа, есть слова их и действия. А образ седого дедушки ассоциировавшийс­я с Богом был получен воспроизведением картинки возникшей в мышлении у художников. Итак, признаки теистической религии во-первых в персонификации Бога(Богов) , во-вторых привнесение идеи Бога в жизнь социума таким образом, чтобы в социуме образовались религиозные отсеки, кротовые норы общества, то есть общины в которых люди пытаются нащупать и собрать в едино этические скрижали, имеющие сакральную природу и стоящие выше прогресса, выше научного знания, выше эгоистических желаний человека и выше социального инстинкта. А человек, который всего-навсего допускает реальность высшей силы послужившей формированию материи больше похож на атеиста, чем на верующего, ибо взгляды такого человека по обыкновению принадлежат к разряду антропоцентричес­ких и абстрактно-гуман­исических.­ Хотя христианская демократия признает личность человека высшей ценностью, то есть в христианском демократизме существует персонализм, самой высшей личностью в персонализме является Бог, он высший Творец с высшей волей, человек потому в персонализме богоподобен, что он созидает по своей свободной воли, однако почему персонализм отличается от секулярного гуманизма. Тем, что персонализм и все остальные аспекты христианской демократии ставит духовное благополучие выше всех остальных. А все духовное имеет начало в Боге, в божественных ценностях, жизнь им противоречащая ведет к духовной, то есть фундаментальной гибели человека. В секулярном гуманизме дух не рассматривается. Секулярный гуманизм проповедует физическое здоровье, свободу действий, материальные блага, счастье, то есть нечто другое, нечто не сакральное и не выходящие за рамки общественного бытия. А все что не выходит за примитивные, эвфемерные социальные рамки, то удовлетворяет нашему плотскому, телесному образу существования. Т.е сотворен ли мир потусторонними силами, не сотворен не имеет никакого особого, сакрального, значения. Нет ни какой разницы, что есть Бог или нет, просто наличие иной, мистической, фантасмагорическ­ой, сверхъестественн­ой силы принимается интеллектом. Явный пример этой ситуации - это Пестель. А более реакционерно высказался Дени Дидро, он не сказал, что он не верит в Бога, он говорит, что вопрос о существовании Бога не является проблемой для жизни человека. Это называется апатеизм, но в религиозном сознании - это тоже, что и атеизм. Потому что в апатеизме ликвидируется самое интимное и важное в жизни человека, его духовный контакт с сакральным, с божественным. Так же и итсизм, он по стойкости своей настолько слаб и нестабилен, что малейшее концептуальное возмущение заставит его перейти в теологический нонкогнитивизм или апатеизм. А в вере устойчивость в убеждении - это важный фактор. То есть вера в некую силу не удовлетворяет ни одному из пунктов теизма, значит это не теизм, а поскольку эта "нетеистическая философия" содержит черты атеизма, то по логике итсизм - это форма атеизма. Вот доказательство из статистики.

        Среди атеистов есть и суеверные:
        - 1, 6% верит в черта
        - 14, 7% - верит в приметы
        - 13, 2% - в некую сверхъестественн­ую силу
        - 2, 8% - в загробную жизнь
        - 3, 4% - в колдовство и магию
        - 2, 4% - в переселение душ (2, 4%)
        •  
           Маймулоджон
          из всего этого длинного поста можно сделать вывод, что атеистов не существует вовсе. Что впрочем имхо тоже верно.
          •  
             Андрей
            Извините меня за большой текст, но я хотел бы скопировать вам очень толковую статью Рустема Вахитова.

            Атеизм:
            христианство без Бога

            «… обезьяна христианства, тот популярный, очень распространенный в … толпе физиков, химиков, всяких естественников и медиков «научный» материализм, на котором хотят базировать все мировоззрение».
            А. Ф. Лосев

            1.
            Атеизм снова входит в моду в России. В позднесоветские годы среди «продвинутых, свободомыслящих интеллектуалов» считалось особым шиком отрастить волосы alaХристос из музыкального фильма «Иисус Христос - суперзвезда», носить нательный крест, да так, чтоб его было видно ввиду «небрежно» полурасстегнутой рубашки и в Пасху идти в церковь, проходя через «конвой» милиционеров и крепких парней из «комсомольского патруля».У их преемников в постсоветской путинской России считается хорошим тоном щеголять цитатами из «Словаря атеиста», почитывать Гольбаха и Маркса и в Интернете упражняться по поводу «православия головного мозга». Конечно, на самом деле и в том, и в другом случае перед нами - именно мода.Российские «вольнодумцы»–пр­и всех своих претензиях на оригинальность очень предсказуемые - всегда были, остаются и будут оставаться в жесткой оппозиции к государству (даже если они де факто работают на это государство и получают от него зарплату) , и их отношение к религии колеблется в зависимости от того, как к религии относится государство.Во времена, когда чиновники боялись надеть крест и крестить ребенка в церкви, потому что за это лишали партбилета, наши вольнодумцы называли себя христианами, во времена, когда те же, лишь чуть постаревшие чиновники стоят в церквях со свечами в руках – интеллигенты кричат о клерикализме. Бьюсь об заклад, что наступит новая эпоха, между государством и церковью наметится раскол – и дети солисток из «ПуссиРайот» будут читать Владимира Сергеевича Соловьева, ходить в церковь и проклинать своих мамаш (впрочем, не исключаю, что эта метаморфоза произойдет и с самими мамашами) . Я уже живу достаточно долго и один раз подобную метаморфозу видел; обращение к истории мне подсказывает, что она происходит регулярно.
            Но в любом случае у нас есть повод поговорить об атеизме.

            2.
            Вежливость ученого состоит в том, чтобы с самого начала дать определение основным понятиям, иначе мы вынуждены будет пасть перед бэконовским «идолом площади», где бестолковые споры не прекращаются, потому что никто не понимает: о чем спор.
            «Большая советская энциклопедия»гов­орит об этом следующее: «Атеизм (франц. atheisme, от греч. а — отрицательная частица и theos — бог; буквально — безбожие) , отрицание существования бога, каких-либо сверхъестественн­ых существ и сил и связанное с этим отрицание религии. Содержание понятия «Атеизм» изменялось на протяжении истории, и было тесно связано с характером религиозных учений, которые господствовали в различные эпохи». Ничуть не желаю посягать на авторитет главной энциклопедии страны, в которой родился я сам и, думаю, большинство моих читателей, но хуже определения, по-моему, нет. По той причине, что оно содержит в себе логическую ошибку «отрицательное определение». Всякий, кто изучал курс формальной логики, знает, что определение должно отражать существенные свойства определяемого предмета, то есть должно содержать утверждение, а не отрицание. Высказывание: «цирк – это не кино», конечно, формально верно, но оно ничего не сообщает нам о существенных чертах цирка. На примере атеизма это видно особенно ярко. Скажем, буддизм отрицает существование Бога – творца вселенной, равно как и реальное объективное существование самой вселенной. В народных формах буддизм может смешиваться с различными языческими верованиями (таков, например, монгольский или бурятский буддизм, предполагающий поклонение разным богам, олицетворяющим явления природы) , но строго говоря, сама доктрина буддизма этого не требует. Буддист может и не верить в богов, даже в тех, которым поклоняются в буддистских храмах некоторых народов – как например сторонники «философской» японской версии буддизма – дзен-буддизма; от этого он не перестает быть буддистом. Но вряд ли при этом мы согласимся признать буддистов атеистами.
            Задача определения атеизма осложняется тем, что атеисты не имеют декларации, в которой выражались бы взгляды всего атеистического сообщества (вроде «Символа веры» в христианстве) , зачастую принадлежат к разным и даже враждующим философским направлениям и школам не говоря уже о различиях их политических взглядов и предпочтений в силу чего, как показала история, некоторые атеисты к верующим или даже иерархам церкви относятся более терпимо, чем к другим атеистам, исповедующим иные политические взгляды (сравним отношение Сталина и руководства СССР 1940-х годов к патриарху Сергию с одной стороны и к троцкистам или западным социал-демократа­м с другой) . Тем не менее, попытки выработать некую общую позицию со стороны атеистов, конечно, предпринимаются, хотя, безусловно, это «кредо атеизма» отдельные атеисты вольны принимать или не принимать, тем более, что атеизм не имеет институционально­го образования, которое отлучало бы от атеистического сообщества за «неправильный атеизм» (как церковь отлучает еретиков) .
            Такую попытку выработать общую позицию мы находим на одном из крупнейших атеистических ресурсов Рунета – «Атеистическом сайте». Рассмотрим ее.
            Прежде всего, там совершенно справедливо утверждается, что: «Атеизм является не «простым неверием в бога», а представляет собой мировоззрение, включающее в себя научные, моральные и социальные основания для отрицания существования бога и философию жизни без бога»1 Каковы же основы этого мировоззрения?
            Первая основа – это тезис о том, что вне человеческого сознания существует объективный, то есть не зависящий от нашего восприятия единственный материальный мир, природа, которая организована рационально, иными словами, подчиняется законам, доступным для человеческого разума. Этот тезис в философии называется объективизм или натурализм. «Атеистический сайт» говорит об этом недвусмысленно: «Атеизм основывается на признании естественного, окружающего человека мира единственным и самодостаточным … Атеизм основывается на естественнонаучн­ом постижении мира…».
            Вторая основа – тезис о том, что человек является лишь частью природы, но при этом, как обладатель разума и личности представляет высшую ценность. В философии этот тезис называется антропоцентризм. Приведем соответствующую сентенцию «Атеистического сайта»: «Атеизм, основываясь на принципах светского гуманизма, утверждает первостепенное значение человека, человеческой личности и человеческого существа по отношению к любой социальной или религиозной структуре».
            Третья основа – тезис о могуществе человеческого разума. Как правило, атеисты при этом как высшую форму рационального познания рассматривают научное познание (имея в виду под наукой, прежде всего, математическое экспериментально­е естествознание, возникшее в результате ньютоновской революции около 300 лет назад) . В философии этот тезис носит название рационализм или сциентизм. Атеисты при этом убеждены, что наука, разъясняя одно явление природы за другим, не оставляет места религиозным их интерпретациям: «Все, что наука открывает о сущности явлений мира, некогда объявлялось непосредственным делом рук бога. Бог отступает из той области, в которую вступает наука. Ни одно научное открытие не подтверждает того, о чем говорит религия, но даёт разумные, рациональные объяснения таинственных явлений».
            Наконец, четвертая основа атеистического мировоззрения часто атеистами даже не формулируется, но подразумевается и это видно из их рассуждений о научном прогрессе, эволюции человеческой морали, политических институтов и т.д. Речь о прогрессизме – учении, согласно которому человеческая цивилизацияразви­вается­ от низшей формы к высшей, постепенно увеличивая достоверные знания о мире, могущество техники и меру свободы человека. Возможно, атеистам кажется, что это и так очевидно и специально подчеркивать это не нужно, но история философии демонстрирует нам множество учений, которые совсем не так оценивают развитие человечества и видят в нем либо регресс, либо движение по кругу, либо вообще отрицают единое человечество и единую его историю.
            Итак, атеизм – это мировоззрение, базу которого составляют 1) объективизм или натурализм 2) антропоцентризм 3) рационализм и сциентизм и 4) прогрессизм.Иным­и словами атеизм не просто отрицает существование Бога как личностного Творца и Управителя мира.Атеизм еще и утверждает, что существует единственная, материальная, не зависящая от нашего познания природа, пронизанная законами, что человек – часть этой природы и более того – ее вершина, поскольку он обладает разумом и может проникать в тайны природы, изучать эти законы и использовать их в своих целях, что ценности человеческого бытия превыше всего и история человечества представляет собой гносеологический­, экономический и политический прогресс.Выявив положительное содержание понятия «атеизм» мы теперь не можем не признать, что были правы, когда интуитивно догадались, что буддизм, хоть и отрицает существование Бога-Творца, атеистическим мировоззрением (в данном смысле слова) все же не является. Даже если буддист не верит в языческих природных богов и тем более в Бога-Творца, он – все равно не атеист, потому что ему чужды все четыре принципа атеизма - объективизм, антропоцентризм, сциентизм и прогрессизм. Буддисты считают природу и человеческую личностью иллюзией, а к западной науке относятся как к попытке найти что-либо рациональное в обрывочных сновидениях.

            3.
            Если мы вдумаемся в эти положения атеистического мировоззрения, то заметим, что все они сформировались в лоне христианской европейской цивилизации и ни в одной другой цивилизации мира все эти четыре положения не могли собраться в единое целое.Более того, в других цивилизациях многие из них были бы признаны абсурдом.
            Так, в цивилизациях Дальнего Востока (Индии, Китае, Корее, Японии) с древности существовал и до сих пор еще силен совершенно иной взгляд на природу. Природа там воспринимается не как объективно существующая реальность, а как реальность иллюзорная («майя», «сансара») , созданная человеческим восприятием. Индусы, китайцы и японцы издревле считали, что мир, который мы видим – с солнцем, звездами луной, землей существует только потому, что наши органы чувств и наш мозг устроены определенным образом, для других существ – например, насекомых он выглядит иначе, а сам по себе представляет просто совокупность лишь одно мгновение длящихся вспышек - «дхарм». Также как зритель кинофильма воспринимает быструю смену кадров как живое изображение, мы сочетание этих «вспышек» воспринимаем как реальный мир. В Европе такая точка зрения известна, но она здесь исповедуется лишь отдельными философскими школами и мыслителями, которые никогда не принадлежали к мейнстримуевропе­йской мысли и в глазах большинства европейцев выглядят как чудики и эксцентрики (Беркли, Юм, Шопенгауэр, Мах, Авенариус) . На Востоке наоборот это - точка зрения тысяч и миллионов простых людей, никогда не изучавших философии, но с детства усвоивших, что мир с его успехами и невзгодами не более чем иллюзия, род сна.И столь привычное нам материалистическ­ое воззрение на природу для них – абсурд и нелепость: любой буддист и индуист будет хохотать над нашим убеждением, что если человечество, например, в результате какой-нибудь пандемии, полностью погибнет, то мир с его солнцем, небом, деревьями домами, которые мы видим, все равно продолжит существовать.
            Более того, учение об иллюзорности мира на Востоке дополняется ... отрицанием законов природы. Европейские монахи-иезуиты, прибывшие в Китай проповедовать христианство, столкнулись с проблемой: китайцы не понимали их, когда те начинали рассуждать о законах природы. Согласно воззрениям традиционных китайцев дождь льет и урожай растет не потому что в природе наличествуют некие законы, независимые от человека, а потому что … такова воля императора, который сын Неба. И наоборот, если наступили засуха и урожай погиб, то также виноват император (схожая ситуация была в древнем Египте, где фараон каждый год при скоплении народа зачитывал указ, повелевавший Нилу разлиться) . Известная в СССР прибаутка: «Прошла зима, настало лето – спасибо партии за это! » была бы воспринята древними египтянами и китайцами совершенно серьезно. Сама идея закона – некоего универсального требования была китайцам (равно как и всем остальным народам, кроме древних греков и их наследников европейцев) чужда, в их обществе не было законов, которым должны подчиняться все – от императора до крестьянина и которые были бы абстрактными нормативами, независимыми от сиюминутной воли правителя.
            Причем точно так же как для представителей цивилизаций Дальнего Востокаиллюзорен мир, иллюзорендля них и человек в нашем европейском понимании. Человек для восточной культуры не представляет большой ценности, его разум не так уж и важен, потому что все, что он познает, как мы выяснили – не более чем морок, свободен человек или несвободен – не так уж и важно, потому что личность – тоже морок. Нам кажется, что мы представляем собой уникальное существо, отличное от других, со своим характером, воспоминаниями, способностями. На самом деле это не так; «то есть то», каждый из нас тождественен любому другому, и в то же время – нас как самостоятельных существ вовсе нет.
            В рамках этого мировосприятия нет места ни объективизму, ни рационализму, ни гуманизму. Атеизм здесь невозможен даже в случае отрицания тем или иным мыслителем существования богов. Была такая школа древнеиндийской философии – чарвака-локайяти­ка. Ее представители отвергали религию, но выше примитивного гедонизма в духе «тогда ешь, пой и веселись! » не пришли. Никаких тезисов гуманизма, прогресса и рационализма они так и не высказали.
            Античная цивилизация тоже не знала и не могла знать атеизма в нашем смысле слова. Конечно, древние греки и римляне не отрицали существование природы (хотя некоторые мистические направления в греческой философии, такие как платонизм и признавали материальную природу полуиллюзорной, «миром теней» и противопоставлял­и ей иной высший идеальный мир) . Но например, утверждение того, что мир всего лишь один для греков было бы спорным. Многие греческие философы учили, что есть множество космосов в пространстве (Демокрит, Эпикур) или во времени (Эмпедокл, стоики) . Представления о неких строгих законах природы в современном смысле, тоже были чужды грекам (хотя понятие закона выработала именно греческая цивилизация) . Самый рационалистичный античный философ – Аристотель и тот объясняет явления природы (например, падение камня на землю) не воздействием на тело силы, как физика Галилея, а стремлением камня занять его обычное «естественное» место. И камень, и огонь, и земля, и весь космос для Аристотеля – живые существа, а живые существа подчиняются не механистическим законам как мертвый космос Ньютона, а судьбе (тоже своего рода закону, но особому и зачастую человеку непонятному) . Греки в подавляющем большинстве верили в судьбу – рок или фатум, от которого невозможно уйти, но который недоступен нашему разуму и предстает нам как абсурд. Что с того, что камни с завидным постоянством падают на землю, а за зимой всегда идет весна? Разве мало в окружающем нас мире иного, неразумного, странного, случайного и необъяснимого? И разве нельзя предположить, что завтра солнце, которое всходило тысячи лет на востоке, взойдет на западе? Греки ведь не верили в разумного Бога, который разумно обустроил природу, они верили в случай, в игру капризной воли богов, которые в свою очередь тоже игрушки в руках рока.
            Року подчиняются и многие явления природы, поэтому изучать их – занятие не то чтобы бесполезное, но не такое уж и важное. Практически все античные философы, начиная с Парменида (за исключением разве что того же Аристотеля) , чуть ли не в один голос утверждают, что о природе возможны лишь мнения («докса») , а не точное знание (как например, о математических объектах) . Платон, излагая в «Тимее» устройство космоса, оговаривается, что это – лишь правдоподобный миф. Учебники по естествознанию в античности так и назывались «Мнения физиков» и там излагалось множество разных взглядов философов. Греков очень бы повеселила мысль, которой живет наша цивилизация – что может и должна быть только одна физика. Неудивительно, что греки, чей интеллектуальный гений вряд ли можно поставить под сомнение, так и не создали экспериментально­й науки.
            Не создали они и техники в силу того, что вовсе не считали человека центром природы, ради которого природа существует и которому она должна служить. Антропоцентризм также был чужд людям античности. Древний философ-неоплато­ник Цельс написал книгу против христианства. В ней он, надсмехаясь над христианами, сравнивал их с лягушками, которые сидя вокруг своего маленького болота, думают, что Бог создал всю огромную вселенную только ради них и их болота. Человек у греков римлян – песчинка в огромном космосе. Даже если бы существовал единый Бог, вряд ли он заинтересовался бы человеком – существом, живущем в низшем подлунном мире, нас же мало интересует жизнь муравьев. Человек – никакой не венец творения, и не вершина животного мира; есть животные, которые сильнее человека, быстрее бегают, лучше видят; есть и боги – бессмертные и счастливые существа с эфирными телами. Разумность человека – не только преимущество, но и проклятие, благодаря разуму человек помнит о своей смертности и страдает, в отличие от животных, которые существуют в блаженном неведении о смерти. По верованиям греков лучшая доля для душ в Аиде – испить из реки забвения – Леты и забыть обо всем, в том числе и о своей индивидуальности­.
            Наконец, ни в какой прогресс греки не верили. История для них – круговращение, по Гесиоду мы – уже пятое человечество, которое живет на земле, и каждое человечество подобно живому организму растет, расцветает, затем дряхлеет и умирает. В движении по кругу нет цели, а, значит, и нет прогресса.
            Поэтому даже греческие и римские вольнодумцы так и не пошли дальше скептицизма, утверждающего, что существуют боги или нет, мы не знаем и знать не можем (так учил софист Протагор, которого афиняне даже за это приговорили к смерти) . Причем, те же софисты и скептики, допуская, что богов нет, допускали, что, возможно, и природы не существует и весь мир – не более чем явления нашего сознания, подоплеку которых мы никогда познать не сможем.В этом плане интересно изложение гносеологии Протагора в платоновском «Теэтете». Из него следует, что Протагор, подобно Джорджу Беркли, считал, что предметы чувственного мира возникают, только когда мы их воспринимаем и исчезают, когда мы перестаем их непосредственно воспринимать (то есть если из комнаты выйдут все, кто в ней были, комната перестанет существовать) . Другими словами, этот мир существует лишь в головах людей, а объективно существует текучее и бесформенное «становление», некая непознаваемая и неопределенная материя. Какое разительное отличие от атеизма с его убежденностью в объективном существовании природы и в ее познаваемости для человека!

            4.
            Представления о том, что природа объективно существует, человек ее важнейшая часть, «венец творения», что в человеке скрыт смысл бытия мира и что история развивается по восходящей линии, впервые были высказаны …. в Библии. Авторами Библии (людьми совместно с трансцендентным Автором или просто людьми – кому как нравится, здесь это не суть важно) было провозглашено, что неживая и живая природа, а также человек созданы разумным внеприродным личностным Богом (об этом повествует первая книга Библии – книга Бытия (стих 1-27) .
            Далее, Библия утверждает, что Бог привнес в природу рациональные законы, которые человек может познать при помощи своего разума и даже более того, что эти законы имеют математический характер: «…Ты все расположил мерою, числом и весом». (Библия, книга Премудростей Соломона, 11:21) .
            Человек в Библии предстает как существо особое, стоящее выше всех остальных живых существ - «Образ Божий». Человек – не животное среди животных, он –царь природы, которому все остальные живые существа должны служить: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». (Библия, Книга Бытия, 1:26) .
            Особое значение человек приобретает еще и потому, что согласно христианству именно в человеке воплотился Бог (точнее второе лицо Пресвятой Троицы Бог-Сын (Логос) .
            Наконец, среди историков культуры давно уже общим местом утверждение, что именно христианство, разорвавшее круг, каковым представлялась история в античности, и постулировавшее, что у развития человечества есть начало и конец – создание первых людей и страшный суд и Новый Иерусалим, породило идею прогресса. Только прогресс в религиозном понимании состоял в приумножении святости в церкви, но важно, что была высказана сама идея. Потом, уже в постхристианскую эпоху истории Европы, идея эта была наполнена другим содержанием, и развитие человечества предстало не как путь от рая к Новому Иерусалиму через грехопадение, а например, как путь от первобытного коммунизма к коммунизму промышленному через период эксплуататорских формаций.
            Итак, основные положения мировоззрения, которое теперь мы характеризуем как атеистическое и материалистическ­ое, сформировались в лоне … христианства. Современные европейцы и представители европеизированны­х народов, называя себя атеистами, провозглашают объективное существование природы и ее рациональных законов, ценность человеческой личности и прогресс человечества, потому что их предки, которые были христианами – католиками и православными верили в это (но при этом они еще верили в бытие Божие, в Пресвятую Троицу и в Богочеловека Иисуса Христа) . Сами же эти тезисы были не самоочевидными и представители других нехристианских и шире говоря неавраамических цивилизаций их вовсе не разделяли.
            И не случайно ведь наука экспериментально­го типа (мировоззрение которой атеисты считают фундаментом своих взглядов) возникла именно в лоне европейской христианской цивилизации. В цивилизациях древнего Востока, создавших глубокомысленые этические и экзистенциальные учения, она возникнуть просто не могла – мир там считается иллюзией и мороком, а какой смысл исследовать морок? Исламская средневековая цивилизация также ее не породила и не могла породить, несмотря на исключительную талантливость арабов-мусульман в разных науках – от математики до медицины; фаталистический характер мировоззрения ислама исключал понятие устойчивых «законов природы».

            5.
            Итак, мы пришли к выводу, что основные положения атеистически-мат­ериалистического­ мировоззрения сформировались в лоне христианской культуры. Собственно, уже отсюда можно было заключить, что атеизм не представляет собой самостоятельно существующее основательное мировоззрение, а есть лишь урезанное обкромсанное изуродованное христианство.Одн­ако атеист решительно возразит на это и скажет следующее: действительно, трудно отрицать, что христианская культура оказалась максимально приспособленной к тому, чтобы в ее лоне развилась наука и материалистическ­ое мировоззрение, ведь эта культура постулировала объективное существование мира и его разумное закономерное устройство, а также высокий статус человека. Но как говорил один философ: после не значит потому что. Атеизм в отличие от религии – научное мировоззрение. Христианство лишь требовало веры в эти положения, наука их доказывает. Поэтому атеизм, родившийся в рамках христианской культуры, теперь уже вполне самодостаточен и прекрасно может теперь обходиться без этой культуры и тем более без этой как и любой другой религии.
            Это возражение стоит того, чтоб его рассмотреть. По сути оно сводится к утверждению, что наука может доказать и доказывает, что мир, как он нам видится и представляется, объективно существует, что он исполнен закономерностей, что мы познаем именно законы мироздания, а вовсе не явления нашего сознания; что человек – выше всех остальных живых существ и что наконец история –прогресс, а не регресс или топтание на месте.Перед нами гипероптимистиче­ский взгляд на познавательные возможности науки(под которой, естественно понимается наука опытная, возникшая 300 лет назад, созданная Галилеем, Ньютоном и их учениками и продолжателями) . Эта точка зрения, действительно господствовала в Европе в XVIII-XIX веках, когда наука опытного типа достигла наивысшего расцвета. И именно в эту эпоху возник и «научный атеизм», который на самом деле - явление исторически довольно позднее.Уже в советские времена атеисты пытались «удревнить» свою традицию и объявить своими единомышленникам­и таких античных философов как Демокрит и Эпикур, хотя это - не более чем фальсификация: античные атомисты верили в богов и тот же Эпикур даже был более благочестив с религиозной точки зрения, чем его «ортодоксальные» современники; так, он заявлял, что богам нужно поклоняться не ради помощи от них, а просто как воплощениям высшей красоты и мудрости. Первые атеисты – сторонники механистически-м­атериалистическо­го мировоззрения из числа философов-просве­тителей­ – Ламетри, Дидро и иже с ними.
            Их взгляды, действительно, отвечали тому уровню развития наук о природе и обществе, когда считалось, что вещи состоят из атомов, которые не что иное, как твердые маленькие шарики, которые можно увидеть в микроскоп, что конфигурации атомов находятся в абсолютном пространстве и времени, что свет – поток корпускул, электричество – невидимая жидкость, «флюид», человек – физико-химическа­я машина, европейские страны - «цивилизованные»­, а все остальные - находятся в состоянии «варварства» и даже «дикости». Атеизм вообще достаточно архаичная теория, современница теории флогистона.Но с тех пор науки о природе, человеке и обществе ушли далеко вперед. И с точки зрения их нынешнего уровня развития утверждения «научного атеизма» выглядят крайне неубедительно.
            Возьмем первое утверждение, которое мы определили как объективизм или натурализм.Это тезис о том, что вне человеческого сознания существует объективный, то есть не зависящий от нашего восприятия, единственный материальный мир вещей, находящихся в пространстве и времени, природа, и что в целом этот мир примерно такой же каким мы его видим, и в таком виде он копируется нашими органами чувств и отражается в нашем сознании. Лапидарно говоря, этот тезис сводится к тому, что если я вижу квадратный коричневый стол, то он существует в реальности, вне моего сознания, примерно таким же, каким я его и вижу. Современная физиологическая оптика утверждает, что при всей своей внешней очевидности, этот тезис неверен. Стол, который я вижу – это образ в моем сознании, и в сознании любого человека, который его видит. Зрение современная Интернет-энцикло­педия «Наука» вообще характеризует как «…один из специфических видов ощущения, выражающийся в способности живых существ воспринимать световое излучение … в виде определённых образов». Итак, для нас существуют лишь определенные ощущения, которые возникают в сетчатке глаза как результат воздействия на нее световых волн. Для фоторецепторов сетчатки нет коричневого или зеленого цвета, есть лишь световая волна той или иной длины, отраженная тем или иным объектом, который вообще – не зеленый и не коричневый и вообще цвета, равно как вкуса и запаха лишен. Мозг человека, воспринимая сигнал от рецепторов сетчатки, создает образ коричневого и зеленого цвета, а мозг животного – не создает, и животные видят мир черно-белым, потому что в сетчатке их глаз нет подобных фоторецепторов (называемых «колбочками») .
            Атеист возразит на это, что, возможно, с цветом, вкусом и запахом все так и обстоит, но как же быть с протяженностью, высотой и объемом, то есть старыми добрыми «первичными качествами», как называл их философ Локк?Однако физиологическая оптика утверждает, что в ощущениях, которые получает сетчатка глаза, никаких пространственных категорий не заложено. Опыты показывают, что слепорожденные, которым вылечили глаза при помощи хирургической операции, первоначально, когда им снимают повязки с глаз, видят лишь набор цветных пятен, а вовсе не предметы, определенным образом расположенные в пространстве, имеющие высоту, ширину, объем, которые видим мы. Эти цветные пятна и есть то немногое, что дают нам наши ощущения, все остальное – очертания предметов, их размеры, расположение друг относительно друга в пространстве добавляет работа нашего интеллекта. Иначе говоря, видеть мир вещей в пространстве и времени такого выздоровевшего больного (или ребенка, который только родился) нужно учить, как мы учим ходить или читать и писать. Категория пространства берется не из ощущения, и не из внешнего опыта, куда она уже привнесена нашим сознанием – а из тех знаний, которые передаются нам в результате воспитания. Откуда она взялась вообще – это уже философский, а не научный вопрос, наука удовлетворяется только тем, что констатирует: представления о пространственно-­временном­ мире конструируются интеллектом (ученые, правда, обычно выражаются грубее: мы видим не глазами, а мозгом) .
            Однако атеист возразит на это, что пусть мир цветных, пахнущих, имеющих вкус предметов – это образы нашего сознания, но науке достоверно известно, что есть предметы как конфигурации элементарных частиц и свет как поток частици уж они точно расположены в пространстве и времени, пусть мы и воссоздаем отношения пространства и времени уже постфактум, в мире сознания, при помощи своего интеллекта. Но тут вслед за физиологической оптикой слово возьмет современная квантовая физика. И она скажет примерно следующее: «Если вы думаете, что вещи –конгломерации элементарных частиц в виде маленьких шариков, как их изображают в школьных учебниках или как считал барон Гольбах, то вас ждет жестокое разочарование. Микрообъекты – квантовые объекты. Они не частицы и не волны, хотя могут проявлять свойства и тех, и других. Собственно, мы вообще не способны представить, что они такое, потому что это выходит за границы нашего воображения, оперирующего образами макромира. Они - некие иксы или, как выражался философ Кант – «вещи-в-себе». Строго говоря, единственное, что мы можем сказать про них достоверно, что это – математические модели, состоящие из систем сложнейших уравнений, которые адекватно описывают результаты наших экспериментов (то если хотите тоже «ощущения», только уже не наших органов чувств, а наших высокоточных приборов) . Пространство и время, в котором, по вашему, располагаются элементарные частицы – тоже всего лишь математические переменные в этих уравнения. Эти модели, конечно, существуют в нашем сознании – где вы видели объективно существующие дифференциальные уравнения. Что им соответствует в так называемой «реальности», так сказать по ту сторону «ощущений приборов», увы, квантовая физика сказать не может. Да и не должна, поскольку это тоже вопрос не науки, а философии.
            Кстати, походя мы получили ответ на вопрос о том, может ли наука доказать второй тезис атеизма – о познаваемости объективного мира. Как видим, ответ также отрицательный.
            Но обратимся от наук о неживой природе к наукам о живых существах. Может ли современная биология подтвердить третий тезис атеизма – что человек – наивысшее существо в природе и поэтому интересы человека составляют наивысшую ценность? Никоим образом. На такую недосягаемую высоту вознесло человека христианство, объявившее его Образом Божьим. Современная биология, напротив, утверждает, что если воспринимать человека лишь как биологический организм – а никак иначе его наука воспринимать и не может – то он - не более чем звено в эволюции животного мира.Причем, он не хуже или не лучше волка или инфузории, он - продукт приспособления определенной ветви животных к определенным условиям окружающей среды.Но точно также другие животные – тоже продукты приспособления к условиях их среды и по своему они тоже совершенны.Более того, биология не исключает, что эволюция еще не кончилась и вслед за человеком может появиться другой вид и тогда существо, которое мы называем человеком, уж точно перестанет быть венцом природы и превратится в переходное звено по отношению к другому в чем-то более совершенному животному.
            Наконец, современные науки о культуре и прежде всего антропология камня на камне не оставили от пятого тезиса «научного атеизма»- о прогрессе человечества. Изучение жизни и быта так называемых «примитивных народов» показало, что они обладают по-своему сложной культурой, требующей для ее усвоения не меньших интеллектуальных способностей, чем квантовая механика. Эти культуры не пошли по пути развития технических средств, зато у них, как, например, у аборигенов Австралии - сложнейшая родовая и семейная организация, по сравнению с которой европейская семья – примитив. Крупнейший антрополог ХХ века Клод Леви-Стросс вообще считал, что о превосходстве или отставании той или иной культуры можно говорить только в зависимости от определенных критериев. Если мы критерием развития выберем технические устройства, то самая развитая культура – европейская, а если – способность выживать в тяжелейших климатических условиях –то эскимосская. Таким образом, по Леви-Строссу нет лестницы культурного развития человечества, внизу которой стоят «примитивные народы», а вверху – европейцы. Есть множество разных культур, которые развиваются в разных направлениях. И это действительно так, если мы откажемся от абсолютных критериев развития, которые предлагала религия.В самой культуре как в наборе «изобретений», необходимых для разрешения разных проблем, такого абсолютного критерия не найти.
            Итак, главные положения атеизма – натурализм, рационализм, антропоцентризм и прогрессизм научными методами доказать невозможно. Наука вообще не уполномочена решать такие вопросы, как«представляют ли явления, которые изучает физика, отображения объективной реальности или феномены нашего сознания»? Или есть ли цепь культур разных народов некая лестница, где есть высшие и низшие ступени, или это конгломерат равноценных культур? Наука изучает только конечные явления, сравнивает их, выясняет отношения между ними.Но наука ничего не может сказать о мире в целом, или об истории в целом, по той простой причине, что мир в целом или история в целом в опыте нам не даны. Это уже не явления, а сущность, не конечные феномены, а аспекты бесконечного всеобщего единства мира. А всеобщее и сущность изучают не опытные частные науки, а философия. Но вот незадача – философия никогда не дает одного единственного, общепризнанного, всех устраивающего и однозначного ответа. В философии мы всегда наблюдаем столкновение и борьбу мнений, а потому ее выводы осторожны и уклончивы. Однако атеисты наши говорят об основных положениях своего мировоззрения с большой уверенностью, как о чем-либо очевидном. И это так, потому что они в эти положения просто верят. Верят же они в это, потому что в это верили и их отцы и отцы их отцов и их далекие средневековые предки, которые сплошь были христианами. Ведь христианство в отличие от других религий включает в свой символ веры и положения об объективном существовании мира, его познаваемости, особом статусе человека во Вселенной и пусть и мистическом, но прогрессе человечества. Как видим, атеизм действительно - лишь сколок христианского мировоззрения. А значит, разрушая это мировоззрение, он подрывает основы своего собственного бытия…

            6.
            Отвергнув христианство с его учением о том, что мир создан Богом, что будучи созданием разумного Бога, мир устроен разумно, что человек – вершина природы как Образ Божий, и что культура, которой известна истина Божьяв этом (и только в этом! ) смысле выше других культур, мы должны в согласии с элементарной логикой отвергнуть и утверждения о том, лежащие в основе мировоззрения «научного атеизма» - натурализм, рационализм, гуманизм, прогрессизм. Они – всего лишь порождения, или, если быть уж совсем точным – искажения христианского мировоззрения. Научно доказать их невозможно.
            Именно к этому выводу и пришел Фридрих Ницше –один из самых последовательных­, глубоких и бесстрашных мыслителей постхристианской эпохи. Русский философ Евгений Николаевич Трубецкой писал об этом: «Философия Ницше есть прежде всего совершенный атеизм; но своеобразная особенность ее заключается не в этом, а в том, что он решился до конца продумать свой атеизм… Подвергнув критическому анализу современную культуру … он убедился прежде всего в поверхностности современного безверья … современное человечество не в состоянии от решиться от старой традиционной оценки жизни, от целого ряда этических формул, неразрывно связанных с верой. В своем отрицании религии наш век остался на полдороге…».
            И Ницше же на своем собственном трагическом примере показал: какая бездна разверзается, когда мы доходим в атеизме до конца... То же обстоятельство что даже через сто лет после философской революции Ницше существуют еще сторонники позитивистского гуманистического атеизма и что это эклектическое «христианство без Бога» даже время от времени становится модой, говорит только об одном - о чудовищном интеллектуальном упадке, в котором пребывает наше общество восставших масс…
        •  
           Андрей
          Панпсихизм - это не атеизм, потому что в панпсихизме и пантеизме человек является частью сущего
          Это заполнение пропуска.
        •  
           Концептуальное возмущение
          Извините меня за большой текст, но я хотел бы скопировать вам очень толковую статью Рустема Вахитова.Постараюсь не остаться в долгу как могу и скопирую вам не менее интересное число:)
          3, 1415926535 8979323846 2643383279 5028841971 6939937510 5820974944 5923078164 0628620899 8628034825 3421170679 8214808651 3282306647 0938446095 5058223172 5359408128 4811174502 8410270193 8521105559 6446229489 5493038196 4428810975 6659334461 2847564823 3786783165 2712019091 4564856692 3460348610 4543266482 1339360726 0249141273 7245870066 0631558817 ...

          Мне очень жаль, что с истизмом такое происходит при малейшем концептуальном возмущении. Но должны же быть какие-то средства.

          Если серьезно, ваши выкладки, Андрей, совершенно несъедобны. Я даже музыку не смогла к ним подобрать. Так и пришлось всухомятку глотать. Несварение, уж извините.
          •  
             Андрей

            Если серьезно, ваши выкладки, Андрей, совершенно несъедобны. Я даже музыку не смогла к ним подобрать. Так и пришлось всухомятку глотать. Несварение, уж извините.
            Если вы с чем-то не согласны, то скажите прямо. Когда женщина приходит на интеллектуальный форум и жалуется на сухость изложения мысли - это и есть несварение.

            Жаль, что вы пропустили точку Фейнмана в числе пи.
            •  
               концептуальное возмущение
              В этом и плюсы есть:)
              Если вы с чем-то не согласны, то скажите прямо.
              А я и сказала прямо: "я не согласна" -
              никаких плюсов для человека в такой транскрипции нет.

              Ну и пусть, что точку Фейнмана пропустила. У меня и другие точки есть.
              •  
                 Андрей
                В каком значении вы употребляете слово "транскрипция"? Так как тема дискуссии "философский анализ атеизма", с чем в моих рассуждениях вы не согласны? Точка Феймана это точка в которой однозначное число выписанное в бесконечном десятичном разложении повторяется 6 раз, то есть в иррациональном числе возникает периодичность. К вашим точкам это не относится.
                •  
                   Маймулоджон
                  Тема дискуссии задал Прохожий. А вы ее как всегда увели в сторону "философского анализа" веры и атеизма.

                  А зря. Самое интересное то он так и не сказал.
                  Что у нас у всех на четвертом месте?

                  К вашим точкам это не относится.К точкам и жалобам женщин на сухость вы сами свели. Зачем было развивать тему сексуальности?
                •  
                   Концептуальное возмущение
                  Маймулоджон, вы все сказали за меня:)

                  вот именно в транскрипции "философский анализ атеизма" того,
                  что на четвертом месте?плюсов нет

                  Но, я так же полагала, что у пи нет такой точки. Так что плюс все же есть:)
  •  
     Нюсенька
    Странно, а почему совершенно не отводится время на встречи с друзьями, с близкими и любимыми людьми, на свидания? Всё на бегу, всё на бегу между всем остальным, а ведь это достаточно серьёзный аспект в жизни человека.
    Секса как не было, так и нет? :)
    •  
       Андрей

      Секса как не было, так и нет? :)
      В этом и плюсы есть:)
      •  
         ugly
        Мерин — кастрированный самец домашней лошади (кастрированный жеребец) . Традиционно такие животные ценились за спокойный нрав. Широко используются в сельском хозяйстве и конном спорте. Помимо улучшения характера, кастрация приводит к тому, что мерины в меньшей степени, чем жеребцы, наращивают массу передней части корпуса, что бывает немаловажно в таких видах спорта, как конкур. Мерины более спокойны, чем жеребцы, меньше проявляют агрессию к другим самцам, присутствие кобыл не влияет на стабильность их работы.(wiki)

        Лучше на колбасу, чем так.
  •  
     Хлоя
    В этом и плюсы есть:)Конечно есть, даже носки можно не менять – шучу, но куда же их, гормоны то девать, они ж не спрашивают человека чего он хочет, они на продолжение рода настроены и бороться с ними сложно, можно конечно, а стоит ли.
    Лучше на колбасу, чем так.Представьте, каково же евнухам в гаремах, у человека все гораздо сложнее, разве что голову кастрировать.
    А что по этому поводу, интересно, думают сексопатологи и верующие?
  •  
     Хлоя
    Спасибо, Андрей, очень интересная статья.
    Но вот незадача – философия никогда не дает одного единственного, общепризнанного, всех устраивающего и однозначного ответа.Непримиримость религий всегда была, есть и будет, а атеизм вечная прослойка
    Правы греки
    Что с того, что камни с завидным постоянством падают на землю, а за зимой всегда идет весна? Разве мало в окружающем нас мире иного, неразумного, странного, случайного и необъяснимого?»А так же:
    Разумность человека – не только преимущество, но и проклятие, благодаря разуму человек помнит о своей смертности и страдает, в отличие от животных, которые существуют в блаженном неведении о смерти.»
    Но все же, наверное, самое лучшее видеть мозгом, а не глазами.
    Простите, сегодня выдался очень трудный день, и я больше вижу газами, нежели мозгом:)
    Но все равно еще раз спасибо.
    •  
       Андрей
      Небольшое уточнение. Видеть значит иметь способность к совершению акта зрения, а акт зрения состоит в считывании головным мозгом с электрических импульсов информацию зафиксированную на сечатке глаза. А носителем данной информации с позиции органов зрения, глаз, то что принимает на себя сечатка - есть отраженная от тел электромагнитная волна, которая в свою очередь есть поток фотонов. Анализ картины освещенной электромагнитным­и волнами производит мозг, в результате этого анализа в его памяти фиксируется картина, которую он видит и одновременно создает впечатление для своего обладателя, будто это он видит окружающее с помощью глаз. Т.е видите вы всегда мозгом, а смотрите глазами.
  •  
     Андрей
    Тема дискуссии задал Прохожий. А вы ее как всегда увели в сторону "философского анализа" веры и атеизма.

    А зря. Самое интересное то он так и не сказал.
    Что у нас у всех на четвертом месте?

    "К вашим точкам это не относится."К точкам и жалобам женщин на сухость вы сами свели. Зачем было развивать тему сексуальности?

    Прохожий - мусульманин, мусульманин, как любой верующий человек должен рано или поздно остановиться на том, что в приоритеты личности входит вера в Бога. Я уверен, что он хотел, чтобы когда он задаст данный вопрос, на четвертое место поставили веру в Бога. Далее, к чему был мой комментарий. К тому, что вера в Бога, отнюдь не на четвертом месте, потому что атеизма на самом деле гораздо больше чем сказано в статистике ВЦИОМ. Вы просили уточнить понятие "атеизм", я уточнил.

    Тему сексуальности развил не я, а Нюсенька. Напомню : "Странно, а почему совершенно не отводится время на встречи с друзьями, с близкими и любимыми людьми, на свидания? Всё на бегу, всё на бегу между всем остальным, а ведь это достаточно серьёзный аспект в жизни человека.
    Секса как не было, так и нет? :) На последнее предложение я ответил одной репликой.

    Что касается точек, то речь шла о математическом понятии "точка Фейнмана", какую Фейнман обнаружил изучая число пи. А поскольку госпожа Концептуальное Возмущение упомянула число пи, мне как человеку связанному с математикой стало жаль, что точка Фейнмана была опущена из десятичной дроби.
    •  
       Андрей
      Хотя, до точки Фейнмана еще 442 знака после запятой.
    •  
       Маймулоджон
      Я уверен, что он хотел, чтобы когда он задаст данный вопрос, на четвертое место поставили веру в Бога.Но ведь речь шла о среднестатистчес­ком человеке. Который не читает намаз по пять раз в день. Хотя с другой стороны, человек который не читает намаз может и не человек вовсе. Аллах ведает.

      Тему сексуальности развил не я, а Нюсенька.А вы дровишек подкинули, да еще каких :)

      А поскольку госпожа Концептуальное ВозмущениеЯ согласен с госпожой Концептуальное Возмущение, что изучение ее точек намного увлекательнее и точек Фенмана и всего остального.
      •  
         Андрей
        Половина людей России могут сказать, что они христиане, хотя 68 процентов христиан(правосл­авных)­ не причащались. А причастие это фундаментальное таинство, к нему уже в детском возрасте приучают, а что говорить про чтение намазов. Среднестатистиче­ский человек считает, что верит в Бога, потому что крещен, потому что когда ближнему плохо, волей не волей хочется поставить свечку и при этом не отдавать себе отсчета в собственных действиях в надежде на оккультный эффект молитвы и похода в церкви. Люди многие относятся к святым мощам, иконам и церковным таинствам как к чему-то мистическому и эзотерическому, поход в церковь просто напросто стал для человека последней надеждой, в такой ситуации и в Бога и в чёрта поверишь. Обычно так люди и приходят к Богу, от безвыходности люди приходят в храм божий относясь к этому совершенно несерьезно, а как чудо случается, в душах благословленных появляется налет веры, больше ничего. Ты вошел в христианский храм? Вошел. Помолился? Помолился. Свечку поставил? Да, поставил. Чудо случилось? Чудо случилось. Ты спасся по воле божьей, хоть и без веры, но за то использовал христианские инструменты, что позволяет тебе заявить, что ты христианин. А раз ты христианин - ты верь Бога и люби людей. Ты любишь людей, значит верь в Бога как тебе хочется. И вот мещанин, верит как ему хочется и как вздумается. Забывает таинство причастия, забывает исповедь, забывает литургию. И ходит в церковь только по праздникам. То что человек может быть не лучшего мнения о церкви, можно понять и следует по-христиански простить. Но раз ты православный, ты не поленись, хоть раз Библию открой. Так вот библию не открывают 10% "православных". Абсолютно среднестатистиче­ский, мещанский подход.

        "Я согласен с госпожой Концептуальное Возмущение, что изучение ее точек намного увлекательнее и точек Фенмана и всего остального". И кто тут дрова подкидывает?

        Напомню о чем шла речь. Концептуальное Возмущение ответила мне на статью Рустема Вахитова, десятичным разложением числа пи, когда я взглянул на последовательнос­ть цифр, я был огорчен, что в этой последовательнос­ти опущены 442 знака, а так же точка Фейнмана.
        •  
           Маймулоджон
          Половина людей России могут сказатьМогу спорить только по цифрам. В остальном я спорил?

          Когда я взглянул на последовательнос­­ть цифр, я был огорченВспомнил свою подругу, давно покойную. Она тоже смотрела на цифры и расстраивалсь. Но ее расстройство имело хотя бы практический результат.
          Она говорила - Саид-джон (Ханифа-кызым) , у тебя в коэффициенте атмосферы с32 перепутан знак. Поправь пожалуйста, а то у тебя спутник на Марс улетит.

          изучение ее точек намного увлекательнее и точек Фенмана и всего остального". И кто тут дрова подкидывает?Не я. Не я. К тому же это чистая правда. Вы просто не догадываетесь насколько это увлекательно.
          •  
             Андрей
            "Она тоже смотрела на цифры и расстраивалась. Но ее расстройство имело хотя бы практический характер". Но я ведь больше математик, чем физик, хотя я не скажу, что о физике не имею никакого представления. У математиков работа такая, жизнь такая и услада такая, чтобы смаковать цифры, числа, структуры собранные из чисел. Сложились правильно уравнения, возникла эстетика, малейшая ошибка и эстетики нет. А работа физиков - это не эстетика, а практика. Математики в большей степени лирики, чем физики. Вы же поймите, если я например знаю и могу своим интеллектом оценить полноту меры Лебега для множества диофантовых чисел и остаточность меры Лебега для множества лиувиллевых чисел, что свидетельствует об его принадлежности к пространству Бэра и вижу применение диофантовых чисел для описания топологических пространств категории Бэра каким-нибудь "умником" я сразу впадаю в ступор. Вот и здесь. Как можно представить себе пи без точки Фейнмана или же как можно обнаружить точку Фейнмана для пи в любой другой трансцендентной или иррациональной константе?
            •  
               Маймулоджон
              Но я ведь больше математик, чем физик,
              Подруга была математиком от бога. Закончила мехмат в 1949 году с красным дипломом. Хороший пример к реплике Прохожего об ограниченности женского ума.

              При этом ничто человеческое ей не было чуждо. В очень почтенном возрасте могла получать удовольствие от просмотра и публичного обсуждения какого-нибудь журнала мод или гламурного глянца.
  •  
     Хлоя
    Круто, теперь понимаю. Когда мне в детстве давали подзатыльник и приговаривали "смотришь в книгу - а видишь фигу" мозги включались моментально - шучу.
  •  
     прохожий
    Ребят, что то вы то в философию, то еще в что-то, давайте по существу. И хочу пояснить, веру в Бога, на четвертое место я не ставлю, веру в Бога и поклонение Ему ставлю на первое место, это говорю чтобы четко сказать свою позицию. А ту статистику которую я привел, это примерная статистика большинства людей.
    Итак, у большинства людей оказывается на четвертом месте по трате времени занимает "дорога", езда на каком либо транспорте.
    Вот, думаю что еще одно дело, на которое человек тратит время это "бесполезные мысли".
    да, нужно тратить время на полезные мысли, на хорошие мысли, но порой человек тратит время на бесполезные мысли, такие как "а что думает про меня этот человек", "я когда сказал это не подумал ли он(а) что я идиот", или после каких либо разговоров думает о мелких деталей разговора, или на бесполезные мысли о прошлом, что вызывает скорбь, печаль, тоску, или о действий кого-либо, или на месть, злость, и способах мести, или о чем либо другом, в общем, очень много думает о том что не приносит ему пользу. Кто-то тратит время на какие ни будь удовольствия, они могут быть скверными, но приносить ему удовольствия, например алкоголизм, курение, прелюбодеяние, рукоблудие, наркомания, кто-то часами сплетничает, по домашнему телефону сплетни, в соц. сети сплетни, идет куда-то в гости подруге(другу) думает и готовит сплетню, туда идет, рассказывает эту сплетню, смотрит сериалы, где кто-то сплетничает, заходит в ВК, опять пишет сплетню, в универе на переменах сплетня, в школе кто-то пишет записку со сплетней, проучился в школе, потом в универе, потом трудоустроился в фирму, там на обеденном перерыве сплетни, дома ужинает сплетни, спит видит во сне как сплетничает, потом просыпается и говорит этот сон другим, а они другим, ведь это доставляет удовольствие, когда он(а) сплетничает, мол типа, вот какие они плохие, а я не такой, какая она мразь, тот кабель, тот такой-то, тот сякой то, а он чище воды, белее молока, в общем сплетни являются хорошим конкурентом к "бесполезным мыслям". Ааа, думаю на 5-ом месте "принятие пиши", так как если человек примерно 2 часа в день ест, то примерно он тратит на еду 6 лет! И думаю, на шестом месте, туалет) примерно человек за все свою мирскую жизнь три года сидит в туалете)
    большинство людей по примерной статистике примерно
    1) 22 года спит
    2) 20 лет на гаджеты (телевизор, интернет, сотовый телефон)
    3) 10-18 лет трудиться
    4) 4-9 лет на транспорт
    5) 4-6 лет кушает
    6) 3 года сидит в туалете

    22+20+18+6+6+3= 75 лет! мы не включали сплетни и ненужные мысли...

    так ребята, какие есть предложение, на что еще человек тратит свою жизнь?
    •  
       ugly

      1) 22 года спит
      2) 20 лет на гаджеты (телевизор, интернет, сотовый телефон)
      3) 10-18 лет трудиться
      4) 4-9 лет на транспорт
      5) 4-6 лет кушает
      6) 3 года сидит в туалете
      22+20+18+6+6+3= 75 лет! мы не включали сплетни и ненужные мысли...
      так ребята, какие есть предложение, на что еще человек тратит свою жизнь?


      В вашем случае пункт 3 и пункт "служение богу" равнозначны.
      •  
         Маймулоджон
        Нет Ugly. Это не служение. Это исполнение проклятья.

        Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
        терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
        в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
        Бытие. Ст. 17-18
        •  
           Маймулоджон
          Кстати, В Коране этого нет. Как-то потерялось проклятие.
          Но все прочие точно прокляты и должны пахать пока не сдохнут.
          Особенно обидно тем кому в этом году пенсионный возраст повысят.
  •  
     Хлоя
    так ребята, какие есть предложение, на что еще человек тратит свою жизнь?Думается, что всё гораздо проще, часть своей жизни человек тратит на сон, а всё остальное есть труд. Вы же взяли себе за труд вывести «среднестатистич­ескую температуру по больнице» как и среднестатистиче­скую продолжительност­ь жизни человека 75 лет, что на данное время далеко не так. Вот так и живем в среднем. Смертность в среднем, преступления в среднем, зарплаты в среднем, счастье в среднем и смысл жизни отсюда тоже в среднем. Когда же любить, радоваться и улыбаться в среднем перестанем? Можно было бы конечно понять если все тут сейчас выведут среднюю формулу затрат человеческих ресурсов и от этого все станут счастливы. Но увы и ах:)
  •  
     Андрей
    Но задача которую вы привели физическая. А я говорю о чистой математике. В чистой математике нет практики. В чистой математике есть выражения, которые получают физики, чтобы пользуясь расчетами получить практически реализуемый результат. Выражение
    •  
       Маймулоджон
      Тут как со смыслом жизни. Вы все время напираете на какой-то философский интерес, а у подавляющего большинства страдающего по этому поводу интерес чисто практический - как прекратить эти самые экзистенциальные страдания.
      •  
         Андрей
        В том то и дело, что экзистенциальные страдания относятся к области психологии, а вопрос "в чем смысл жизни?" имеет философскую новизну. Ровным счетом как расходимость ряда описываемого дзета-функции в точке -1 бессмысленна для физиков, но не имеет ничего подозрительного для математиков, так и для меня, мне проще искать смысл жизни как философу, чем избавляться от экзистенциальног­о давления создаваемая этим вопросом, как это делает большинство.
        •  
           Маймулоджон
          В том то и дело, что экзистенциальные страдания относятся к области психологии, а вопрос "в чем смысл жизни?" имеет философскую новизну.хотел было ткнуть в Книгу Иова, вот где страдания на грани. Но передумал.
          Потому что как вы правильно заметили выше эту книгу 99% посетителей этого сайта не читали и никогда читать не будут. И даже если и прочитают ничего эта книга им скорее всего не даст. Потому-что Иов - абстракция. Древнееврейский олигарх. Что на него ровняться? Зачем на себя его страдания примерять?
          Вам как философу все это может быть интересно, но у людей конкретный запрос на который никакая философия ответа не даст. И религия не даст. И экзистенциальная психология. И психиатрия.
          Может быть даст конкретный батюшка или конкретный психолог по конкретному запросу клиента. Или как в случае с Геннадием какой-то ловец басурманских душ жаждущих приобщения к истинной вере.
          Или простая русская баба. Тоже вариант. Тапки у порога, пищащие дети, кислые шти на плите и запотевший графинчик на столе... И конец всем страдания. Она - самый главный Спаситель. Ей-ей. В статистическом конечно стиле.
          Я их так люблю и так жалею

          Она бы хотела иначе -
          Носить драгоценный наряд.
          Но кони все скачут и скачут,
          А избы горят и горят.
          •  
             Уж полночь близится
            хотел было ткнуть в Книгуя этого Андрея понять не могу и от этого хочется
            в него, извините,
            тапком
            и тоже, конечно, в неком стилистическом стиле.
            и из любви, конечно.
            и знаете, иногда, тоже как вариант... нормально:)
  •  
     Андрей
    Видимо не судьба.

    Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)
  •  
     Simon
    На что ни тратится жизнь все равно когда-нибудь она подходит к концу. И уже совершенно не важно что там было, потому что исправить что-то невозможно. Нужно просто радоваться тому хорошему что было.

оставить комментарий

Имя *

Пожалуйста, укажите ваше имя.

Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

E-mail

Ошибка в почтовом адресе

Текст *

Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

отправить