.../.../Из Пелевина, "Чапаев и Пустота": - С Россией …

  •  
     Tattyko
    Из Пелевина, "Чапаев и Пустота":

    - С Россией всегда так, подумала Мария, водя руками по холодной стали – любуешься и плачешь, а присмотришься к тому, чем любуешься, так и вырвать может.

    - … человек чем-то похож на этот поезд. Он точно так же обречен вечно тащить за собой из прошлого цепь темных, страшных, неизвестно от кого доставшихся в наследство вагонов. А бессмысленный грохот этой случайной сцепки надежд, мнений и страхов он называет своей жизнью. И нет никакого способа избегнуть этой судьбы.

    - … телевизор – это просто маленькое прозрачное окошко в трубе духовного мусоропровода.

    - Представьте себе непроветренную комнату, в которую набилось ужасно много народу. И все они сидят на разных уродливых табуретах, на расшатанных стульях, каких-то узлах и вообще на чем попало. А те, кто попроворней, норовят сесть на два стула сразу или согнать кого-нибудь с места, чтобы занять его самому. Таков мир, в котором вы живете. И одновременно у каждого из этих людей есть свой собственный трон, огромный, сверкающий, возвышающийся над всем этим миром и над всеми другими мирами тоже. Трон поистине царский – нет ничего, что было бы не во власти того, кто на него взойдет. И, самое главное, трон абсолютно легитимный – он принадлежит любому человеку по праву. Но взойти на него почти невозможно. Потому что он стоит в месте, которого нет. Понимаете? Он находится нигде.

    - … у человека ум – это как у казака лошадь. Все время вперед нас движет. Только господин барон говорят, что нынче у людей совсем другой коленкор пошел. Никто с этой своей лошадью совладеть не может, и поэтому она, можно сказать, удила закусила, и не всадник теперь ей управляет, а она его куда хочет, туда и несет. Так что всадник и думать забыл, что он куда-то попасть хотел. Куда лошадь выбредет, там и едет.

    - … на самом деле каждый из нас все равно видит в жизни только отражение своего собственного духа. И если вы обнаруживаете вокруг себя непроглядную темноту, то это значит только, что ваше собственное внутреннее пространство подобно ночи.

    - … у нас же страна зоной отродясь была, зоной и будет. Поэтому и Бог такой, с мигалками. Кто тут в другого поверит?

    – Может, там, где люди говна меньше делают, и Бог добрее.

    - Где бы ты ни оказался, живи по законам того мира, в который ты попал, и используй сами эти законы, чтобы освободиться от них.

    - … я никогда особо не понимал своих стихов, давно догадываясь, что авторство – вещь сомнительная, и все, что требуется от того, кто взял в руки перо и склонился над листом бумаги, так это выстроить множество разбросанных по душе замочных скважин в одну линию, так, чтобы сквозь них на бумагу вдруг упал солнечный луч.

    - Лучшая маскировка – это безразличие. Если ты по-настоящему безразличен, никто из тех, кто может причинить тебе зло, про тебя просто не вспомнит и не подумает.

    - Свобода бывает только одна – когда ты свободен от всего, что строит ум. Эта свобода называется «не знаю».
    Предыдущее  Следующее

Отклики:

  •  
     Мбвана
    Последняя книга Пелевина которую смог осилить до конца. Через силу.

    В Чапаеве постмодернизм начал жрать сам себя, в Generation он уже сам себя переварил, а дальше похоже пошел уже совсем неаппетитный процесс дефекации, который у меня не хватило никаких сил наблюдать.
  •  
     Tattyko
    А я и не осилила:) Книга зело тошнотная. А перлы выбрала из подборки всяко-разного, которую составляет моя приятельница.
    У Пелевина мне понравились только две книги: "Желтая Стрела" и "Жизнь насекомых". Остальное показалось невыносимым.
  •  
     Андрей
    Мое личное обращение к Пелевину. Дорогой Виктор Олегович, у нас сейчас в мире происходит тот феномен, который взял себе в привычку подкрадываться незаметно, вы составили по этому поводу очерк, а именно Generation P - но как видно из названия романа, мало того, что он незавершенный, он по определению только частичный очерк. Пока вы живы, я настоятельно рекомендую вам взяться за книгу Generation здец, для пользы дела, потому что когда поколение- амальгама из этих двух достигнет апофеоза, тогда кирдык планете, апокалипсис, но мы до этого, я то уж точно, не доживем.
    •  
       Tattyko
      Пока вы живы, я настоятельно рекомендую вам взяться за книгу Generation здец
      Дельное предложение... Но, уж если даже "Пи" оказалось несколько сложновато для восприятия, то каким же должен быть "Здец" - представить жутко.
  •  
     Антон
    Книги Пелевина замечательны от первой до последней. Это зеркало российского абсурда. В повседневной жизни мы часто этого не замечаем, потому что абсурд - часть нашей жизни.
  •  
     Bulbus
    Чтение на любителя. Мне не нравится.

    Это зеркало российского абсурда. В повседневной жизни мы часто этого не замечаем, потому что абсурд - часть нашей жизни.Талантливый писатель играет роль обратной связи. Вопрос в том как она работает. Мне кажется, что книги Пелевина только усиливают абсурднось существования.
    •  
       Андрей
      Вопрос в том как она работает. Мне кажется, что книги Пелевина только усиливают абсурднось существования.
      Если полагать, что смысла в этой жизни не существует, то увеличение абсурдности сознания просто в больших масштабах ставит человека перед сдавливающей его сущность истиной, согласен, что не каждый это выдержит, в месте с тем любые попытки убежать от последствий отрицания глобального смысла жизни для меня тождественна эскапизму, психологическому комплексу, бегу от саморазвития и тревоги за мир. Т.е такие как Пелевин тестируют глубину духа человеческого. Если люди глотают его, то это тот кого Камю называл "абсурдным человеком", человеком который притерся к экзистенциальном­у вакууму, придал ей статус основополагающег­о компонента своей идентичности, человек морали "трезвой ясности", т.е конгениальный Пелевиновскому миру, и при этом отстранен от самого Пелевина как от автора. Если человек отказывается его читать, то тут два варианта: либо его книги лишены определенных художественных достоинств, в следствии чего попытка жонглировать смыслами у него проваливается и сюрреализм, метафоричность явно подкачивают, а иногда бессознательно превращаются в дерьмо, то это видение я могу понять, удовлетворять этим критериям должен удовлетворять каждый писатель, если вы этого в Пелевине не увидели, то тут я не собираюсь вас переубеждать, а вот если вы уходите от сверхзадачи каждой книги Пелевина - подняться над миром сим и посмотреть на его ужас со стороны, то такое отношение больше похоже на комплекс, фобию. Если вы рефлексируете над Пелевиным и в вас возникло желание на практике попытаться не прогибаться под изменчивый мир, тогда вы идеалист, но Пелевин не идеалист, а антиидеалист, любой экзистенциалист — антиидеалист, он считает, что интроспекция над своим Эго и рефлексия над ее функции в хаотических системных процессах мира неубедительны и противоречат действительности­, тем самым идеалист ловит себя в ловушку. Но Пелевин несознательно делает своих самых глубоких читателей идеалистами или пишет книги так, что идеалист умнее других воспринимает Пелевина. Скорее всего потому, что как и в любом экзистенциальном театре, герой исчезает смысл жизни, не находит его, тогда: он или умирает, а его смерть символизирует смерть человека(если это один индивидуум, канонический подход) , смерть цивилизации(если речь идет об исторической персоне, потому что историческая персона в постмодернизме и постструктурализ­ме деконструируется на уровень символа, денотат здесь — компактный носитель идеологии, идеология — стержень цивилизации, каждый исторический поступок можно расценивать как идеологию, но не абстрактную идеологию, а вполне конкретную, стоящую за реальными, направляющие как вектор жизнь общество в определенном направлении, по той причине, что идеология — мысль, человек мыслит с определенными целями, в достижении которых нуждается, делая действие, он творит историю, т.е неизвестным никому образом перестраивает мир, а перестроение мира — порождение интерпретаций, а интерпретация — это и есть история, а постмодернизм — это волна интерпретаций, поэтому в постмодернизме личность исторична, а потому компактна и сжата, а потому представляет отдельную цивилизацию, которую автор обязан прописать, чтобы роман был хорош) , или он выживает, но тогда отстраняется от всего мира или продолжает от него отстраняться, если выживет, то он может остаться самим собой, значит книга незакончена, она заканчивается моралью, она целостна, она понятна, но бытие героя незавершенно(это отдельный прием, который свойственен модернисткой литературе, но в модернизме главный герой, кем бы он не являлся и какой бы поток сознания он не являл в книге, а хоть на йоту просветляется, и те авторы, которые сознательно не раскрывают будущего, хотят дать читателю понять о том, что герою свойственна эволюция, бывает еще более парадоксальные случаи(в «Игре в бисер» например) — это второй вариант, третьи же становятся идеалистами, потом уже умирают или в сиквеле, или умирает реинкарнация его в новом романе или вместо идеалиста, мы получаем террориста, который идет во все тяжкие и умирают, но их смерть иногда не отражает их падение, или падение чего-то приводит к возвышению другой аспект идентичности.

      Пелевин — тест. Но это не самый лучший тест, который я видел в истории литературы, я вообще не люблю экзистенциальный постмодернизм, он как правило атеистичен, он как правило пренебрегает основными постулатами философии жизни Ницше, который всю эту кашу заварил, и уж тем более экзистенциальный постмодернизм не выше предшественника Ницше — Достоевского.

      Пелевин еще не лучше, потому, что не дает уверовать в то, что смысл жизни существует, это вообще никому не удалось, даже Гёте. Чтобы превознести Гёте, Якоби, Фёдорова, Соловьева, Новалиса, мне пришлось независимо от них встать на их позицию и попытаться сформулировать смысл жизни. Поэтому читать лучше классику, она сделает образованнее, умнее и может быть не до конца убедительна, но резонирует с сознанием сильнее. Чтобы читать современную литературу, нужно отбирать хороших писателей, которые продолжают традиции и не впадает в китч, это как правило писатели-ученые или пишущие в жанре историческом, в социалистическом реализме, может даже в деревенской прозе.
      •  
         Tattyko
        Андрей, спасибо! Мне понравилось ваше философско-литер­атуроведческое­ исследование:)
        •  
           Андрей
          Ой, не исчезает, а ищет смысл жизни. Опечатка.

          Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)
      •  
         olga
        Мне нравится Пелевин за его остроумие и грамотный литературный язык, при том, что содержание нравится не всегда, да я и далеко не все читала, некоторые вещи "не пошли", а сейчас, может быть, я " из него выросла". В целом я тоже согласна. что читать лучше классиков .
      •  
         Зена
        Пелевин еще не лучше, потому, чтоЯ бы еще добавила, по-тому что выходить за рамки позволительно только гениям. Но, как правило, в редчайших случаях явления миру гения понятие рамок выпадает.
        А если возникает чувство, что автор далеко в ауте.... То.... поздно пить баржом или что написано пером, не вырубишь уже ничем :(
      •  
         Зена
        Андрей, последние два абзац что вы написали прочитала, воодушевившись, что поняла о чем речь, решила прочитать последнее предложение первого абзаца. Стала искать его начало с конца, в процессе поисков пропало воодушевление, исчез запал, завяли помидоры одним словом:(
  •  
     Зена
    Как и везде тут важна доза. Беспрерывную констатацию абсурда мало кто переварит.
    •  
       Зена
      а еще если, как на мой взгдад у Пелевина, если это абсурд абсурда абсурда....
    •  
       Bulbus
      Как и везде тут важна доза. Беспрерывную констатацию абсурда мало кто переварит.Соглашусь с вами. Первые его рассказы казались интересными и не так оторванными от реальности. С какого-то момента реальность полностью исчезла и начался повтор. Читать стало просто неинтересно

оставить комментарий

Имя *

Пожалуйста, укажите ваше имя.

Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

E-mail

Ошибка в почтовом адресе

Текст *

Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

отправить