.../.../Никакого смысла жизни нет. Ни абстрактного, …

  •  
     Simon
    Никакого смысла жизни нет. Ни абстрактного, ни конкретного. Все смыслы которые закладываются нам в голову с самого детства и который предлагается здесь указать - создание семьи, образование, работа, религия это не смысл это псевдосмыслы, утрата которых или зацикливание на которых ни к чему хорошему не приводят.
    Смысл жизни заключается в самой жизни, в том как ее прожить, в том чтобы она доставляла радость, в том чтобы в ней имели место хотя бы самые простые удовольствия. И достигается это тем что человек находит в жизни свой путь, свое собственное, не надиктованное никем место в жизни, то что у восточных людей называется дао.
    <смысл жизни в самой жизни>    ← Предыдущее  Следующее

Отклики:

  •  
     Эдуард
    "И достигается это тем что человек находит в жизни свой путь, свое собственное, не надиктованное никем место в жизни, то что у восточных людей называется дао."

    Знаете как бывает? Находит человек свой путь, а ноги уже не ходят. В целом Вы верно рассуждаете. С позиции атеиста всё именно так и выглядит. Безнадёжно.
    •  
       Simon
      Знаете как бывает? Находит человек свой путь, а ноги уже не ходятЭто и называется жизнь. В ней никто не гарантирует ни счастья, ни покоя, ни полной удовлетворенност­и. Такие гарантии дает только религия. Да и то не в этой жизни. Но эти гарантии ничего не стоят.

      С позиции атеиста всё именно так и выглядит. Безнадёжно.Почему же. Примеров тому как люди находят свое место в жизни даже в почтенном возрасте много.
      Конечно религия дает надежду, что человек проживет не своей жизнью здесь, в страданиях и мучениях, зато обретет подлинную жизнь на небесах. Но эта надежда мало того что ничего не стоит, она еще и не дает жить полной и подлинной жизнью здесь.
      •  
         Эдуард
        "Конечно религия дает надежду, что человек проживет не своей жизнью здесь, в страданиях и мучениях, зато обретет подлинную жизнь на небесах. Но эта надежда мало того что ничего не стоит, она еще и не дает жить полной и подлинной жизнью здесь."

        Чтобы несколько расширить Ваше представление о религии скажу, что Библия говорит о надежде жить вечно на земле. И от этой надежды теперешняя жизнь не становится хуже.
        •  Tattyko
          Эдуард, вот вам не становится хуже - и это отлично, могу вас только поздравить. А сколько на земле народу, страдающего от всяческой несправедливости­, унижений, побоев, насилия - живущих по принципу "Бог терпел и нам велел?" Терпение ведь выставляется как великая добродетель - да только не все можно терпеть, а многого и категорически нельзя! И вот такие добродетельные все терпят и ждут, что "на том свете" им воздастся. Simon прав в том, что, уповая на жизнь вечную, "особо терпеливые" даже не пытаются хоть как-то наладить земную.
          •  
             Эдуард
            "Simon прав в том, что, уповая на жизнь вечную, "особо терпеливые" даже не пытаются хоть как-то наладить земную."

            Возможно у Вас есть живые примеры, но я таких не встречал. Люди независимо от религиозной принадлежности стремятся, по мере сил, улучшить свою жизнь. Но атеисты почему-то представляют верующих в духе советского агитпропа.
            •  
               Tattyko
              Не только верующих. Но их почему-то в вышеописанных "массах" больше.
              Про агитировать вы правы: после того, как я отправила свое предыдущее сообщение, сама посмеялась, оттого, что оно звучит, как из уст пламенной революционерки:)
              Но ведь это правда. У меня как раз примеры есть.
            •  
               Антон
              Возможно у Вас есть живые примеры, но я таких не встречал.Вы, например. Вы же не ходите на выборы. Вам безразлично какие еще идиотские законы, ограничивающие ваши и мои права, придумают.
              Ваша позиция схожа с позицией ультраортодксаль­ных евреев в Израиле. Если предположить, что завтра все население Израиля истинно уверует и откажется от военной и полицейской службы, завтра их всех вырежут. Но это ведь не важно. Важнее молиться и выполнять буквально все наставления
              •  
                 Антон
                Если вам не нравится этот пример, просмотрите последние топики. Там где-то мусульманская женщина жаловалась на безнадежность - муж издевается, но развестись нельзя. Развод по мусульманским законам может дать только ее муж-садист.
                Или почитайте посты Прохожего. Там примерно о том же.
                •  
                   Эдуард
                  Никто не мешает им перепроверить свои убеждения.

                  Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)
              •  
                 Эдуард
                "Вы, например. Вы же не ходите на выборы. Вам безразлично какие еще идиотские законы, ограничивающие ваши и мои права, придумают."

                То, что я не лезу в политику, не мешает мне жить и улучшать свою жизнь доступными мне способами.
                Про Израиль Ваше предположение такое же как предположить, что завтра всё население земли истинно уверует и армия и полиция везде будут не нужны.
                •  
                   Антон
                  То, что я не лезу в политику, не мешает мне жить и улучшать свою жизнь доступными мне способами.В результате мы имеем руководство, которое ведет войны с соседями и тратит скудные ресурсы на армию и полицию и на пропаганду войны и нетерпимости. В том числе религиозной.
                  Я не уверен что ваша жизнь от этого становится в итоге лучше.

                  Про Израиль Ваше предположение такое же как предположить, что завтра всё население земли истинно уверует и армия и полиция везде будут не нужны.Уверует в Аллаха? Если все население Израиля уверует в Аллаха, то вопрос с повестки дня возможно будет снят. Но думаю для начала вырежут всех.
                •  
                   Эдуард
                  "В результате мы имеем руководство, которое ведет войны с соседями и тратит скудные ресурсы на армию и полицию и на пропаганду войны и нетерпимости. В том числе религиозной.
                  Я не уверен что ваша жизнь от этого становится в итоге лучше."

                  Антон, даже если Вы захотите "доброго" царя и найдёте для этого ресурсы покруче нынешних оппозиционеров, то как скоро рассчитываете на перемены к лучшему? А главное, насколько близки к реальности будут Ваши расчёты и готовы ли Вы ради этого какое-то время читать газеты в казённом доме, если что-то пойдёт не так?
                •  
                   Антон
                  А главное, насколько близки к реальности будут Ваши расчётыОни по крайней мере относятся к этой реальности. В отличие от расчетов ваших мудрецов.

                  готовы ли Вы ради этого какое-то время читать газеты в казённом домеОт сумы и тюрьмы. Активно не готовлюсь, но... Несколько раз носил в какую-то благотворительну­ю организацию книги для КПЗ. Чехова, Толстого, Камю, Сартра, библию. И современное всякое.
                  Организацию кажется прихлопнули. Наверное объявлена иностранным агентом.
                  Но ведь речь не о том. А о том что неучастие в выборах по факту поддержка этой власти и ее законов.
                  А участие - это принятие ответственности за свою судьбу.
                  Как раз то о чем говорит Симон
  •  
     Simon
    Чтобы несколько расширить Ваше представление о религии скажу, что Библия говорит о надежде жить вечно на земле.
    Вы ошибаетесь. Вы абсолютно не расширили мое представление о религии как об источнике неясных и противоречивых сведений и пророчеств.

    И от этой надежды теперешняя жизнь не становится хуже.Если забить на эту жизнь и думать только о той, теперяшняя жизнь становится только хуже. И в личном плане "синдром отложенной жизни" и в общественной, поскольку менять что-то незачем.
    •  
       Эдуард
      "Если забить на эту жизнь и думать только о той, теперяшняя жизнь становится только хуже. И в личном плане "синдром отложенной жизни" и в общественной, поскольку менять что-то незачем."

      Я не заметил в Вашем смысле жизни стремления к радикальным переменам:

      "Смысл жизни заключается в самой жизни, в том как ее прожить, в том чтобы она доставляла радость, в том чтобы в ней имели место хотя бы самые простые удовольствия."

      Поэтому мне не совсем понятно почему жизнь с надеждой хуже жизни без надежды. Вами уважаемые психиатры говорят, что всё, как раз, наоборот.
      •  
         Simon
        Я не заметил в Вашем смысле жизни стремления к радикальным переменам:Как же вы могли это заметить, если ничего обо мне не знаете?

        Поэтому мне не совсем понятно почему жизнь с надеждой хуже жизни без надежды.Потому что когда жизнь здесь не имеет никакого смысла кроме надежды на жизнь там, жизнь здесь идет на самотек.

        Вами уважаемые психиатры говорят, что всё, как раз, наоборот.Психиатры по этому поводу вообще ничего не говорят. Это область социологии и психологии. Я уже писал что это называется синдром/невроз отложенной жизни https://goo.gl/6­5mXyM
        •  
           Эдуард
          "Потому что когда жизнь здесь не имеет никакого смысла кроме надежды на жизнь там, жизнь здесь идет на самотек."

          Вы в самом начале сказали, что жизнь не имеет смысла, а теперь высказываете беспокойство, что у верующих она идёт на самотёк. Или есть разница между бессмысленной жизнью атеистов и жизнью верующих?

          "Психиатры по этому поводу вообще ничего не говорят."

          Вы думаете они молча пытаются решить проблему самоубийств? В 90% это проблемы психиатрии, а толчком служит нередко отчаяние и безысходность.
          •  
             Simon
            Вы в самом начале сказали, что жизнь не имеет смысла, а теперь высказываете беспокойство, что у верующихВо-первых, я совершенно не беспокоюсь за верующих.
            Во-вторых, я сказал что "Смысл жизни заключается в самой жизни, в том как ее прожить, в том чтобы она доставляла радость, в том чтобы в ней имели место хотя бы самые простые удовольствия".
            В конце концов если воздержание, молитва и прочее доставляет удовольствие то почему бы и нет. Но в соседнем топике мы видим страдальца, который все время думает о женщинах, но боится прогневить своего бога. Радость такой жизни очень сомнительная. Но это его выбор.

            Или есть разница между бессмысленной жизнью атеистов и жизнью верующих?В том что атеисты могут наполнить эту жизнь любыми смыслами, а у верующих смысл только там. В загробной жизни. Здешняя жизнь страдание и тоска. Все помыслы устремлены туда куда указали пророки.
          •  
             Simon
            Вы думаете они молча пытаются решить проблему самоубийств? В 90% это проблемы психиатрии, а толчком служит нередко отчаяние и безысходность.
            Именно об этом я и говорил в самом начале. Жизнь самоценна и если не придти что смысл ее заключается в ней самой, то начинаются страдания по поводу утраты или поиска абстракций.
            •  
               Эдуард
              "Жизнь самоценна и если не придти что смысл ее заключается в ней самой, то начинаются страдания по поводу утраты или поиска абстракций."

              Вы предлагаете перестать задавать естественный и логичный вопрос "зачем?" только потому, что не знаете на него ответа. Но это не значит, что ответа нет. Хотя в атеизме его и, правда, нет.
              •  
                 Simon
                Вы предлагаете перестать задавать естественный и логичный вопрос "зачем?" только потому, что не знаете на него ответа. Но это не значит, что ответа нет.Ответов может быть много, но все они ведут в ловушку ухода от жизни.
                •  
                   Эдуард
                  "Ответов может быть много, но все они ведут в ловушку ухода от жизни."

                  Для такого утверждения надо знать какая жизнь "правильная", т.е. опять "в чём её смысл?". Уходят от жизни только монахи и отшельники, при этом и обычные люди нередко мечтают о своём необитаемом острове. Для кого-то это уход от жизни, а для них желание покоя.
  •  
     Zummer
    Вы предлагаете перестать задавать естественный и логичный вопрос "зачем?" только потому, что не знаете на него ответа. Но это не значит, что ответа нет. Хотя в атеизме его и, правда, нет.
    Вопросы о смысле жизни запретить задавать нельзя, невозможно. Поскольку мысль контролировать пока не научились. Они все равно возникают, потому что человек так устроен, потому что общество так устроено. Стоит заскучать или засбоить, и человек все равно будет на эту тему думать. Но здоровые и относительно счастливые люди об этом не думают. Они просто радуются жизни как таковой.
    •  
       Эдуард
      "Но здоровые и относительно счастливые люди об этом не думают. Они просто радуются жизни как таковой."

      Здоровье и счастье отключают логику и мысли о будущем?
      •  
         Антон
        Согласен с Zummer. Счастье и психическое здоровье не отключают логику и мысли о будущем, но счастливые люди действительно обычно не думают над смыслом жизни. Думают только те кто попал в жизненный тупик, то находится в депрессии, с кем случилось какое-то несчастье.
        •  
           Эдуард
          "счастливые люди действительно обычно не думают над смыслом жизни."

          Скажите уж лучше, что счастливые люди вообще не думают.
          •  
             Антон
            Почему же? Думать всегда приходится. И о будущем и о настоящем. Как прокормить семью, как лучше сделать свою работу, идти или не идти на выборы...
            •  
               Эдуард
              Даже общение на этом форуме доказывает, что вопрос о смысле жизни не вопрос ежедневных беспокойств.
              •  
                 Екатерина
                Даже общение на этом форуме доказывает, что вопрос о смысле жизни не вопрос ежедневных беспокойств.


                У кого как, ..
                То, что я, скажем, поддерживаю общение на бытовые темы, - не означает, что только они у меня на уме.
                Нужно знать с кем и о чем можно разговаривать. Если, допустим, Татико не любитель обсуждать религию, Бога и т.п. - так зачем я буду ей об этом писать. Иногда полезно и насущные темы обсудить.То же самое и с вами. С вами в самый раз обсуждать религиозные темы.

                Одним словом, общение на этом форуме ничего не доказывает.
  •  
     Simon
    Для такого утверждения надо знать какая жизнь "правильная", т.е. опять "в чём её смысл?".
    Этого то как раз никто и не знает. Потому что у каждого человека своя дорога по жизни, которую только он сам может выбрать и найти. Но с детства нам вбивают в голову чужие стереотипы и чужие задачи, чужую дорогу. Преодолеть это найти свое - это главная задача в жизни. Но не ее смысл.

    Уходят от жизни только монахи и отшельники, при этом и обычные люди нередко мечтают о своём необитаемом острове. Для кого-то это уход от жизни, а для них желание покоя.
    Душевный покой нужен всем. Не только монахам. Покой это состояния согласия с собственной жизнью, с положением в ней и вектором развития.
    •  
       Эдуард
      "Но с детства нам вбивают в голову чужие стереотипы и чужие задачи, чужую дорогу. Преодолеть это найти свое - это главная задача в жизни. Но не ее смысл."

      Мне никак не удаётся ухватить логику в Ваших рассуждениях(про­стите мою недалёкость) . Если в главной задаче жизни нет смысла, то зачем её ставить и, тем более, достигать? Наверное, у каждого есть спившиеся и обколотые однокашники, которые почили в бозе, не заморачиваясь главными задачами в жизни. Чем их смерть будет отличаться от того, кто всю жизнь боролся со стереотипами? Притом, что борьба со стереотипами тоже не обещает долгой жизни.
      •  
         Simon
        Если в главной задаче жизни нет смысла, то зачем её ставить и, тем более, достигать?
        Это было в самом первом посте. Затем чтобы жизнь доставляла радость, а не сплошные переживания по поводу отсутствующего смысла, утраты имеющегося или сомнений в имеющемся. Тут кстати религия совершенно не дает никаких гарантий избавления от этих экзистенциальных переживаний. Возьмите "Жизнь Василия Фивейского" Леонида Андреева или "Отца Сергия" Льва Толстого.

        Чем их смерть будет отличаться от того, кто всю жизнь боролся со стереотипами?Тем что одни жили в наркотическом дурмане и умерли быстро, а другие в психологическом и умерли медленно.
        Если человек всю жизнь преодолевает какие-то комплексы или мучается на ненавистной работе, на которую его мама с папой в детстве толкнули то задача как раз не выполнена или не понята.

        Притом, что борьба со стереотипами тоже не обещает долгой жизни.Тут как у вас говорится, сколько бог даст.
        •  
           Эдуард
          "Тут кстати религия совершенно не дает никаких гарантий избавления от этих экзистенциальных переживаний."

          С этим готов согласиться при условии, если религия обещает загробную жизнь, а реальную жизнь не делает лучше или осмысленнее.
          •  
             Simon
            Что значит не делает осмысленнее? Для каждого верующего смысл жизни в достижении жизни вечной. Хотя гарантии то никакой никто не давал. Мало ли кто как согрешил, не тому кому молился или не так крестился. Слишком много нюансов и рассогласований. Что тоже доставляет сомнений и переживаний. Даже Христос и тот отчаивался.
            •  
               Эдуард
              Вы не понимаете нюанса: вечная жизнь это награда, а смысл жизни для верующего приобретать точные знания о Боге и развивать с ним дружбу, чтобы он не был абстрактной и далёкой личностью(и, естественно, жить в согласии с этим) . И этот смысл останется смыслом даже когда награда будет получена.Ведь люди будут жить на земле, а Бог так и останется невидимым. Только задания для людей будут меняться по мере их выполнения.
              Библия помогает отличить религиозную ложь от правды и от большинства людей она на расстоянии вытянутой руки. И да, не путайте переживания Христа с отчаянием.
  •  Tattyko
    Как раз по нашей теме всплыла статья на симпатичном мне сайте:

    Автор: Лобазова Анастасия

    Когда я училась в институте, у нас была преподаватель по клинической и патопсихологии, которая всегда старалась дать нам не просто сухую теорию, а какие-то, казалось бы, отвлеченные знания, которые могли пригодиться нам в жизни. Одной из таких задач она поставила «поиск ответа на вопрос «В чем смысл жизни?»» и каждый «искал» и отвечал исходя из своих убеждений, о семейности, профессионализме­, развитии и даже психоаналитическ­ой теории и пр. Все было как нельзя более подходящим, важным и правильным, для каждого из нас. Но Инна Ивановна, приняв все ответы, сказала, что будет лучше, если мы просто запомним, что смысл жизни в самой жизни. А после, спустя время, она задавала этот вопрос вновь и только тому, кто отвечал «правильно», ставила твердые 5, не требуя никаких пояснений: «Настя, в чем смысл жизни» - «в самой жизни» - «молодец, 5».
    Для нас это была больше игра по набору итоговых баллов, чем наука, потому что тогда нам было по 20 лет, и у каждого был свой «настоящий» смысл жизни, а не эта абстракция.
    Только спустя годы, когда в моей практике начали появляться первые случаи связанные с потерей, я поняла, насколько важным был этот «урок». Люди теряли бизнес, который строили всю свою жизнь, теряли дома, здоровье, репутацию, отношения и даже понимание самих себя, и какой-то палочкой выручалочкой мы всегда подтягивали другие сферы жизни, которые помогали создавать им новые смыслы.
    Но однажды появился клиент, который, как в дурном сериале, за год потерял все и сразу, включая самых близких людей. Конечно, он уже передумал многое и сам не представлял, чем я могу ему помочь. Я тоже, видя перед собой мощного, зрелого мужчину, понимала, что все мои разговоры для него пустой звук, как вдруг он сказал «В чем смысл жизни», и я на автомате выпалила «В самой жизни». Он на минуту задумался, потом кивнул и ушел ни говоря ни слова. Не знаю, как он интерпретировал это, но спустя 1, 5 года, поздравляя меня с Новым Годом, он написал в смс: «Вы были правы - я создал себя заново и, если понадобится, я знаю, как это сделать снова».

    Конечно, не в каждом терапевтическом случае сама формулировка «смысл жизни в самой жизни» способна дать какие-то ответы, инструменты, перспективы и т.д. В 90 процентах из 100 эта фраза нуждалась в детальном разборе и трансформации под каждый конкретный случай. Но в поиске понимания ее значения, все-таки, лежат некоторые повторяющиеся элементы, которые важно учесть. Я разделила их на 5 тезисов:

    1. Смысл жизни всегда индивидуален.
    Или, другими словами, - сколько в мире людей, столько в мире и смыслов. В психотерапевтиче­ской практике очень часто мне доводится сталкиваться с тем, что, достигая определенной степени зрелости, люди испытывают внутреннее чувство: «это все не то». И речь не о кризисе среднего возраста, а именно о внутренней зрелости, поскольку уже сегодня это чувство приходит к все более молодым людям. И происходит это, потому что, начиная все больше узнавать и слышать свое Я, мы перестаем слепо следовать родительским/учи­тельским­ установкам. Мы понимаем, что то, ради чего живут другие авторитетные и значимые для нас люди, и то, ради чего хотелось бы жить нам, не всегда одно и то же. И это правильно, поскольку смысл жизни всегда индивидуален и зависит от многих факторов: и от того, в какой семье и среде вырос тот или иной человек, какое образование получил, в каких отношениях с кем состоял, какой жизненный опыт пережил и какие выводы из него сделал, и многое другое имеет значение. Значит ли это, что нам не стоит слушать своих учителей и родителей в таких важных вопросах? Наоборот, чем больше мы будем узнавать от них, тем большими станут наши возможности, тем шире будет наш выбор. Обычно я предлагаю найти золотую середину. С одной стороны, важно понимать, что, если человек нашел себя в каком-то жизненном направлении, успешен в нем и счастлив своей жизни, это не значит, что мы обязательно найдем удовлетворенност­ь в тех же целях и поступках. С другой стороны, когда мы видим, что человек, близкий нам по духу, нашел свой жизненный путь, всегда имеет смысл прикоснуться к этому направлению и прочувствовать, наше это или нет. Очень действенны в этом вопросе будут техники самоанализа.

    2. Смысл жизни не постоянен.
    Также важно понимать, что не бывает универсальных смыслов жизни, которые действуют раз и навсегда. Если спросить 8-10 летнего ребенка: «Для чего ты живешь, как ты думаешь?», что он скорее всего ответит? Если задать ему тот же вопрос, когда ему исполнится 18? 25, 35, 40, 50, 60 и т.д….? Безусловно, мы понимаем, что один и тот же человек по мере своего взросления и развития будет видеть происходящее вокруг совсем иначе, чем когда-то. Смысл жизни меняется каждый раз, когда мы сталкиваемся с чем-то новым, не пройденным, не пережитым, не усвоенным и не освоенным и т.д. Каждая новая задача в жизни ставит перед нами новые смыслы, и то, что жизненно важно для нас сегодня, может показаться абсолютной бессмыслицей спустя 10 лет.
    Будем ли мы бедны или богаты (что ведь тоже не постоянно) , будем больны или здоровы, будем изолированы или социально активны – все это повлияет на наши смыслы здесь и сейчас. Бездетная пара, которая хочет иметь детей, потеряет цепочку смысла жизни «зачать-выносить­-родить»,­ когда обнимут своего первенца, зато приобретут новую: «воспитать-вырас­тить-отпустить».­
    Заболевший серьезной болезнью отложит в сторону цепочки смыслов, связанных с работой: «сдать вовремя, заключить контракт, получить прибыль и повышение», и в его жизни более значимыми станут цепочки «общения, поддержки и взаимодействия с близкими», важнее станут смыслы связанные с «контактами с природой, созерцанием прекрасного, всего, что приносит позитивные эмоции», и конечно, ведущим смыслом жизни выступит цепочка «вылечиться, выздороветь, пройти реабилитацию и вернуться к максимально приближенному полноценному физическому функционированию­».
    Потерявший значимого близкого, забудет обо всех других цепочках и смысл его жизни сведется к тому, чтобы «есть/пить, просыпаться/засы­пать, быть»… Однако так будет не всегда, пройдет время и появятся смыслы связанные с заботой о своем теле, о работе, о досуге, время будет идти и много-много разных цепочек сменят друг друга, пока человек наконец-то придет к той основной цепочке, которая вернет его к полноценной жизни сквозь светлую память об умершем. Перечислять все это можно до бесконечности, важно понять единое. Если мы утратили смысл жизни, это значит, что какая-то цепочка более или менее успешно, но закончилась, и настал черед новой цепочке смыслов, и нужно просто прислушаться к себе, чтобы понять какой именно. И если уж совсем «плохо слышно», то обратится за помощью к людям, которых считаем авторитетными в этих вопросах.

    3. Смысл жизни уникален.
    Здесь речь пойдет о том, что не бывает плохих или хороших смыслов. Смысл горевания также важен, как и смысл преумножения радости, всему свое место и время. События, происходящие с нами, могут быть легкими, веселыми, приятными, однако могут быть и болезненными, выбивающими почву из под ног, печальными.
    Вся простота и сложность заключается в том, что то, что случается с нами, такое, какое оно есть, уникальное и неповторимое, такое, которое никогда больше не случится так же, здесь же и с теми же. И попытка увидеть эту уникальность иногда помогает абстрагироваться от проблемы и сделать передышку.
    Если в нашей жизни происходит что-то, что доставляет нам негативные переживания, смысл может заключаться в том, чтобы качественнее решить возникшие задачи и радоваться каждому новому завершенному этапу, каждой новой пережитой цепочке смыслов, приводящей нас к чему-то более позитивному. Если же происходящие события доставляют нам позитивные эмоции, то смысл может быть в том, чтобы получать удовольствие, наслаждаться и, возможно, продлить или повторить, это уже как кто сумеет. Суть же в том, что любое событие, повлекшее за собой смену цепочек смыслов в глобальном плане, неповторимо, поэтому каждое новое событие рождает неповторимые, уникальные в частностях цепочки смыслов.

    4. Смысл жизни напрямую связан с мировоззрением.
    Людям, нашедшим свой путь в той или иной религии, атеистам, теософам и особенно авторам собственных теорий мирозданья как устройство вселенной, так и смысл жизни будут казаться, по-разному, в чем-то схожими, а в чем-то отличными. Мировоззрение - это то, что отличает жизненные смыслы от жизненных целей. Любая цель имеет начало и конец. Смыслы же жизни бесконечны и зачастую выходят за пределы самой жизни, и соответственно за пределы нашего сознательного опыта. Именно поэтому порождают так много споров и вопросов.
    Мы все вольны в выборе, во что верить, я сторонник тех направлений, в которых нет места запугиваниям и угрозам, а есть место любви и развитию. Однако в любом случае, чтобы уметь находить свои смыслы, нужно уметь находить свое место в системе мирозданья, иметь определенное мировоззрение.

    5. Смысл жизни в самой жизни.
    И самый важный вывод, к которому так или иначе мы всегда возвращаемся, заключается в том, что за поисками смысла жизни очень важно саму жизнь не проглядеть, не пропустить и не потерять… Потому что, прочитав выше отмеченное, мы понимаем, что вся жизнь, везде и постоянно состоит из смыслов, и, только проживая ее, мы имеем возможность их замечать и воплощать. И, если нам вдруг на мгновенье показалось, что смысла нет, нужно заглянуть в себя, осмотреться вокруг и ответить себе на вопросы, какая цепочка закончилась и какая начинается, потому что вся наша жизнь состоит из непрерывной смены одних смыслов другими. Но, если вдруг ответ не приходит, нужно просто взять паузу, каждый день делать что-то позитивное для себя и полезное для 3-х окружающих тебя людей, а спустя время спросить себя снова. Ответ приходит всегда, раньше или позже, потому что вся жизнь и есть один большой смысл из смыслов.
    Источник: https://psy-prac­tice.com/publica­tions/psikhiches­koe-zdorove/smis­l_zhizni_v_samoy­_zhizni/­ При копировании материалов, ссылка на источник обязательна © psy-practice.com
    •  Tattyko
      Предвижу комментарии Эдуарда, что автор путает смыслы с целями:)
      •  
         Эдуард
        Я сначала подумал:Андрей вернулся! Tattyko, Вам срочно надо организовать выезд с шашлыками. Анемия на Вас действует своеобразно. Автор действительно о многом и ни о чём. Хотя многие тут с ней согласятся.
        •  Tattyko
          Эдуард, в отличие от Андрея, я тут чужую статью скопировала всего-навсего.
          А вот чего я не умею - так не умею: это шашлыки делать, представляете?:(
          Выезд скоро будет, аж на море. Но чужих шашлыков я побаиваюсь.
          •  
             Эдуард
            "А вот чего я не умею - так не умею: это шашлыки делать, представляете?"

            Это проще пареной репы.Даже если нюансы оптимальной температуры не учтёте. Попробуйте самый простой рецепт с луком и разбавленным уксусом. С вашим климатом, да с нынешними ценами на мясо- "грех" себя не баловать хотя бы раз в месяц.
            •  Tattyko
              Я ненавижу возиться с сырым мясом:( Тем более - в маринаде, у меня руки слишком чувствительные: аллергодерматоз. И мангала у меня нет, а на даче делать - много грязи будет, и там нет не только посудомоечной машины, а даже водопровода, а в тазу мыть после жирного мяса посуду - меня аж трясет от раздражения. Нет, шашлыки - это мужское дело. Такое же, как перфоратором сверлить. Никогда не возьмусь за перфоратор.
              •  
                 Эдуард
                А перфоратор то за что?

                Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)
                •  Tattyko
                  А перфоратор то за что?
                  Я его боюсь.
                  Я уже начинаю капризничать - а это уже недобрый знак, когда флегматики нервничают. И опечатки. Совсем все плохо. Засиделась, мне пора. Спокойной ночи!
    •  
       Simon
      Плохая статья. Похоже автор неаккуратно скомпилировала его из нескольких разных источников и кажется ничего не понял. Пример:

      1. Смысл жизни всегда индивидуален
      3. Смысл жизни уникален.

      Каждый человек как личность уникален и индивидуален. Даже если он марширует в едином строю под бой барабанов. Поэтому его восприятие жизни и его место в этой жизни среди других всегда уникально и индивидуально.
  •  
     Tattyko
    "В экзистенциальной психологии существует защитный механизм «вера в конечного спасителя», посредством которой человек защищается от тревоги смерти. Он думает, что существует кто-то (что-то) , что защитит его от смерти, в следствие чего ведет себя пассивно по отношению к миру (пассивно проживает жизнь) , исключая переживание собственной силы." (c)
    •  
       Эдуард
      Тревога смерти держит людей в рабстве со времён Адама и Евы. Одни люди пытаются уйти от этой тревоги через философию или религию, а другие просто заставляют себя о ней не думать. А последнее предложение очень спорно, если учесть поведение наркоманов и алкоголиков, которые редко думают о "конечном спасителе". Кстати, веру в "конечного спасителя" здорово культивирует Голливуд.
      •  
         Tattyko
        если учесть поведение наркоманов и алкоголиков, которые редко думают о "конечном спасителе"

        Зависимости - это другой механизм, не стоит путать все в кучу.

        веру в "конечного спасителя" здорово культивирует Голливуд.

        И да, и нет. Для одних, кто духом послабее - веру в спасителя, для других, кто поамбициознее - желание самому стать героем. Это что-то из разряда понятий об интерналах и экстерналах и т.п.
        •  
           Эдуард
          Вера в "конечного спасителя" естественный результат невозможности избежать смерти своими силами. Каким бы героем человек не был. После 11.09.2001 Америка страдала от вопроса:"Где же были супермены, бэтманы, рэмбо и шварцнеггеры?".
          •  
             Citero
            Вера в "конечного спасителя" естественный результат невозможности избежать смерти своими силами
            Дуб — дерево. Роза — цветок. Олень — животное. Воробей — птица. Россия — наше отечество. Смерть неизбежна.
            »
            — П. Смирновский. Учебник русской грамматики.
            Цитируется Набоковым в романе «Дар», по утверждению самого автора, цитата реальная.
            •  
               Tattyko
              Citero, спасибо!
              Эдуард, очевидно, говорит здесь о смерти безвременной и насильственной.
              Автор текста же - о смерти вообще, насколько я понимаю. Бог - конечный спаситель от смерти вообще.
          •  
             Tattyko
            Вопрос не в том, чтобы избегать смерти своими силами, а в том, чтобы принять факт ее неизбежности и научиться жить с этим. Это ведь очень трудно. Потому и хочется спасителя. Как минимум - врача в болезни, полицейского в темном переулке, спасателя на пляже - чтоб подстраивать, дал почувствовать уверенность в том, что ты в безопасности. Ну, а бог - тот в целом по жизни охраняет и бережет.
            •  
               Tattyko
              ПодстраХОвать

              Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)
            •  
               Эдуард
              С фактом неизбежности смерти трудно смириться детям, когда они впервые о ней узнают.В конечном счёте с этим фактом живут все, хотя и страдают, теряя близких.Просто одни думают, что это естественный процесс и "не парятся", а другие, сопоставив факты, видят, что что-то не так и ищут убежище.
              •  
                 Laudanum
                Другими словами одни смиряются с неизбежным, а другие остаются детьми. Верят что бабушка ушла на небеса и оттуда за нами смотрит, поэтому шалить нельзя, чтобы ее не расстроить.
                •  
                   Simon
                  Другими словами одни смиряются с неизбежным, а другие остаются детьмиЗдесь нечему удивляться. Религия родом из детства человечества из ее первобытных страхов перед неведомым. Ведь смерть всегда неведома.
                •  
                   Эдуард
                  "Религия родом из детства человечества из ее первобытных страхов перед неведомым. Ведь смерть всегда неведома."

                  В смерти нет никаких загадок. Загадочной её сделали первобытные страхи, которые не изжили даже атеисты.Достаточ­но вспомнить суеверность советских космонавтов.
                •  
                   Simon
                  смерть не может не быть загадкой. Потому что мы знаем только то что мы есть. Мы никогда не поймем что такое когда нас нет. Вопрос в том что мы делаем с этим непониманием.
                •  
                   Эдуард
                  "Мы никогда не поймем что такое когда нас нет."

                  Мы это понимаем регулярно, когда просыпаемся и ничего не помним, что с нами было ночью.
                •  
                   Simon
                  Сон при желании мы можем контролировать посекундно. У каждого продвинутого гика на руке браслет контролирующий сон. А это значит что мы существуем даже во сне.

                  К 40 годам любой человек засыпал и просыпался не менее 15.000 раз. Апостериорно мы можем вычислить вероятность того что уснув мы снова проснемся.

                  Этого нельзя сказать о смерти. На неизвестно что там. Все рассуждения о потустороннем мире это не более чем спекуляции. Разнообразие представлений у разных народов в разные времена только подтверждает что ни одна из версий не заслуживает доверия.
                •  
                   Эдуард
                  "Разнообразие представлений у разных народов в разные времена только подтверждает что ни одна из версий не заслуживает доверия."

                  Simon, чем Вас не устраивает простая и понятная, на примере глубокого сна, истина, что со смертью мы перестаём существовать и наши мысли исчезают?
                •  Tattyko
                  браслет, контролирующий сон
                  А что это такое?

                  А вообще, вы прямо мои мысли выразили. Только более научными словесами:)
                •  
                   Simon
                  А что это такое?Смарт-часы. В них есть функция подсчета фаз сна.

                  Simon, чем Вас не устраивает простая и понятная, на примере глубокого сна, истина, что со смертью мы перестаём существовать и наши мысли исчезают?
                  Тем, что со сном мы не перестаем существовать. Мозг не перестает работать. Он продолжает воспринимать и обрабатывать информацию. По одной из гипотез даже лучше чем в фазе быстрого сна. И мысли вполне возможно никуда не исчезают. Мы просто об этом мало знаем.
                •  
                   Эдуард
                  "Тем, что со сном мы не перестаем существовать. Мозг не перестает работать. Он продолжает воспринимать и обрабатывать информацию. По одной из гипотез даже лучше чем в фазе быстрого сна. И мысли вполне возможно никуда не исчезают. Мы просто об этом мало знаем."

                  Simon, разве не забавно? Когда я был атеистом, я тоже верил в бессмертие души. Если сравнение со сном Вас не устраивает, то сравните с потерей сознания или с комой. Человек помнит, что было "до", и ничего не помнит, что было "во время".
                •  
                   Tattyko
                  разве не забавно? Когда я был атеистом, я тоже верил в бессмертие души.
                  И правда, забавно! Насколько я понимаю, настоящий атеист с твердыми убеждениями едва ли может верить в бессмертие души, равно как в существование души как некой отдельной субстанции. Верить в это еще может агностик.
    •  
       Simon
      Фраза вырвана из контекста, поэтому непонятно о чем идет речь. Во всяком случае в первоисточнике у Ялома говорится вовсе не о религии а об одной из стратегий избегания принятия ответственности за свою судьбу и за свое место под солнцем. Одной из многих.
      •  
         Tattyko
        в первоисточнике у Ялома говорится вовсе не о религии а об одной из стратегий избегания принятия ответственности за свою судьбу и за свое место под солнцем. Одной из многих.

        И снова вы правы! )
  •  
     Tattyko
    Еще: лекция доктора медицины и психологии Альфреда Лэнгле о практическом использовании экзистенциальног­о анализа для обретения внутреннего стержня, уверенности, осмысленного существования.
    https://psy-prac­tice.com/publica­tions/psikhiches­koe-zdorove/kak-­zhit-polnoy-zhiz­nyu-i-obresti-vn­utrennee-soglasi­e/
  •  
     Екатерина
    "смерть не может не быть загадкой. Потому что мы знаем только то что мы есть. Мы никогда не поймем что такое когда нас нет. Вопрос в том что мы делаем с этим непониманием. "

    Смерть - это, как одиночество. Когда пропадает связь с миром живых.

    Чтобы представить, что такое смерть, достаточно мысленно вернуться в свое самое раннее детство.
    Попытаться воскресить в памяти свои первые воспоминания.Но не многим, конечно, это удается.
    У меня сохранились воспоминания приблизительно в возрасте 1, 2 года. Хотя некоторые считаю, что невозможно что - то помнить в этом возрасте.
    Но я помню момент, когда мне снилось что я куда - то все время падаю, я просыпалась, вставала и держалась за какие - то перекладины. Потом я поняла, что это была деревянная кроватка.
    Помню темноту, чувство страха, одиночества, растерянность.

    Это я уже потом дала определение тогдашним ощущениям, когда все это вспоминала.

    Вот смерть , - это как воспоминания в младенчестве. Ты вроде не один, вокруг люди ( мама с папой) . Но ты не понимаешь их мир, а они не понимают твой мир, пока ты не подрастешь.
    •  Tattyko
      Екатерина, ничего себе, у вас удивительная интерпретация! Интересно...
      Я воспринимаю смерть, как абсолютную пустоту. Небытие. Ты просто прекращаешь быть и превращаешься в вещество из молекул. Если романтизировать сие явление - словно растворяешься в космосе. Правда, как по мне, нечего там романтизировать - разве только приукрасить сам процесс ради самоутешения. Поэтому надо бы на земле после себя что-то хорошее оставить - чтобы, если не тебя бы помнили, то хотя бы кому-нибудь что-то, сотворенное тобой, помогло бы. Наверно, так.
      •  
         Екатерина
        Можно и так представлять.
        Просто пример с ощущениями в младенчестве мне тоже понятен, .
        Ты как бы и есть и как бы тебя и нет.
        То есть сам мир ты воспринимаешь, как первый раз и не понимаешь вообще, где ты и что происходит.И даже думать не умеешь, так как не знаешь слов, предметов, понятий. Но разумом осознаешь, что существуешь.
        У меня по крайней мере такие воспоминания сохранились.
        И если после смерти что - то и есть и мы можем осознавать себя там, то это наверное что - то подобное ( как в раннем детстве, когда мозг еще, как чистый лист бумаги) .
    •  
       Эдуард
      "Смерть - это, как одиночество. Когда пропадает связь с миром живых."

      Екатерина, Ваша мысль верна только наоборот. Одиночество чувствуют живые и у них пропадает связь с умершими. А умершим уже всё равно.
      •  
         Екатерина
        "Смерть - это, как одиночество. Когда пропадает связь с миром живых."
        Екатерина, Ваша мысль верна только наоборот. Одиночество чувствуют живые и у них пропадает связь с умершими. А умершим уже всё равно.


        Эдуард, ну вы, конечно же, опять гнете свою линию.Зачем?
        Для вас это так принципиально важно убедить меня в том, что наше сознание заключается непосредственно в теле?

        Если я допускаю существование души, а вы ее отрицаете, но оба мы верим в высшую силу (Бога) , так какая разница, кто из нас окажется прав?

        Меня, как я прежде писала, устроили бы оба варианта.
        Если человеческое тело способно стать совершенным и вечным, - так это ж замечательно. Но если нет, но есть душа, - то это ничуть не хуже!
        •  
           Екатерина
          Если допустить что наше сознание заключается в мозге и не более, то я читала, что многие ученые приходят к выводу, что человеческий мозг просто физически не способен удерживать такие объемы информации.Он слишком прост для этого. Обычный био материал.Однако, он мощнее самого мощного компьютера.
          То есть должно быть что - то еще, чтобы хранить такое громадное количество данных, воспоминаний, привычек, навыков и т.п.
      •  
         Екатерина
        Мне просто вот еще какой момент интересен:
        я как - то у вас спрашивала "почему святые помогают определенным людям", а другим, - нет. ( вернее там речь шла про Бога, почему он не помогает хорошим людям) .

        Вы сказали "значит на то есть причины".
        И сказали, что сейчас и святые тоже никому не помогают. ( но раньше, как я вас поняла, - помогали.)

        Но ведь святые тоже когда - то были людьми. А потом за свою праведную жизнь стали святыми.

        Как они могут существовать на том свете, не имея души?. Они ведь бывшие люди, только высокодуховные.Н­о души ведь по вашему нет.
        То есть, получается что очень праведных верующих Бог наделил душой после их смерти, чтобы помогали живым? Так?
        •  Tattyko
          Екатерина, насколько я знаю, истинно верующим как бы не пристало молиться святым, раз положено молиться богу. Это - отголоски язычества, многобожия. Так что святые, по идее, никому не помогают.
          •  
             Антон
            истинно верующим как бы не пристало молиться святымАндрея на вас нет :)
            Он бы сейчас все объяснил.
            •  
               Екатерина
              истинно верующим как бы не пристало молиться святымАндрея на вас нет :)
              Он бы сейчас все объяснил.


              Вы никак "соскучились"?
              •  
                 Антон
                Вы никак "соскучились"?Нет конечно. Его многостраничные объяснения на птичьем языке были обращены неизвестно к кому. Обычно шли в пустоту. Или к его странным богам. Что в общем одно и то же.
          •  
             Эдуард
            Tattyko, Вы снова приятно удивляете своей осведомлённостью­.
            •  
               Антон
              Tattyko, Вы снова приятно удивляете своей осведомлённостью­­.
              Может истинно верующими она считает мусульман :)
              •  
                 Tattyko
                Tattyko, Вы снова приятно удивляете своей осведомлённостью­­­.
                Может истинно верующими она считает мусульман :)

                Чудики вы, вот вы кто.
                Я непосредственно интересовалась этими вопросами, поэтому и знаю. Говорила же.
                Бывала в монастырях разных. Книжки соответствующие читала, представьте себе. На курсы экскурсоводов ходила, в том числе по иконописи были лекции. А уж историю искусств в художке и вне ее - мимо этого вообще пройти было нельзя. А половина сюжетов, как минимум, или имеют библейские корни, или смысл их раскрывается через понимание Библии, так или иначе.
                Но мои знания в этой сфере все равно, разумеется, поверхностны - Эдуарду-то это должно быть видно невооруженным глазом:)
                •  
                   Антон
                  О том что молитва святым и иконам на самом деле не молитва святым и иконам, не поклонение кумирам, знают только специалисты по схоластике типа Андрея или Надежды. Да и то их объяснения крайне неубедительны. А обычный верующий читает молитву с просьбой богоматери или каким-то святым и верит в чудеса исходящие от доски с изображениями.
                •  
                   Tattyko
                  знают только специалисты по схоластике
                  Ну, не знаю - я-то откуда-то знаю же. Ни в какой схоластике ни разу не специалист.
                •  
                   Tattyko
                  А про мусульман уже достали меня, извините. Вот уж какую религию я менее всего понимаю (точнее, даже не пытаюсь) , так это ислам. (Уицлипочтли, Ктулху и ЛММ не в счет.)
                •  
                   Tattyko
                  Мой сын нынче увлечен лепкой из пластилина. Книжки у нас есть с инстукциями: одна - как лепить всяческих животных, другая - динозавров. А сейчас он в деревне у бабушки. Звоню, спрашиваю, что делает. Мама отвечает: "А сидит, лепит какого-то... коатля." Я начинаю слегка удивляться: "Кого-кого? Коалу?" (а коалу он уже лепил) . "Нет, кецалькоатля."
          •  
             Tattyko
            На тему об адаптации и ассимиляции язычества с христианством и исламом - интересная статья:
            Е. С. Котляр, "Боги и демоны Африки и африканской диаспоры" (Из книги "Восточная демонология: От народных верований к литературе") . Заодно памяти Мбваны посвящается:)
            link
            •  
               Антон
              Не ходите дети в Африку гулять.

              В традиционном посконном христианстве византийского/ри­мского­ толка идолопоклонство совершенно очевидно. Не могли вчерашние язычники обойтись без поклонения иконам и святым.
        •  
           Эдуард
          "Но ведь святые тоже когда - то были людьми. А потом за свою праведную жизнь стали святыми."

          Екатерина, Вы не понимаете значения слова "святой" в библейском смысле. Буквально оно означает отделённый для особого служения Богу и к людям относилось и относится, когда они живы, а не после смерти.Народ Изваиль, когда вступил в соглашение с Богом стал святым. Вот почему им нельзя было терпеть среди себя тех, кто совершал серьёзные грехи. Иначе вина падала на весь народ. В Библии говорится о небесной надежде для 144 000 человек, которых в разное время, начиная с апостолов, отбирал Бог.Но они не имеют бессмертной души, а получают духовное тело, обладающее бессмертием. При этом эти святые не имеют отношения к "святым", назначенным разными церквями. Эти 144 000 будут править вместе с Христом, чтобы привести людей на земле к совершенству.
          •  
             Екатерина
            "При этом эти святые не имеют отношения к "святым", назначенным разными церквями."

            Это то я понимаю. (Что, - те святые, которых церковь причисляет к лику святых, - совсем не обязательно являются избранными Богом) .
            Я только не знала, что существует такое понятие как "духовное тело".
            Хотя по- моему, духовное тело, - это нечто равнозначное душе. Вам так не кажется?

            Простите за пунктуацию, если где ошибку увидите. Я в ней не сильна.
            •  
               Екатерина
              Нашла 2 пропущенные запятые у себя в сообщении. Но пропустила из - за невнимательности­. Перед "как" и перед "по - моему".

              P.S Это так, - примечание. Чтоб не сочти безграмотной.
            •  
               Эдуард
              "Я только не знала, что существует такое понятие как "духовное тело".
              Хотя по- моему, духовное тело, - это нечто равнозначное душе. Вам так не кажется?"

              У ангелов духовные тела, но они не души и тоже не обладают бессмертием. Первым новое духовное тело и бессмертие получил Христос, за ним получают 144 000 избранных( имён большинства из них мы пока не знаем) .Бессмертие для них особая награда за верность до смерти и ответ Сатане на его утверждение, что никто из людей не заслуживает доверия.
  •  
     Екатерина
    Simon, разве не забавно? Когда я был атеистом, я тоже верил в бессмертие души. Если сравнение со сном Вас не устраивает, то сравните с потерей сознания или с комой. Человек помнит, что было "до", и ничего не помнит, что было "во время". "

    Между прочим, - да. При потере сознания, - человек ничего не помнит.
    Я за всю жизнь несколько раз падала в обморок. Раз 8-10 наверное наберется. И точно, ничего не осознаешь, настолько быстро все происходит. Но суть в том, что сознание я теряла на несколько секунд, ну может минуту- две ( самое большее) была в отключке.
    А вот на счет комы, - не уверенна, что человек ничего не помнит. Кома - она долгая. Вполне возможно, что что - то сохраняется в памяти.
    •  
       Laudanum
      В обморок падал два раза. Странные ощущения. Не знаю отключались ли мысли, но я все наблюдал, откуда-то сверху. Как мимо люди ходят, как мне помощь оказывают.
      •  
         Tattyko
        все наблюдал, откуда-то сверху
        Хм. Очень странно.
        Я тоже два - нет, три - раза падала: дважды во время болезни и однажды - во время какого-то внезапного болевого приступа. Но у меня это было, как у Екатерины: отключилась - и через некоторое время очнулась, совершенно себя не помня и не чувствуя на момент обморока, как будто свет выключили и включили. Только смутно как будто слышала грохот - видимо, когда головой об пол ударялась.
      •  
         Эдуард
        Ваши странные ощущения свойственны для кислородного голодания мозга.
    •  
       Эдуард
      "А вот на счет комы, - не уверенна, что человек ничего не помнит. Кома - она долгая. Вполне возможно, что что - то сохраняется в памяти."

      Попробуйте найти воспоминания людей, вышедших из комы. У меня есть друг-осколок в голову получил в Чечне, а через неделю очнулся в Ростове. Помнил только, что болтал до взрыва.

оставить комментарий

Имя *

Пожалуйста, укажите ваше имя.

Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

E-mail

Ошибка в почтовом адресе

Текст *

Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

отправить