Для жителей России счастье ассоциируется с деньгами, утверждается в исследовании, проведенном социологами из Санкт-петербургского отделения Высшей Школы Экономики под руководством заведующего Лабораторией сравнительных социальных исследований Э.Понариным и профессора Мичиганского университета Р.Инглхарта. Основной целью исследования является сравнительный анализ жизненных ценностей России и стран Запада.
В основу исследований легла теория модернизации, предложенная Инглхартом в конце 70-х годов. Согласно этой теории небольшой прирост уровня жизни в бедных странах приводит к увеличению субъективного ощущения счастья, однако дальнейший материальный рост к этому уже не ведет. По мере роста благосостояния в системе ценностей материальная составляющая уходит с первого плана и людям становятся важнее возможность обретения контроля над собственной жизнью - политические и экономические права и свободы, возможность самовыражения.
Исследователи полагают, что случай России совершенно уникальный в рамках этой теории. «Россия - уникальный случай. Здесь уровень счастья гораздо ниже, чем должен быть при существующем положении дел», - говорит Рональд Инглхарт. Если в странах Запада, при относительно хорошем уровне безопасности и материальной обеспеченности жизни, основным источником счастья являются личные свободы и права граждан, в России счастье заключается в деньгах, материальном достатке. Социологи объясняют это затянувшимися последствиями глубокого кризиса, последовавшего за развалом СССР, когда уровень благосостояния большинства населения страны резко упал и людей больше занимает не свобода, а "ценности выживания", причем по словам Э. Понарина Россия в этом плане находится почти на «полюсе жадности и подозрительности... Жадность, потому что каждая лишняя копейка повышает шансы выживания, а подозрительность, потому что присутствует боязнь чужих, от которых можно ожидать все, что угодно."
События 80-90х, наложили очень серьезный отпечаток на субъективное ощущение счастья и удовлетворенности жизнью людей старшего и среднего возраста, и как полагают исследователи, это навсегда. Но молодежь, которая свободна от постперестроечных комплексов, и у которой стартовый субъективный уровень благополучия выше, чем у их родителей, начинает медленно разворачиваться в сторону нематериальных ценностей. Социологи считают, что именно этим объясняются причины возникновения протестного движения после думских и президентских выборов в 2011 - 2012 году в крупных российских городах. Относительное материальное благополучие граждан в этих регионах привело к тому, что в числе главных приоритетов появилась свобода. Возможно, что при благоприятной экономической и политической ситуации, эта тенденция развития страны сохранится.
Инглхарт Рональд Франклин - американский социолог и политолог, профессор политологии Мичиганского университета, руководитель лаборатории сравнительных социальных исследований в НИУ Высшая школа экономики, автор более 225 научных трудов.
Руководитель глобального проекта World Values Survey, являющийся сетью социологических проектов в разных странах мира, целью которогоявляется изучение ценностных ориентаций в их взаимосвязи с экономическим и социальным развитием, качеством жизни и демократией. Опросы и интервью в рамках проекта проходят с пятилетней периодичностью в 78 странах мира и с привлечением большого числа различных организаций.
В семидесятые годы Инглхарт разработал социологическую теорию постматериализма, в которой предложил новые подходы к исследованию ценностей и их изменений от поколения к поколению.
По автору получается , что уровеньПо автору (Инглхарту) получается совсем другое. Когда людям становится жить чуть-чуть лучше ни должны перестать думать только о еде. В России (по мнению) автора (Инглхарта) те кто пережил перестройку до сих пор думают только о еде.
думают только о еде.Ну почему же только о еде? не только о еде. Я сейчас думаю, как я доеду до дома. Вчера у нас в городе 8 машин ушло под асфальт. Вот когда доеду до дома, вот тогда буду думать о еде.
«Россия - уникальный случай. Здесь уровень счастья гораздо ниже, чем должен быть при существующем положении дел», - говорит Рональд Инглхарт.Какой, интересно, по мнению г-на Инглхарта у меня должен быть уровень счастья?
каждая лишняя копейка повышает шансы выживания
В этом и заключается - невозможность реализоватьНе у всех на свете потребности в самоактуализации и самореализации связаны напрямую с возможностью участия в каких-то общественных процессах.
потребности высокого уровня - самореализации и самоактуализации
имеющие знания не могли бы действовать.Ну на момент перестройки знающих вообще не было. Никто не знал как из всего этого выползать. Кроме полоумных типа Анпилова и маразматиков типа членов ГКЧП.
пока не упремся в волю властиПодозреваю, что упремся в $1/баррель нефти и волю будет проявлять уже другая власть и возможно уже в другой стране. Как 25 лет назад.
исследователь удивляетсяЯ тоже удивляюсь. Вместе с ним
БОльшинство подавляющее на первое место ставят ценности семьиДа все это странно. Одни опросы дают 70% верующих, другие показывают что верующих в вечную жизнь всего 20%. В одних лидируют "ценности выживания", в других - "вечные".
и здоровья
Портрет российского общества на фоне остальных стран получился следующий. Половина россиян не особо заботится о других людях и среде обитания, зато крайне ценит власть, богатство и успех. К тому же этот «народ» примерно одинаково относится к новому в жизни и к стабильности, то есть готов разумно рисковать. Рядом с нами здесь страны Средиземноморья: Турция, Израиль, Греция и Португалия, а также постсоциалистические Румыния, Словакия и Польша. Еще треть наших людей — «охранители»: они очень плохо относятся ко всему новому, предпочитая традиции. Самоутверждаться за счет других они тоже любят (впрочем, чуть меньше, чем предыдущее большинство) . Здесь мы в одной обойме с Польшей, Словакией, Украиной, Болгарией и примкнувшей к постсоветским государствам Испанией.Источник: Ценностный портрет россиян на европейском фоне. Демоскоп Weekly. № 503–504.
Очень мало у нас (всего 6%) тех, для кого главное — альтруизм (не в пример каким-нибудь Швейцарии и Дании с их 41% или Франции, где сердобольных вообще больше половины) . Чуть больше — 13% — рисковых модернизаторов, открытых всему новому.
Отчего так вышло и что с этим делать, наука не дает определенного ответа.
Анатолий Вишневский, почитайте же, что он говорит о "благе" страны.Пока нет Закона "о благе страны", и Вишневский и вы и я имеем право говорить о своем представлении об этом опираясь на свои собственные представления о том что такое хорошо и что такое плохо.
Русские - самые большие альтруисты, и пока мы верим в это, мы непобедимыИнтересно сколько вам было лет, когда распался на части "Союз нерушмый республик свободных"? Альтруизм тогда вообще был прописан законодательно в Конституции. Мне было 30. Я все хорошо помню. Я помню гимн, песни, с которыми каждый год ходили на первомайские демонстрации с портретами вождей, я помню речи наших замечательных руководителей, моральный кодекс строителя коммунизма, помню программу Время с передачами о том как здесь все хорошо и как там все плохо. И потом бац и страны не стало.
Имя * | Пожалуйста, укажите ваше имя. Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста |
---|---|
Ошибка в почтовом адресе | |
Текст * | Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов) |
отправить | |