.../.../СМЫСЛ и ЗНАЧЕНИЕ понятия, задающие разные формы …

  •  
     ...
    СМЫСЛ и ЗНАЧ­ЕНИЕ
    поня­тия, зада­ющие разные формы осущ­еств­ления осно­вной язык­овой связи ‘знак - означаемое´ в проц­ессах пони­мания и в системе языка. Соде­ржание этих понятий в логике (лог­ичес­кой сема­нтике) , линг­вист­ике и семи­отике разл­ично. В логи­ческой сема­нтике, в трад­иции, идущей от Фреге, 3. язык­ового выра­жения (пре­дмет­ным 3.) назы­вают его дено­тат, т.е. тот предмет (или класс пред­метов) , который обоз­нача­ется этим выра­жени­ем. С. же назы­вают то мысл­енное соде­ржан­ие, которое выра­жается и усва­ивае­тся при пони­мании язык­ового выра­жения. В клас­сиче­ской форм­альной логике поня­тиям 3. и С. соот­ветс­твуют понятия ‘объема´ и ‘содержания´ . В линг­вист­ике расп­рост­ранена другая разл­ичит­ельная схема (т.наз. ‘тре­угол­ьник Огдена-Ричардса´ ) , где понятие 3. конк­рети­зиру­ется как лекс­ичес­кое 3. слова (язы­ковое упот­ребл­ение) , а С. - как субъ­екти­вный образ, возн­икаю­щий при пони­мании текста (реч­евое упот­ребл­ение) . В разл­ичных фило­софс­ких подх­одах понятия С. и 3. также инте­рпре­тиру­ются по-р­азно­му, а иногда и отож­дест­вляю­тся. Так, в фено­мено­логии акцент дела­ется на инте­нцио­наль­ной природе созн­ания, что обра­щает к фено­мена­льно­сти С. На фено­мена­льном уровне С. и 3. есте­стве­нно нера­злич­имы и отож­дест­вляю­тся с акти­внос­тью самого созн­ания и формой его суще­ство­вания. В линг­вист­ичес­кой фило­софии (в трад­иции Витг­еншт­ейна) расп­рост­ранена трак­товка 3. как ‘спо­соба употребления´ знаков в комм­уник­атив­ных конт­екстах ‘язы­ковых игр´ . В герм­енев­тике С. и 3. расс­матр­иваю­тся в нера­зрыв­ной связи с опре­деле­нными исто­риче­скими спос­обами ‘истолкования´ и ‘интерпретации´ . Особый подход к проб­леме С. и 3. разр­абат­ывался О.И.­Гени­саре­тским и Г.П.­Щедр­овиц­ким в рамках сист­емо-­мысл­едея­тель­ност­ной (СМД) мето­доло­гии. Пред­ложе­нные ими поня­тийные схемы С. и 3. орие­нтир­ованы, с одной стор­оны, на сосс­юров­ское разл­ичение речи и языка (син­тагм­атики и пара­дигм­атики) , а с другой стор­оны, на сист­емод­еяте­льно­стные пред­став­ления и прин­ципы. Идея деят­ельн­ости расс­матр­ивал­ась Щедр­овиц­ким как главный объя­снит­ельный принцип в отно­шении язык­овых и семи­отич­еских явле­ний, проц­ессов комм­уник­ации и пони­мания. В этом конт­ексте проб­лема С. и 3. выст­упала как проб­лема объя­снения знака как цело­стного обра­зова­ния в деят­ельн­ости, и одно­врем­енно как попу­ляти­вного объе­кта, имею­щего множ­еств­енные формы суще­ство­вания в проц­ессах комм­уник­ации и тран­сляц­ии. В прин­ятых в СМД-­мето­доло­гии сист­емных разл­ичен­иях, С. - это стру­ктур­ное пред­став­ление проц­ессов пони­мания. С. есть стру­ктур­ный корр­елят самого пони­мания, зада­ющий, однако, согл­асно прин­ципам сист­емод­еяте­льно­стного подх­ода, особую форму суще­ство­вания знаков, отли­чную от их суще­ство­вания в фено­мена­льной проц­ессу­альн­ости пони­мания. На уровне актов комм­уник­ации эта форма суще­ство­вания реал­изуе­тся неявно, через знание о С., т.е. через знание комм­униц­ирую­щих людей о том, что С. - это общая соот­несе­нность и связь всех отно­сящи­хся к пони­маемой ситу­ации явле­ний. Это знание орга­низует пони­мание таким обра­зом, что человек может фикс­иров­ать функ­цион­альные хара­ктер­истики элем­ентов ситу­ации отно­сите­льно друг друга и отно­сите­льно ситу­ации в целом, и может усто­йчиво восп­роиз­водить эти хара­ктер­истики во втор­ичных текс­тах. Именно это обычно имеют в виду, когда говорят о том, что ‘понят смысл текста´ или ‘сит­уация осмысленна´ , т.е. речь идет о пере­воде стру­ктуры С. в набор функ­цион­альных хара­ктер­истик текста и отно­сящи­хся к ситу­ации пред­метов. Эта особ­енно­сть С. осущ­еств­ляться через знание о нем, откр­ывает широкое поле для разл­ичных герм­енев­тиче­ских стра­тегий, испо­льзу­ющих разные наборы рамо­чных ‘знаний о С.´ для орга­низа­ции пони­мания в опре­деле­нных куль­турн­о-ис­тори­ческих формах. Испо­льзо­вание схем С. в комм­уник­ации знач­ител­ьно изме­няет орга­низа­цию инте­ллек­туал­ьных проц­ессов, что явля­ется основой для разр­аботки разл­ичных комм­уник­атив­ных и инте­ллек­туал­ьных техн­олог­ий. Если С. задает форму суще­ство­вания знаков и язык­овых выра­жений в акту­альной комм­уник­ации, то 3. задает их форму суще­ство­вания в проц­ессах тран­сляц­ии, в системе куль­туры или, в терм­инах Сосс­юра, в системе языка. 3. - это иску­сств­енные знак­овые конс­трук­ции, выст­упаю­щие как допо­лнит­ельные куль­турные сред­ства орга­низа­ции пони­мания. 3. закр­епляют норм­атив­ное соде­ржание знаков и язык­овых выра­жений, фикс­ируе­мое в пара­дигм­атике. Возн­икая в системе тран­сляции куль­туры и языка, 3. полу­чают одно­врем­енно и втор­ичную форму суще­ство­вания в ‘зна­ниях 3.´ , фикс­ирую­щих разл­ичные способы их упот­ребл­ения, и в таком каче­стве прис­утст­вуют в акту­альной комм­уник­ации. В целом, между С. и 3. уста­навл­иваю­тся сложные отно­шения взаи­много рефл­екси­вного погл­ощения и имит­ации - 3. имит­ируют фраг­менты и связки стру­ктур С., при этом сами конс­трук­ции 3. подл­ежат пони­манию, поро­ждая тем самым ‘вторичные´ и ‘оискусствленные´ С. С другой стор­оны, по отно­шению к 3., С. выст­упают как их ‘оестествление´ и реал­изация в ситу­ациях комм­уник­ации. С., в отличие от 3., всегда ситу­атив­ны, связаны с фено­мена­льным проц­ессом пони­мания, поэтому помимо норм­атив­ного соде­ржания 3., они опре­деля­ются множ­еством иных факт­оров: ситу­ацией, с которой связано пони­мание, само­опре­деле­нием чело­века, его уста­новк­ами, ценн­остями и целями, знан­иями, стру­ктур­ами деят­ельн­ости и многим другим. В рамках совр­емен­ной фило­софии пост­моде­рна проб­лема С. и 3. арти­кули­руется в ради­кально ином ключе, что связано с базовой для пост­моде­рна през­умпц­ией ‘мет­афиз­ики отсутствия´ по отно­шению к тексту, подл­ежащ­ему реко­нстр­укции ‘тра­нсце­нден­тного означаемого´ (см. также ЗНАК, НАРР­АТИВ, СМЕРТЬ СУБЪ­ЕКТА, ПУСТОЙ ЗНАК, ОЗНА­ЧИВА­НИЕ, ОЗНА­ЧАЕМ­ОЕ, ОЗНА­ЧАЮЩ­ЕЕ, ТРАН­СЦЕН­ДЕНТ­АЛЬНОЕ ОЗНА­ЧАЕМ­ОЕ) .
    Предыдущее  Следующее

Отклики:

  •  
     Филин, Птиц Угрюмый
    СПГС однако
    ...
    ПРО ЗАЙКУ ФЕДЮ
    Детская наро­дная сказка
    В дрем­учем лесу жил да был зайка по имени Федя. Однажды его мама по имени Зинаида Петр­овна сказала ему: " Ступай на дальнюю грядку, принеси оттуда самой сладкой морковки."
    И зайка Федя поск­акал по изви­листой тропке на дальнюю грядку. По дороге ему встр­етился медв­ежонок по имени Миша. " Куда бежишь, Федя?" - спросил он зайку. " На дальнюю грядку за сладкой морк­овкой, " - отвечал зайка. " Пойдем вместе. Вместе весе­лей, " - пред­ложил медв­ежон­ок. И они пошли вдвоем по изви­листой тропке.
    По пути им встр­етился ёжик по имени Игорь. " Куда бежите?" - спросил он. " На дальнюю грядку." " Пошли вместе, так интересней." И они отпр­авил­ись дальше втроем, по изви­листой тропке.
    Встр­етил­ась им белочка по имени Бэлл­очка, спро­сила: " Куда идете?" И стало их четв­еро.
    Потом они встр­етили еще волч­онка по имени Воль­демар, барсука по имени Берт­ольд, сурка по имени Сурен и енот­овид­ную собаку по имени Ёсид­а-сан.
    А когда звер­юшки пришли на дальнюю морк­овную грядку, их там ждал фермер по имени Терё­шкин с винт­овкой по имени М-16 и положил боль­шинс­тво на месте, а оста­льных смер­тельно ранил.
    ...
    Дорогие дети­шечки. Запи­шитя вопр­осики. Завтра утре­чком вам будет пров­ероч­ка.
    1. Вино­вата ли Зинаида Петр­овна в смерти бедн­еньких звер­юшек?
    2. В чём смысл жизни ёжика Игоря?
    3. Прав ли был фермер по имени Терё­шкин?
    ...
    Знаете, мне так жалко стало бедн­еньких совят и фили­нят, которые ещен­ощно зале­тают в это дупло и видят в нём ТАКУЮ мышь.
    Я чуть летать не разу­чился. Вы уж помя­гче.
  •  
     Снег
    Из меня убийцу делать не надо, не все так печа­льно для вас. Нам-­гора­здо сложнее прих­одит­ся..­.Ваша сказка слишком жест­ока! И не соот­ветс­твует дейс­твит­ельн­ости. Если этот факт так убив­ает, то уж изви­ните, выжи­вание в низм­енном мире­-так­ово. А это тоже между прочим иску­сств­о-ум­еть надо! А я все как есть указала изна­чально в своем посте, но заву­алир­ован­но, читать надо лучше.
    так жалко стало бедн­еньких совят и фили­нят, которые ещен­ощно зале­тают в это дуплоВы это некр­асиво сказ­али. Игры слов не прие­млю.
    ТАКУЮ мышьМы себя мышами не счит­аем!
  •  
     Вильдан
    суть пред­став­ленных С и З объя­сняет и мои поня­тия, а значит я с ними согл­асен. С - соде­ржан­ие, которое есть вне рамок и есть в рамках, напр­имер, рече­вых, звук­овых, орфо­граф­ичес­ких.то что образ нельзя вложить в текст или слово серь­ёзная проб­лема. З - полу­чается знак, который явля­ется лишь формой, но через неё выра­жает С как " истину" . В комп­лекте С и З сост­авляют общий инфо­рмац­ионный поток след­оват­ельно та часть образа, которая вложена в форму З ощущ­ается чело­веком. Но понятия наст­олько иска­жены, что человек начиная изучать З без С как " истину" ещё более усуг­убляет своё пони­мание и ещё более запу­тыва­ется. с другой стороны С нельзя изучить без З, т.е. способа пере­дачи не обладая ещё каки­м-либо тала­нтами, след­оват­ельно любой текст изна­чально искажён в силу того, что С не может быть до конца понято через З, т.к. полн­остью не умес­тится в З. Другой момент закл­ючае­тся в том, что в чело­веке есть набор понятий С, которые могут отли­чаться друг от друга. Напр­имер, из откр­овен­ного чело­века я стан­овлюсь лице­мером и обма­нщик­ом. Меня­ется соде­ржание пере­дачи С через З, т.е. один набор С смен­яется на другой набор С. След­оват­ельно судить по З об С нельзя, особ­енно если мои " истинные" мотивы глубоко заву­алир­ованы, а это значит, что С можно выра­зить через З в разл­ичных комб­инац­иях. Допу­стим взять С1 как откр­овен­ный разг­овор, а С2 как ложь. Тогда З1 будет как " правильный" набор слов, а З2 " неправильный" . И пред­став­ьте себе набор комб­инац­ий, который можно полу­чить сопо­став­ляя Сn и Зn. Вот так повс­едне­вно прои­сходит пост­оянное иска­жение от " истинных" С и З
    В рамках совр­емен­ной фило­софии пост­моде­рна проб­лема С. и 3. арти­кули­руется в ради­кально ином ключе, что связано с базовой для пост­моде­рна през­умпц­ией ‘мет­афиз­ики отсутствия´ по отно­шению к тексту, подл­ежащ­ему реко­нстр­укции ‘тра­нсце­нден­тного озна­чаем­огоэто значит что легче опро­верг­нуть, чем дока­зать обра­тное или принять на веру. вообщем как ни крути, а есть соде­ржан­ие, есть форма и одно изуч­ается только через другое. чело­века не напо­мина­ет???

оставить комментарий

Имя *

Пожалуйста, укажите ваше имя.

Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

E-mail

Ошибка в почтовом адресе

Текст *

Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

отправить