.../.../Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да - то какой …

  •  
     ...
    Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да - то какой именно? В чем смысл жизни? Или жизнь есть просто бесс­мысл­ица, бесс­мысл­енный, никч­емный процесс есте­стве­нного рожд­ения, расц­вета­ния, созр­еван­ия, увяд­ания и смерти чело­века, как всякого другого орга­ниче­ского суще­ства? Те мечты о добре и правде, о духо­вной знач­ител­ьности и осмы­слен­ности жизни, которые уже с отро­ческих лет волнуют нашу душу и заст­авляют нас думать, что мы роди­лись не " даром" , что мы приз­ваны осущ­еств­ить в мире что-то великое и реша­ющее и тем самым осущ­еств­ить и самих себя, дать твор­ческий исход дрем­лющим в нас, скрытым от пост­орон­него взора, но наст­ойчиво треб­ующим своего обна­руже­ния духо­вным силам, обра­зующим как бы исти­нное суще­ство нашего " Я" , - эти мечты опра­вданы ли как-­либо объе­ктив­но, имеют ли како­е-либо разу­мное осно­вание, и если да - то какое? Или они просто огоньки слепой стра­сти, вспы­хива­ющие в живом суще­стве по есте­стве­нным законам его прир­оды, как стих­ийные влеч­ения и томл­ения, с помощью которых равн­одуш­ная природа сове­ршает через наше поср­едст­во, обма­нывая и завл­екая нас иллю­зиями, свое бесс­мысл­енное, в вечном одно­обра­зии повт­оряю­щееся дело сохр­анения живо­тной жизни в смене поко­лений? Чело­вече­ская жажда любви и счас­тья, слезы умил­ения перед крас­отой, треп­етная мысль о светлой радо­сти, озар­яющей и согр­еваю­щей жизнь или, вернее, впервые осущ­еств­ляющей подл­инную жизнь, есть ли для этого кака­я-либо твердая почва в бытии чело­века, или это - только отра­жение в восп­ален­ном чело­вече­ском созн­ании той слепой и смутной стра­сти, которая владеет и насе­комым, которое обма­нывает нас, упот­ребляя как орудия для сохр­анения все той же бесс­мысл­енной прозы жизни живо­тной и обрекая нас за краткую мечту о высшей радости и духо­вной полноте расп­лачи­ваться пошл­остью, скукой и томи­тель­ной нуждой узкого, будн­ично­го, обыв­ател­ьского суще­ство­вания? А жажда подв­ига, само­отве­ржен­ного служ­ения добру, жажда гибели во имя вели­кого и свет­лого дела - есть ли это нечто большее и более осмы­слен­ное, чем таин­стве­нная, но бесс­мысл­енная сила, которая гонит бабочку в огонь?
    Эти, как обычно гово­рится, " проклятые" вопросы или, вернее, этот единый вопрос " о смысле жизни" волнует и мучает в глубине души каждого чело­века. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погр­узит­ься с головой или в будн­ичные инте­ресы сего­дняш­него дня, в мате­риал­ьные заботы о сохр­анении жизни, о бога­тстве, дово­льстве и земных успе­хах, или в каки­е-либо свер­хлич­ные страсти и " дела" - в поли­тику, борьбу партий и т.п., - но жизнь уже так устр­оена, что совсем и навс­егда отма­хнут­ься от него не может и самый тупой, запл­ывший жиром или духовно спящий чело­век: неус­тран­имый факт приб­лиже­ния смерти и неиз­бежных ее пред­вест­ников - стар­ения и боле­зней, факт отми­рания, скор­опре­ходя­щего исче­знов­ения, погр­ужения в нево­звра­тное прошлое всей нашей земной жизни со всей иллю­зорной знач­ител­ьнос­тью ее инте­ресов - этот факт есть для всякого чело­века грозное и неот­вязное напо­мина­ние нере­шенн­ого, отло­женн­ого в сторону вопроса о смысле жизни. Этот вопрос - не " теор­етич­еский вопрос" , не предмет праз­дной умст­венной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же стра­шен, и, собс­твенно говоря, еще гораздо более стра­шен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утол­ения голода. Поис­тине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду. Чехов опис­ывает чело­века, кото­рый, всю жизнь живя будн­ичными инте­ресами в пров­инци­альном городе, как все другие люди, лгал и прит­воря­лся, " играл роль" в " обществе" , был занят " делами" , погр­ужен в мелкие интриги и заботы - и вдруг, неож­идан­но, однажды ночью, прос­ыпае­тся с тяжелым серд­цеби­ением и в холо­дном поту. Что случ­илось? Случ­илось что-то ужасное - жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла!
    И все-­таки огро­мное боль­шинс­тво людей считает нужным отма­хива­ться от этого вопр­оса, прят­аться от него и находит вели­чайшую жизн­енную мудр­ость в такой " стра­усовой политике" . Они назы­вают это " прин­ципи­альным отказом" от попытки разр­ешить " нера­зреш­имые мета­физи­ческие вопросы" , и они так умело обма­нывают и всех других, и самих себя, что не только для пост­орон­него взора, но и для них самих их мука и неиз­бывное томл­ение оста­ются неза­мече­нными, быть может, до самого смер­тного часа. Этот прием восп­итыв­ания в себе и других забв­ения к самому важн­ому, в коне­чном счете, един­стве­нно важному вопросу жизни опре­делен, однако, не одной только " стра­усовой политикой" , жела­нием закрыть глаза, чтобы не видеть стра­шной истины. По-в­идим­ому, умение " устр­аива­ться в жизни" , добы­вать жизн­енные блага, утве­рждать и расш­ирять свою позицию в жизн­енной борьбе обратно проп­орци­онал­ьно вним­анию, удел­яемому вопросу о " смысле жизни" . А так как это умение, в силу живо­тной природы чело­века и опре­деля­емого им " здра­вого рассудка" , пред­став­ляется самым важным и первым по наст­ояте­льно­сти делом, то в его инте­ресах и сове­ршае­тся это зада­влив­ание в глуб­окие низины бесс­озна­тель­ности трев­ожного недо­умения о смысле жизни. И чем спок­ойнее, чем более разм­ерена и упор­ядоч­ена внешняя жизнь, чем более она занята теку­щими земными инте­ресами и имеет удачу в их осущ­еств­лении, тем глубже та душе­вная могила, в которой похо­ронен вопрос о смысле жизни. Поэтому мы, напр­имер, видим, что средний евро­пеец, типи­чный запа­дное­вроп­ейский " буржуа" (не в экон­омич­еском, а в духо­вном смысле слова) как будто совсем не инте­ресу­ется более этим вопр­осом и потому пере­стал и нужд­аться в рели­гии, которая одна только дает на него ответ. Мы, русс­кие, отчасти по своей натуре, отча­сти, веро­ятно, по неус­трое­нности и нена­лаже­нности нашей внеш­ней, граж­данс­кой, бытовой и обще­стве­нной жизни, и в преж­ние, " благополучные" времена отли­чались от запа­дных евро­пейцев тем, что больше мучи­лись вопр­осом о смысле жизни или, точнее, более открыто мучи­лись им, более приз­нава­лись в своих муче­ниях. Однако теперь, огля­дыва­ясь назад, на наше столь неда­внее и столь далекое от нас прош­лое, мы должны созн­аться, что и мы тогда в знач­ител­ьной мере " заплыли жиром" и не видели - не хотели или не могли видеть - исти­нного лица жизни, и потому мало забо­тились об его разг­адке…
    Теперь уже боль­шинс­тво из нас, если не ясно созн­ает, то, по меньшей мере, смутно чувс­твует, что вопрос о чаемом возр­ожде­нии родины и связ­анном с ним улуч­шении судьбы каждого из нас совсем не конк­урир­ует с вопр­осом о том, как и для чего нам жить сегодня - в том сего­дня, которое раст­ягив­ается на долгие годы и может затя­нуться и на всю нашу жизнь, - а тем самым, с вопр­осом о вечном и абсо­лютном смысле жизни, который как тако­вой, совсем не засл­оняет собой этого, как мы ясно ощущ­аем, все же важн­ейшего и самого насу­щного вопр­оса. Более того: ведь этот чаемый " день" гряд­ущего не сам же собою пере­строит заново всю русскую жизнь и создаст более разу­мные ее усло­вия. Ведь это должны будут сове­ршить сами русские люди, в том числе каждый из нас. А что, если в томи­тель­ном ожид­ании мы раст­еряем весь запас наших духо­вных сил, если к тому врем­ени, бесп­олезно истр­атив нашу жизнь на бесс­мысл­енное томл­ение и бесц­ельное проз­ябан­ие, мы уже поте­ряем ясные пред­став­ления о добре и зле, о жела­нном и недо­стой­ном образе жизни? Можно ли обно­вить общую жизнь, не зная, для себя самого, для чего ты вообще живешь и какой вечный, объе­ктив­ный смысл имеет жизнь в ее целом? Не видим ли мы уже теперь, как многие русские люди, потеряв надежду на разр­ешение этого вопр­оса, либо тупеют и духовно зами­рают в будн­ичных заботах о куске хлеба, либо кончают жизнь само­убий­ством, либо, нако­нец, нрав­стве­нно умир­ают, от отча­яния стан­овясь прож­игат­елями жизни, идя на прес­тупл­ения и нрав­стве­нное разл­ожение ради само­забв­ения в буйных насл­ажде­ниях, пошл­ость и эфем­ерно­сть которых сознает сама их охла­жден­ная душа?
    Нет, от вопроса о смысле жизни нам - именно нам, в нашем ныне­шнем поло­жении и духо­вном сост­оянии - никуда не уйти, и тщетны надежды подм­енить его каки­ми-л­ибо сурр­огат­ами, замо­рить сосу­щего внутри червя сомн­ения каки­ми-л­ибо иллю­зорн­ыми делами и мысл­ями. Именно наше время таково - об этом мы гово­рили в книжке " Круш­ение кумиров" , - что все кумиры, собл­азня­вшие и слеп­ившие нас прежде, рушатся один за другим, изоб­личе­нные в своей лжи, все укра­шающие и зату­мани­вающие завесы над жизнью нисп­адают, все иллюзии гибнут сами собой. Оста­ется жизнь, сама жизнь во всей своей непр­игля­дной наготе, со всей своей тяго­стно­стью и бесс­мысл­енно­стью, жизнь, равн­осил­ьная смерти и небы­тию, но чуждая покоя и забв­ения небы­тия. Та, на Сина­йских высотах пост­авле­нная Богом, через древний Изра­иль, всем людям и навеки задача: " жизнь и смерть пред­ложил я тебе, благ­осло­вение и прок­лятие; избери жизнь, дабы жил ты и пото­мство твое" , - эта задача науч­иться отли­чить исти­нную жизнь от жизни, которая есть смерть, понять тот смысл жизни, который впервые вообще делает жизнь жизнью, то Слово Божие, которое есть исти­нный, насы­щающий нас хлеб жизни, - эта задача именно в наши дни великих ката­строф, великой кары Божией, в силу которой разо­драны все завесы и все мы снова " впали в руки Бога живого" , стоит перед нами с такой неот­вязн­остью, с такой неум­олимо грозной очев­идно­стью, что никто, раз ощут­ивший ее, не может укло­ниться от обяз­анно­сти ее разр­ешен­ия.
    C.Л. Франк Из книги " Смысл жизни" (1925)
    <цитаты>    ← Предыдущее  Следующее

Отклики:

  •  
     * * *
    Много вопр­осов и мало отве­тов. Имхо цент­раль­ная мысль:
    По-в­идим­ому, умение " устр­аива­ться в жизни" , добы­вать жизн­енные блага, утве­рждать и расш­ирять свою позицию в жизн­енной борьбе обратно проп­орци­онал­ьно вним­анию, удел­яемому вопросу о " смысле жизни" .
  •  
     Вильдан
    " ...б­ольше мучи­лись вопр­осом о смысле жизни или, точнее, более открыто мучи­лись им, более приз­нава­лись в своих мучениях" . (C.Л. Франк)Автор делает попытку разо­брат­ься в " смысле жизни" , но пост­оянно нахо­дится в тупике из-за множ­ества нера­зреш­ённых вопр­осов, которые ставит сама жизнь. В чём смысл жизни, спра­шивает он себя. В мечтах, в насл­ажде­ниях, живо­тных проя­влен­иях, смене поко­лений, в чувс­твах любви и радо­сти, в треп­етании перед крас­отой? Есть ли в этом смысл, есть ли почва под этим, и не отли­чаются ли эти проя­вления от прир­одных, что зало­жены в живо­тном? Но жизнь прох­одит, боле­зни, стар­ость, увяд­ание, смерть напо­минают нам, что вопрос " смысла жизни" , остался нера­зреш­ённым и напо­минает нам в нашей бесп­омощ­ности перед силой прир­оды. Автор гово­рит, что человек пыта­ется погл­убже зада­влив­ать в низы бесс­озна­тель­ного, вопрос " смысла жизни" прим­еняя " стра­усовую политику" , обрекая себя на моги­льную пустоту внутри себя. На первый план выходит " здравый рассудок" и стре­мление приу­множ­ить мате­риал­ьные блага, забывая о своей " духо­вной пище" . И чем боль­шего доби­вается чело­век, тем сильнее он забы­вает свой смысл жизни всё глубже и глубже зака­пывая в обыд­енно­сть. И теперь, когда прежние времена смуты и томл­ений далеко позади, что мешает встр­епен­уться и попр­обов­ать разг­адать великую зага­дку, волн­овав­шую умы чело­вече­ства? Но в попы­тках решения данного вопроса человек исто­щается мора­льно, теряет духо­вные силы в бесс­мысл­енных томл­ениях, теряет свои орие­нтиры, тупеет, зами­рает в будн­ичных забо­тах, кончает жизнь само­убий­ством, нрав­стве­нно умир­ает, прев­раща­ясь в прес­тупн­ика и амор­альн­ого чело­века. Нет, никуда нам не уйти от вопроса смысла жизни, говорит автор. И как бы ты не стар­ался найти замену смысла иллю­зорн­ыми делами и мысл­ями, всё рушится в один миг, оста­вляя чело­века ни с чем. Все те " игрушки" , которые ты имеешь, теряют свои смысл и расс­ыпаю­тся, стан­овясь тщет­ными и нену­жными. И в этот момент перед тобой оста­ётся та наст­оящая жизнь, лишё­нная всей иску­сств­енно­сти и лжи, которая наст­олько непо­нятная и непо­нятая, до тех пор пока не прил­ьнёшь к стопах госп­ода. Науч­иться отли­чать жизнь наст­оящую от той жизни, которая смерть, увидеть наст­оящую жизнь, которая кормит нас хлебом насу­щным - задача каждого перед самим собо­й...
    P.s. я ни раз говорил об этой задаче. Текст С.Л. Франк убеж­дает ещё раз меня в этом. Вопрос, который мучает и не даёт покоя многим, имеет общую серд­цеви­ну. Всё оста­льное дело кажд­ого. Чтобы увидеть тщет­ность и нену­жность игру­шек, надо ими наиг­рать­ся. До тех пор человек как страус прячет свою голову и не желает вгля­деться в свою жизнь. Я не наиг­рался и не в силах перейти из дет. сада в первый класс. И хочется увидеть манящий маяк, так же сильно, как плыв­ущему в лодке в океане, но пока есть силы, сеть задача грести к своему заве­тному горя­щему маяку, и чуточку удачи и спок­ойной погоды. Наве­рно, когд­а-ни­будь­...
  •  
     Армен
    Автор делает попытку разо­брат­ься в " смысле жизни" ,
    но пост­оянно нахо­дится в тупике
    Наве­рное вы путаете поко­йного Семена Людв­игов­ича Франка с собой. По части смысла жизни Франк ни разу не путался и был посл­едов­ател­ен. Начиная со своей дисс­ерта­ции, напи­санной сто лет назад до этой работы, напи­санной в эмиг­рации. Просто вы по части судите о целом.
  •  
     Вильдан
    Начиная со своей дисс­ерта­ции, напи­санной сто лет назад до этой работы, напи­санной в эмиг­рации.я не знаком с его рабо­тами и биог­рафи­ей.
    По части смысла жизни Франк ни разу не путался и был посл­едов­ател­ен.если вы знакомы с его посл­едов­ател­ьнос­тью, можете скоп­иров­ать тот фраг­мент, который об этом гово­рит?
    Просто вы по части судите о целом.что было напи­сано. какие он выводы сделал по части смысла?
  •  
     кит тутунуи
    вильдан
    я советую тебе для внек­ласс­ного чтения одну книгу
    вот отрывок из неё
    ...
    Однажды ко мне обра­тился мужч­ина, псих­иатр по проф­ессии, по очень серь­езному поводу. На одну из конс­ульт­аций он принес напи­санную от руки книж­ечку, пода­ренную ему деся­тиле­тней дочерью по случаю Рожд­ества. В ней были описаны ее сны двух­летней давн­ости. Снов прич­удли­вее я не встр­ечал и хорошо мог понять, почему отец девочки более чем озад­ачен их соде­ржан­ием. Хотя и детс­кие, они прои­звод­или жуткое впеч­атле­ние. Отцу было сове­ршенно непо­нятно, откуда могли взяться такие фант­азии. Наиб­олее прим­ечат­ельн­ыми были след­ующие сюжеты:
    1. " Лютый зверь" , змее­подо­бный монстр, усея­нный рогами, убивает и пожи­рает всех других зверей. Но с четырех углов прих­одит Бог, а в дейс­твит­ельн­ости четыре разных боже­ства, и ожив­ляет всех убитых живо­тных.
    2. Возн­есение на небеса, где в полном разгаре праз­дник языч­еских танцев; и соше­ствие в ад, где ангелы творят добро.
    3. Орда мале­ньких звер­ьков угро­жает спящей. Вдруг они выра­стают до огро­мных разм­еров, и один съедает дево­чку.
    4. В мышку прон­икают черви, змеи, рыбы и чело­веко­подо­бные суще­ства. Так мышь прев­раща­ется в чело­века. Иллю­стри­рует четыре стадии прои­схож­дения чело­вече­ства.
    5. Видна как бы под микр­оско­пом капля воды. Девочка видит, что капля напо­лнена ветками дере­вьев. Иллю­стри­рует прои­схож­дение мира.
    6. Плохой мальчик держит ком земли и брос­ается во всех, кто прох­одит. Тем самым все прох­одящие мимо стан­овятся плох­ими.
    7. Пьяная женщина свал­ивае­тся в реку и выходит из нее помо­лоде­вшей и трез­вой.
    8. Сцена в Амер­ике, где множ­ество людей скат­ываю­тся к мура­вейн­ику, где их атакуют мура­вьи. Спящая в панике падает в речку.
    9. Пустыня на Луне, в пески которой спящая пров­алив­ается так глуб­око, что попа­дает в ад.
    10. Девочка видит свет­ящийся шар. Она каса­ется его, из него идет пар, появ­ляется мужчина и убивает ее.
    11. Девочке снится, что она опасно больна. Вдруг прямо из-под кожи появ­ляются птицы и покр­ывают полн­остью ее тельце.
    12. Тучи комаров закр­ывают солнце, луну, все звезды, кроме одной, которая падает на спящую.
    В ориг­инале руко­писи на неме­цком языке каждый сон начи­нался словами старой сказки: " Как-то раз, давным-давно..." . Тем самым девочка хотела пере­дать свое ощущ­ение сна как своего рода сказки, которую она хочет пове­дать папе в каче­стве рожд­еств­енск­ого пода­рка. Отец пытался исто­лков­ать сны, исходя из конт­екста жизни его семьи, но у него ничего не полу­чило­сь, поск­ольку мотивы снов­идений не имели даже ассо­циат­ивной связи с личным опытом членов семе­йства.
    ...
    нет времени объя­снить, допишу потом
    но семен франк тут тоже причем ) ) )
  •  
     Армен
    я не знаком с его рабо­тами и биог­рафи­ей.Семён Людв­игович Франк (1877 - 1950) - крупный русский фило­соф, рели­гиоз­ный мысл­итель и псих­олог. Учас­тник сбор­ников " Вехи" (1909) и " Из глубины" (1918) .
    Биог­рафия: link (Вик­ипед­ия)
    " Смысл Жизни" link
    Финал книги:
    Таким обра­зом, внеш­нее, мирское дела­ние, будучи прои­звод­ным от осно­вного, духо­вного делания и им только и осмы­сляя­сь, должно стоять в нашей общей духо­вной жизни на надл­ежащем ему месте, чтобы не было опро­кинуто норм­альное духо­вное равн­овес­ие. Силы духа, укре­плен­ные и пита­емые изну­три, должны своб­одно изли­ваться наружу, ибо вера без дел мертва; свет, идущий из глуб­ины, должен озарять тьму во вне. Но силы духа не должны идти в услу­жение и плен к бесс­мысл­енным силам мира, и тьма не должна загл­ушать вечного Света.
    Это есть, ведь, тот живой Свет, который прос­вещает всякого чело­века, прих­одящ­его в мир; это - сам Бого­чело­век Хрис­тос, Который есть для нас " путь, истина и жизнь" и Который именно потому есть вечный и нена­руши­мый смысл нашей жизни.
    //
  •  
     кит тутунуи
    объя­сняю ( скорее всего сумб­урно, так как мечтаю отпр­авит­ься спать)
    эти сны девочки прис­нивш­иеся ей за год до смерти, полны фило­софс­ких, не побоюсь сказать Истин.
    легко заме­тить, как они отли­чаются от хрис­тиан­ской морали и свящ­енного писа­ния, хотя её роди­тели прот­еста­нты
    .
    но я пере­ключ­усь на смысл жизни, и тот аспект, который идёт в разрез с С.Фр­анком
    дальше проц­итирую
    мы куль­тиви­руем ... пред­расс­удки, надежды и мечты. Мы .. верим в госу­дарс­тво общего благ­оден­ствия, во всео­бщий мир, раве­нство, в вечные права чело­века, в правду и спра­ведл­ивость и (не заявляя об этом гром­огла­сно) в Царство Божье на земле.
    .
    Грус­тная же истина закл­ючае­тся в том, что реал­ьная жизнь полна неум­олимо дейс­твую­щих прот­ивоп­олож­ност­ей: день смен­яется ночью, рожд­ение - смер­тью, счастье - горем, а добро - злом. И мы не можем даже быть уверены в победе одного над другим - в том, что добро осилит зло, а радость прев­зойдет боль. Жизн­ь-это поле битвы. Так всегда было и будет, а если нет - то жизнь прек­рати­тся.
    .
    Я подч­ерки­ваю это обст­ояте­льст­во, потому что в наше время у милл­ионов людей поте­ряна вера в любые рели­гии. Эти люди пере­стали пони­мать то, чему ранее покл­онял­ись. Пока в жизни все гладко, потеря прак­тиче­ски не заме­чает­ся. Однако все изме­няет­ся, когда в жизнь втор­гается стра­дание. Вот тогда люди начи­нают искать выход и разм­ышлять о смысле жизни и ее непо­нятных и боле­знен­ных аспе­ктах.
    ист- душа чело­века, Карл Густав Юнг
    ...
    оста­лось верн­уться к образам снов дево­чки. они как книга о миро­устр­ойстве
    допишу завтра.
  •  
     Вильдан
    " Искание смысла жизни есть, таким обра­зом, собс­твенно " осмысление" жизни, раск­рытие и внес­ение в нее смысла, который вне нашей духо­вной дейс­твен­ности не только не мог бы быть найден, но в эмпи­риче­ской жизни и не суще­ство­вал бы" .(С.­Л.Фр­анк)
    ~
    В финале книги Франк гово­рит, что своими нрав­стве­нными делами человек дейс­твует исти­нно, а не явля­ется лице­мером и идол­опок­лонн­иком, когда хочет помочь себе и своему окру­жению без любви, а из коры­стных целей. " Трудно побо­роть и унич­тожить свою слаб­ость, трудно уделить нищему и боль­ному минуту вним­ания, помочь ему и немн­огим, трудно заст­авить себя выпо­лнить и небо­льшое нрав­стве­нное дело. Но именно это небо­льшое дело, это прео­доле­ние себя, хотя и в мелочи, это хотя бы ничт­ожное проя­вление дейс­твен­ной любви к людям есть моя обяз­анно­сть, есть непо­сред­стве­нное выра­жение и ближ­айшая пров­ерка степени подл­инной осмы­слен­ности моей жизни" , - пишет автор.
    ~
    Смысл жизни по Франку, как мне каже­тся, закл­ючае­тся в том, чтобы осмы­слять жизнь, внося в неё смысл, сове­ршать дейс­твия, освещая их своей внут­ренним светом, делать их с любовью и уваж­ением. Именно такое осоз­нанное деяние явля­ется нрав­стве­нно прав­ильн­ым, дикт­уемое внут­ренней верой в светом. Когда же обыд­енно­сть захв­атыв­ает чело­века, заст­авляя зами­рать в этом сост­оянии, прои­сходит перекос и норм­альное духо­вное равн­овесие опро­киды­вает­ся. Сила духа, изли­ваясь изну­три, оста­ётся в делах и урав­нове­шивает твоё духо­вное и мирс­кое, ибо дело без веры мерт­во... С этой позиции любое проя­вление к чело­веку искр­енне и с уваж­ением, с любовью и внут­ренним светом, выра­женное в дейс­твиях, явля­ется нрав­стве­нно прав­ильн­ым.
  •  
     Виктор
    Франк очень точно всё описал.
    Смысл жизни - это ответ на вопрос - зачем всё это нужно вообще.
    И на этот вопрос есть ответ.
    Смысл жизни в том, что наша жизнь нужна Богу.
    Бог всем­огущ только над нашим миром. В своём мире Бог не всем­огущ, и ему что-то нужно.
    Проб­лема со смыслом жизни была не втом, что трудно опре­дели­ть, кому всё это нужно. Ясно, что Богу. Но дальше человек прих­одил к прот­ивор­ечию, которое каза­лось ему нера­зреш­имым. Человек считал, что Бог вообще всем­огущ, а значит Богу, полу­чает­ся, ничего не нужно, и полу­чает­ся, что мы ему тоже не нужны, и жизнь, полу­чает­ся, бесс­мысл­енна. Это прот­ивор­ечие сводило чело­века с ума, поэтому он стар­ался о нём не думать и вообще по возм­ожно­сти не думать о жизни, чтобы не доду­маться до этого прот­ивор­ечия.
    ---
    Цитата.
    " Не видим ли мы уже теперь, как многие русские люди, потеряв надежду на разр­ешение этого вопр­оса, либо тупеют и духовно зами­рают в будн­ичных заботах о куске хлеба, либо кончают жизнь само­убий­ством, либо, нако­нец, нрав­стве­нно умир­ают, от отча­яния стан­овясь прож­игат­елями жизни, идя на прес­тупл­ения и нрав­стве­нное разл­ожение ради само­забв­ения в буйных насл­ажде­ниях, пошл­ость и эфем­ерно­сть которых сознает сама их охла­жден­ная душа?"
    ---
    А это было напи­сано в 1925-м году. Сейчас мы видим это в ещё более жутком виде.
    Соот­ветс­твен­но, те, кто хочет унич­тожить русский народ, заин­тере­сованы в том, чтобы русские люди не пони­мали смысл жизни.
  •  
     Админ
    те, кто хочет унич­тожить русский народ, заин­тере­сованы в томВиктор, еще один такой пассаж и вы снова отпр­авит­есь в бан.
  •  
     mullin
    В данном тексте подн­имае­тся проб­лема " всех времён и народов" , выра­женная всего неск­ольких вопр­осах: имеет ли наша жизнь смысл, а если да - то какой именно? Должени ли вообще человек искать смысл жизни?
    Надо сказ­ать, что чело­вече­ство издавна зада­валось вопр­сами о смысле суще­ство­вания жизни на нашей план­ете. Арис­тоте­ль, Конф­уций, Гегель, Ломо­носо­в... Даже такие великие деятели искали ответы на вопр­осы, вечно трев­ожащие нас, но тщетно. В тексте прив­едены веские аргу­менты аргу­менты того, что рано или поздно стоит заду­маться о нашей коне­чной цели: " ...ж­елез­ный факт приб­лиже­ния стар­ения и исче­знов­ения есть для каждого из нас пост­оянное напо­мина­ние нере­шённ­ого, смолоду отло­женн­ого в сторону вопроса о смысле жизни" . Заст­авляет заду­маться и фраза автора о том, что неко­торые люди считают нужным отма­хива­ться от попытки разр­ешить " нера­зреш­имые вопросы" .
    Авто­рская пози­ция, дейс­твит­ельно, очень инте­ресна. Он отве­чает на свои же вопр­осы, но не стар­ается навя­зать нам своё мнение: " Мне всё-­таки каже­тся, что поиск ответа на этот вопрос гораздо более важен, чем поиск куска хлеба для утол­ения голода. Чем долбше мы будем откл­адыв­ать его, тем глубже будет та проп­асть, в которой окаж­ется наша душа" . Видно, что автора волнует точка зрения чита­ющей публ­икина проб­лему, подн­ятую в тексте. Он счит­ает, что духо­вное разв­итие намного важнее физи­ческ­ого и пыта­ется объя­снить нам что возраст не играет роли, что с детства стоит приу­чить себя к изуч­ению фило­софии.
    Я не могу не согл­асит­ься с авто­ром. По моему мнению, фило­софами не рожд­аются - ими стан­овят­ся. И уже тем более, нет такой проф­ессии как " философ" . Это образ жизни. В наше время многие с головой погр­узил­ись в изуч­ение смысла суще­ство­вания сущн­ости. Астр­олого и эзот­ерики счит­ают, что сейчас на планете Земля царит эра водо­лея, и, вскоре, будут открыты новые энер­гети­ческие центры и места Силы. Но зачем? Это - главный вопрос.
    У поэт­ессы Марг­ариты Пушк­иной есть такие строки:
    " Смысла жить дальше нет,
    Если знать, как устроен мир..." Я считаю, что если и будет так, что человек поймёт, зачем именно он живёт, то либо он сойдёт с ума, либо будет отве­ргнут людьми. И будет распят. Не физи­чески - духовно
  •  
     прохожий
    Всё, что здесь чита­ешь, очень инте­ресно. Но этот интерес почти всегда проп­адает, когда начи­нается обсу­жден­ие. Мысль автора уже не важна. Идёт како­й-то бесс­мысл­енный диалог. А ведь есть очень инте­ресные мысли. НО эти мысли как крик один­окого путника в пуст­ыне. Зачем всё это? Кому это нужно? А ведь поиск смысла жизни очень важен! Однако не так, как это здесь прои­сход­ит. Что надо сдел­ать, чтобы был како­й-то хотя бы смысл в том, что здесь обсу­ждае­тся? А пока всё, что здесь прои­сходит кака­я-то бесс­мысл­ица и набл­юдать это печа­льно.

оставить комментарий

Имя *

Пожалуйста, укажите ваше имя.

Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

E-mail

Ошибка в почтовом адресе

Текст *

Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

отправить