.../.../Я потерял смысл жизни где-то по-дороге. Все …

  •  
     Г П С
    Я потерял смысл жизни где-то по-дороге.
    Все было как у многих - школа и мечта поступить в университет, стать физиком как мой отец. Поступил на физмат, закончил с красным дипломом. Пока учился была мечта - сделать открытие. Писал диссертацию. Потом пришла перестройка и все пошло прахом. Ушел с головой в бизнес. Теперь у меня своя небольшая фирма, пишем и продаем софт на Запад. Поначалу приносило удовлетворение, но это намного ниже того потенциала, который у меня был. Дважды был женат, трое детей, скоро уже внуки будут. Объездил полмира, а счастья нет. И смысла жизни тоже. Сейчас я понимаю, что ошибся 20 лет назад. Надо было уезжать и оставаться в науке любой ценой.
    Можно уехать и сейчас, но смысла уже нет. Я 20 лет занимался не тем, чем был должен, не тем что хотел, не тем о чем мечтал в школе, в университете.
    <смысл не найден или утрачен>    ← Предыдущее  Следующее

Отклики:

  •  
     Т Г С
    Доброго вечера, дорогой Человек!
    Ну, и что, что смысла нет?
    Нет не смысла, нет радости жизни!
    Потому что, когда нет смысла, человек умирает, его ум начинает разрушать его тело. Если Вы живёте, пытаетесь, а честнее, - всё же НАДЕЕТЕСЬ, ещё на что-то, только не признаётесь сами себе, на ЧТО, то просто ждите, ну, да, терпите, если называть всё своими именами, больше ничего не остаётся. И должно щёлкнуть. Д о л ж н о! И я жду, надо терпеть, только спокойно терпеть.
  •  
     AumLogosTao
    Быть может, не в деле смысл жизни скрывается? Чем отличается занятие наукой от занятия бизнесом? Может ли внешнее наполнить внутреннее? По смыслу тоскует душа, но не рассудок и тело. При знакомстве с философией, наткнулся на любопытный феномен: западная философия занимается в основном вопросом "как?" (как возможно синтетическое суждение (Кант) и т.д. и т.п.) , то есть "какает", а вот русская "взыскует смысла" в самых разных своих проявлениях (Владимир Соловьёв, Трубецкой, Франк и т.д.) . Лишь Альбер Камю первым из западных мыслителей обратился к этой теме (Миф о Сизифе) . Затем уже появился Виктор Франкл, создатель логотерапии и другие. Кстати, не только русская философия занята этим почти безнадёжным поиском, но и литература. Пожалуй, самым "сильным" произведением, в которой тема смысла жизни доминирует над всем остальным, является "Исповедь" Льва Толстого. А его "Смерть Ивана Ильича"? У кого-то из французских писателей встретил описание того, как в одном маленьком городке жители, "массово" прочитав переведённую на французский "Смерть Ивана Ильича", несколько дней ни о чём другом не могли говорить между собой... Извините, что пишу несколько сумбурно, просто тема Смысла настолько широка и глубока, что трудно охватить её в кратком ответе. Но она, конечно же, не ментально решается. Это очень интимный, трудный, болезненный процесс. Я, например, несколько раз отвечал на этот вопрос для себя. Последний ответ кажется окончательным и остаётся таким вот уже 20 с лишним лет. Но за эти годы понял, что невозможно "поделиться с другим" этим ответом. Видимо, каждый человек должен найти его сам.
  •  
     BIOS
    По смыслу тоскует душа, но не рассудокНо когда рассудком движет душа, душа не тоскует по смыслу
    •  
       AumLogosTao
      «Руссудок» и «душа» — два параллельных мира. В геометрии Евклида, а не Лобачевского, разумеется. Поэтому они не пересекаются. Поэтому душа не может «двигать» рассудок по определению. Поэтому Ваша фраза бессмысленна, хотя и звучит. Но ведь и всё пустое звучит особенно гулко.
      •  
         BIOS
        Но ведь и всё пустое звучит особенно гулко.Вам бесспорно видней, точнее слышней.
        Но когда тоскуешь о несбывшемся — меньше всего заботит, глупо ты выглядишь или нет. Вернуться невозможно, но можно подкорректироват­­ь будущее. Активная жизнь? Это «одно маленькое удовольствие ночью, и количество съеденных котлет днём» (микс из Ницше и Богрова) ? Если Вас это устраивает, то... котлеты Вам в руки.Очень звонко. Очень гулко. Так звонко и гулко, что даже параллельно как-то.
        •  
           AumLogosTao
          Наши с Вами, BIOS, пустые препирательства в теме, которую создал ГПС, и для которого сегодняшнее душевное состояние вряд ли располагает к чтению подобных постов, кажется неуместным. Не скрою, меня задела Ваша фраза: «...когда рассудком движет душа, душа не тоскует по смыслу». Она показалась мне лишённой простейшей логики: откуда и почему следует, что «когда рассудком движет душа», последняя не тоскует по смыслу? Вы никак не обосновали этого, а просто сказали нелепицу. Если у Вас есть аргументы, доказывающее Ваше утверждение — приведите их. Если же Вас задел мой комментарий — приношу свои извинения.
          •  
             AumLogosTao
            p.s. c «логикой», «аргументами» и «обоснованиями» я, конечно же, утрирую, просто иногда не могу пройти мимо, когда вижу откровенную бессмысленную болтовню, которой, к сожалению, полон Интернет (форумы, блоги и т.п.) . Б.м., человек (ГПС) переживает трудное время, поделился сокровенным, а ему в ответ: «Самое глупое в таком деле - жалеть о том что не стало... Легендарная синтетическая Скаретт ОХара - птица Феникс, восстающая из пепла и из любого кризиса. Но даже у нее было слабое место - иголка в яйце, яйцо в сундуке, сундук на дубе». Люди, ау, вы о чём? Если нечего сказать, то, б.м., лучше помолчать?
          •  
             BIOS
            Если же Вас задел мой комментарийДа это пустяки. Вот пару дней назад меня задел навес фундамента - это гораздо печальнее, но далеко не на столько, на сколько мне показалось с самого начала.

            Я в геометриях души и рассудка мало что понимаю и поэтому мне совершенно не понятно, что из сказанного мною может задеть и по какому месту.

            а просто сказали нелепицупривыкайте, вы будущий муж.

            Хотя мне фраза не кажется нелепой.
            Не надо лазить в глубины философии, все гораздо проще. Если твой рассудок в согласии с душой, ты избавлен от гнета сомнений и тоски по неосуществленном­у смыслу. Нет внутренних противоречий.
            •  
               AumLogosTao
              BIOS, Вы так шутите или правда столкнулись с «навесом фундамента»? Если второе, то не могли бы прояснить, что это за химера такая архитектурная — навес фундамента?
              •  
                 AumLogosTao
                Кстати, BIOS, позвольте удивиться и высказать Вам восхищение по поводу Вашей прозорливости: Вы правы, вскоре стану мужем. Поразительно, как догадались? Или опять просто так ляпнули? С будущей женой знакомы уже три года, она девушка серьёзная, так что, надеюсь, привыкать к нелепицам из её уст не придётся.
                •  
                   AumLogosTao
                  Что же касается «согласия рассудка с душой», то это, как правило, почти недостижимая мечта... Многое зависит, конечно, от того, насколько развит рассудок и насколько тонка (глубока, широка и т.п.) душа. Ничего личного, просто общие рассуждения.
                •  
                   Нелепица
                  Многое зависит, конечно, от того, насколько развит рассудок и насколько тонка (глубока, широка и т.п.) душа.
                  Не знаю, конечно, но мне кажется тут от соотношения размеров и форм как раз мало что зависит. Тут как-то больше от содержания...
              •  
                 BIOS
                что это за химера такая архитектурная — навес фундамента....ээээ. это когда фундамент здания по периметру шире самого здания, и видимо чтобы защитить его от излишней влаги сверху металлический козырек, который на углу здания образует угол 90 гр. - в сочетании с остальными особенностями нашей дворовой архитектуры опасная штука, химера и есть, не знаю кто изобрел эту прелесть и для чего. в инете не нашла, но у нас встречается.

                привыкать к нелепицам из её уст не придётся.ну скучно же. нет? (дело вкуса конечно:)

                она девушка серьёзнаяглавное чтобы Вам нравилась:) Никого не слушайте.
                •  
                   AumLogosTao
                  Мдя... как говорит одна моя знакомая, бывают же такие загогулины (это я про навес фундамента) . Спасибо за разъяснения, BIOS, и если встречу такое архитектурное чудо, буду избегать столкновения с ним.

                  Что же касается серьёзности будущей жены, то о скуке с ней говорить не приходится. Надеюсь, у нас будет чем заняться, кроме философических разговоров.
  •  
     Мбвана
    И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! Еккл 2.11

    Кризис среднего возраста и страх приближающейся старости.
    Самое глупое в таком деле - жалеть о том что не стало. Да и вообще жалеть о чем-то. Назад вернуться и все исправить невозможно. Осталось еще 10-20 лет активной жизни. Надо думать об этом.
    •  
       BIOS
      Самое глупое в таком деле - жалеть о том что не сталоЛегендарная синтетическая Скаретт ОХара - птица Феникс, восстающая из пепла и из любого кризиса. Но даже у нее было слабое место - иголка в яйце, яйцо в сундуке, сундук на дубе.
      •  
         AumLogosTao
        Это из «Унесённых ветром»? В конце первой серии, кажется, эта О'Хара стоит на грядках с морковкой в руке и произносит известную пафосную речь? Помню, как рассмеялся однажды в компании друзей, которые, как потом оказалось, были большими почитателями и самого романа, и фильма. Испытал чувство неловкости, но, право, смешнее этого эпизода редко что видел.
    •  
       AumLogosTao
      У меня кризис «поиска смысла» случился в 18. А вот приближающаяся смерть была. Очень близко. Но не было страха. Попытка описать это в блоге ( link случилась несколько лет назад: сказал главное, продолжение пока не родилось. Жалеть о чём-либо неслучившемся в жизни глупо? Возможно. Но когда тоскуешь о несбывшемся — меньше всего заботит, глупо ты выглядишь или нет. Вернуться невозможно, но можно подкорректироват­ь будущее.
      Активная жизнь? Это «одно маленькое удовольствие ночью, и количество съеденных котлет днём» (микс из Ницше и Богрова) ? Если Вас это устраивает, то... котлеты Вам в руки.
      •  
         AumLogosTao
        p.s. Извиняюсь, не ознакомился с правилами форума и оставил ссылку на запись в своём блоге. Больше не буду нарушать правила.
      •  
         Мбвана
        Но когда тоскуешь о несбывшемся — меньше всего заботит,
        глупо ты выглядишь или нет.
        Речь не о том как выглядишь, речь о том что нельзя замыкаться на прошлом. У ГПС судьба не так уж плохо сложилась. знаю докторов и кандидатов наук, которые пошли в 90-х в торговлю, на стройку и так там и остались. А многие просто не выдержали - спились, удавились. Потому что прошлое довлело, а будущего, как им казалось, - не было

        но можно подкорректироват­­ь будущее.Собственно я про это. Не знаю можно ли его корректировать или нет, но будущего не будет если полностью застрять в прошлом.

        Активная жизнь?Я - не доктор. Рецепты не выписываю.
      •  
         BIOS
        Попытка описать это в блогеЯ не сразу поняла как в него зайти. (по ссылке первое что выдало - страница, которую вы искали не существует) . И поэтому приняла вас за пустомелю (типа меня:) .
        извините.
  •  
     Г П С
    Я не ожидал что кто-то ответит. Спасибо всем.

    Философия это очень далекий от меня предмет, на который выработалось стойкое неприятие еще с школы и университета. Для меня это пустой звук.

    Про прошлое, вы конечно правы, и не надо об это спорить. Не в этом дело.

    Меня угнетает не то что нельзя вернуться в прошлое, а то что я не вижу будущего, как будто моя жизнь вчера закончилась, остановилась.
    Все что осталось - мое прошлое. Оно живое, сегодняшний день как во сне и не со мной, а завтрашнего дня - нет.
    •  
       Алла
      Окончив в 95-м мехмат, я тоже занимаюсь не тем, о чем мечталось. Кризис грянул немного раньше - на 13 году коммерциализации своих возможностей. По трезвому размышлению решила воспользоваться банальным советом и начать помогать кому-то, кому эта помощь нужна (радикально менять жизнь не рискнула) . Сначала раскачивалась и не особо чувствовала отдачу. Теперь получаю огромное удовлетворение от вязания игрушек и другой мелкой помощи детскому садику во дворе и воскресной школе при ближайшем храме. Наивно немного и смешно со стороны, возможно, но это освежило мой взгляд и все другие стороны жизни. Краски вернулись, и мечты новые пробились, а потом и хлынули волной, и планов снова громадье.
      Так что что-то есть в банальных советах, особенно если собрать немного воли и выполнять их. :)
      Желаю Вам немного вдохновения и чего-нибудь начать, пусть даже пока у этого начинания будущее сокрыто.
    •  
       AumLogosTao
      ГПС, я недавно наткнулся на этот сайт, захожу сюда довольно редко, но когда вчера увидел Ваше сообщение, что-то защемило внутри, вот и ответил. Быть может, потому, что лично для меня «вопрошание о смысле жизни» было и драматичным (тяжелейшие депрессии, хандра, безрадостное существование) , и просветляющим в конце. После нескольких лет поисков ответ пришёл. Он изменил многое в моей жизни, поэтому с тех пор не могу равнодушно пройти мимо человека, который серьёзно задаётся этим вопросом.

      Что же касается философии, то простите меня за то, что, быть может, не слишком уместно вставил упоминание о ней в своё сообщение. В то время, когда сам искал ответ на вопрос «зачем?» философия также была далека и совершенно не нужна. В состоянии «тоски по смыслу» кажется, что никто не может помочь: все советы банальны и никакого отношения ко мне не имеют, все книги — не о том и т.д. и т.п. Правда, когда депрессия отступала, пытался искать в книгах ответ, но, к огромному удивлению, обнаруживал, что никто не задумывается о смысле человеческого существования, хотя что может быть важнее? Охватывало чувство какого-то космического одиночества и холодной тоски — родные, близкие люди не понимали (благо, что не приставали с расспросами) , друзья и знакомые вообще смотрели странно, когда пытался говорить с ними о том, что больше всего волновало в то время, тв, газеты, радио были наполнены пустыми, пошлыми идиотами, книги предательски молчали... И лишь когда ответ был найден, для открылись новые миры, в том числе и философские.

      Захотелось привести несколько цитат, которые, мне кажется, будут «в тему». Извините за длинноты, но, быть может, Вы найдёте в них что-нибудь для себя.

      [Альбер Камю. «Миф о Сизифе»]

      Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос — вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии. Все прочие вопросы — имеет ли мир три измерения, существует ли девять или двенадцать категорий рассудка — следуют потом. Они всего лишь игра; сперва необходимо ответить на исходный вопрос. И если верно, что философ, дабы внушить уважение к себе, должен, как хотел того Ницше, служить примером для других, нельзя не уловить важность этого ответа — ведь он предшествует бесповоротному поступку. Для сердца все это непосредственно ощутимые очевидности, однако в них надо вникнуть глубже, чтобы сделать ясными для ума.

      Спросив себя, а как можно судить, какой вопрос более настоятелен, чем другие, я отвечу: тот, который обязывает к действию. Мне неведомы случаи, когда бы шли на смерть ради онтологического доказательства. Галилей, обладавший весьма значительной научной истиной, легче легкого отрекся от нее, как только над его жизнью нависла угроза. В известном смысле он поступил правильно. Истина его не стоила того, чтобы сгореть за нее на костре. Вращается ли Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли — все это глубоко безразлично. Сказать по правде, вопрос этот просто-напросто никчемный. Зато я вижу, как много людей умирает, придя к убеждению, что жизнь не стоит труда быть прожитой. Я вижу других людей, которые парадоксальным образом умирают за идеи или иллюзии, придававшие смысл их жизни (то, что называют смыслом жизни, есть одновременно великолепный смысл смерти) . Следовательно, я прихожу к заключению, что смысл жизни и есть неотложнейший из вопросов.

      •  
         AumLogosTao
        ГПС, я недавно наткнулся на этот сайт, захожу сюда довольно редко, но когда вчера увидел Ваше сообщение, что-то защемило внутри, вот и ответил. Быть может, потому, что лично для меня «вопрошание о смысле жизни» было и драматичным (тяжелейшие депрессии, хандра, безрадостное существование) , и просветляющим в конце. После нескольких лет поисков ответ пришёл. Он изменил многое в моей жизни, поэтому с тех пор не могу равнодушно пройти мимо человека, который серьёзно задаётся этим вопросом.

        Что же касается философии, то простите меня за то, что, быть может, не слишком уместно вставил упоминание о ней в своё сообщение. В то время, когда сам искал ответ на вопрос «зачем?» философия также была далека и совершенно не нужна. В состоянии «тоски по смыслу» кажется, что никто не может помочь: все советы банальны и никакого отношения ко мне не имеют, все книги — не о том и т.д. и т.п. Правда, когда депрессия отступала, пытался искать в книгах ответ, но, к огромному удивлению, обнаруживал, что никто не задумывается о смысле человеческого существования, хотя что может быть важнее? Охватывало чувство какого-то космического одиночества и холодной тоски — родные, близкие люди не понимали (благо, что не приставали с расспросами) , друзья и знакомые вообще смотрели странно, когда пытался говорить с ними о том, что больше всего волновало в то время, тв, газеты, радио были наполнены пустыми, пошлыми идиотами, книги предательски молчали... И лишь когда ответ был найден, для открылись новые миры, в том числе и философские.

        Захотелось привести несколько цитат, которые, мне кажется, будут «в тему». Извините за длинноты, но, быть может, Вы найдёте в них что-нибудь для себя.

        [Альбер Камю. «Миф о Сизифе»]

        Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос — вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии. Все прочие вопросы — имеет ли мир три измерения, существует ли девять или двенадцать категорий рассудка — следуют потом. Они всего лишь игра; сперва необходимо ответить на исходный вопрос. И если верно, что философ, дабы внушить уважение к себе, должен, как хотел того Ницше, служить примером для других, нельзя не уловить важность этого ответа — ведь он предшествует бесповоротному поступку. Для сердца все это непосредственно ощутимые очевидности, однако в них надо вникнуть глубже, чтобы сделать ясными для ума.

        Спросив себя, а как можно судить, какой вопрос более настоятелен, чем другие, я отвечу: тот, который обязывает к действию. Мне неведомы случаи, когда бы шли на смерть ради онтологического доказательства. Галилей, обладавший весьма значительной научной истиной, легче легкого отрекся от нее, как только над его жизнью нависла угроза. В известном смысле он поступил правильно. Истина его не стоила того, чтобы сгореть за нее на костре. Вращается ли Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли — все это глубоко безразлично. Сказать по правде, вопрос этот просто-напросто никчемный. Зато я вижу, как много людей умирает, придя к убеждению, что жизнь не стоит труда быть прожитой. Я вижу других людей, которые парадоксальным образом умирают за идеи или иллюзии, придававшие смысл их жизни (то, что называют смыслом жизни, есть одновременно великолепный смысл смерти) . Следовательно, я прихожу к заключению, что смысл жизни и есть неотложнейший из вопросов.

        И ещё одна цитата из «Исповеди» Льва Толстого:

        Так я жил [до этого места Толстой описывает свою жизнь, которая была полна делами (Крымская война, путешествия за границу, обустройство поместья) , личной жизнью (брак, рождение нескольких детей) и творчеством (уже написаны «Война и мир», «Анна Каренина» и многое другое) — он был богат, счастлив в семейно жизни, окружён почётом и славой, как писатель], но пять лет тому назад со мною стало случаться что-то очень странное: на меня стали находить минуты сначала недоумения, остановки жизни, как будто я не знал, как мне жить, что мне делать, и я терялся и впадал в уныние. Но это проходило, и я продолжал жить по-прежнему. Потом эти минуты недоумения стали повторяться чаще и чаще и все в той же самой форме. Эти остановки жизни выражались всегда одинаковыми вопросами: Зачем? Ну, а потом?

        Сначала мне казалось, что это так – бесцельные, неуместные вопросы. Мне казалось, что это все известно и что, если я когда и захочу заняться их разрешением, это не будет стоить мне труда, – что теперь только мне некогда этим заниматься, а когда вздумаю, тогда и найду ответы. Но чаще и чаще стали повторяться вопросы, настоятельнее и настоятельнее требовались ответы, и как точки, падая все на одно место, сплотились эти вопросы без ответов в одно черное пятно.

        Случилось то, что случается с каждым заболевающим смертельною внутреннею болезнью. Сначала появляются ничтожные признаки недомогания, на которые больной не обращает внимания, потом признаки эти повторяются чаще и чаще и сливаются в одно нераздельное по времени страдание. Страдание растет, и больной не успеет оглянуться, как уже сознает, что то, что он принимал за недомогание, есть то, что для него значительнее всего в мире, что это – смерть.

        То же случилось и со мной. Я понял, что это – не случайное недомогание, а что-то очень важное, и что если повторяются все те же вопросы, то надо ответить на них. И я попытался ответить. Вопросы казались такими глупыми, простыми, детскими вопросами. Но только что я тронул их и попытался разрешить, я тотчас же убедился, во-первых, в том, что это не детские и глупые вопросы, а самые важные и глубокие вопросы в жизни, и, во-вторых, в том, что я не могу и не могу, сколько бы я ни думал, разрешить их. Прежде чем заняться самарским имением, воспитанием сына, писанием книги, надо знать, зачем я это буду делать. Пока я не знаю – зачем, я не могу ничего делать. Среди моих мыслей о хозяйстве, которые очень занимали меня в то время, мне вдруг приходил в голову вопрос: "Ну хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии, 300 голов лошадей, а потом?.." И я совершенно опешивал и не знал, что думать дальше. Или, начиная думать о том, как я воспитаю детей, я говорил себе: "Зачем?" Или, рассуждая о том, как народ может достигнуть благосостояния, я вдруг говорил себе: "А мне что за дело?" Или, думая о той славе, которую приобретут мне мои сочинения, я говорил себе: "Ну хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, – ну и что ж! .." И я ничего и ничего не мог ответить. Вопросы не ждут, надо сейчас ответить; если не ответишь, нельзя жить. А ответа нет.

        Я почувствовал, что то, на чем я стоял, подломилось, что мне стоять не на чем, что того, чем я жил, уже нет, что мне нечем жить.

        Жизнь моя остановилась. Я мог дышать, есть, пить, спать и не мог не дышать, не есть, не пить, не спать; но жизни не было, потому что не было таких желаний, удовлетворение которых я находил бы разумным. Если я желал чего, то я вперед знал, что, удовлетворю или не удовлетворю мое желание, из этого ничего не выйдет. Если бы пришла волшебница и предложила мне исполнить мои желания, я бы не знал, что сказать. Если есть у меня не желания, но привычки желаний прежних, в пьяные минуты, то я в трезвые минуты знаю, что это – обман, что нечего желать. Даже узнать истину я не мог желать, потому что я догадывался, в чем она состояла. Истина была то, что жизнь есть бессмыслица. Я как будто жил-жил, шел-шел и пришел к пропасти и ясно увидал, что впереди ничего нет, кроме погибели. И остановиться нельзя, и назад нельзя, и закрыть глаза нельзя, чтобы не видать, что ничего нет впереди, кроме обмана жизни и счастья и настоящих страданий и настоящей смерти – полного уничтожения.

        Со мной сделалось то, что я, здоровый, счастливый человек, почувствовал, что я не могу более жить, – какая-то непреодолимая сила влекла меня к тому, чтобы как-нибудь избавиться от нее. Нельзя сказать, чтоб я хотел убить себя.

        Сила, которая влекла меня прочь от жизни, была сильнее, полнее, общее хотенья. Это была сила, подобная прежнему стремлению жизни, только в обратном отношении. Я всеми силами стремился прочь от жизни. Мысль о самоубийстве пришла мне так же естественно, как прежде приходили мысли об улучшении жизни. Мысль эта была так соблазнительна, что я должен был употреблять против себя хитрости, чтобы не привести ее слишком поспешно в исполнение. Я не хотел торопиться только потому, что хотелось употребить все усилия, чтобы распутаться! Если не распутаюсь, то всегда успею, говорил я себе. И вот тогда я, счастливый человек, вынес из своей комнаты шнурок, где я каждый вечер бывал один, раздеваясь, чтобы не повеситься на перекладине между шкалами, и перестал ходить с ружьем на охоту, чтобы не соблазниться слишком легким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от нее и между тем чего-то еще надеялся от нее.

        И это сделалось со мной в то время, когда со всех сторон было у меня то, что считается совершенным счастьем: это было тогда, когда мне не было пятидесяти лет. У меня была добрая, любящая и любимая жена, хорошие дети, большое имение, которое без труда с моей стороны росло и увеличивалось. Я был уважаем близкими и знакомыми, больше чем когда-нибудь прежде был восхваляем чужими и мог считать, что я имею известность, без особенного самообольщения. При этом я не только не был телесно или духовно нездоров, но, напротив, пользовался силой и духовной и телесной, какую я редко встречал в своих сверстниках: телесно я мог работать на покосах, не отставая от мужиков; умственно я мог работать по восьми – десяти часов подряд, не испытывая от такого напряжения никаких последствий. И в таком положении я пришел к тому, что не мог жить и, боясь смерти, должен был употреблять хитрости против себя, чтобы не лишить себя жизни.

        Душевное состояние это выражалось для меня так: жизнь моя есть какая-то кем-то сыгранная надо мной глупая и злая шутка. Несмотря на то, что я не признавал никакого "кого-то", который бы меня сотворил, эта форма представления, что кто-то надо мной подшутил зло и глупо, произведя меня на свет, была самая естественная мне форма представления.

        Невольно мне представлялось, что там где-то есть кто-то, который теперь потешается, глядя на меня, как я целые 30-40 лет жил, жил учась, развиваясь, возрастая телом и духом, и как я теперь, совсем окрепнув умом, дойдя до той вершины жизни, с которой открывается вся она, – как я дурак дураком стою на этой вершине, ясно понимая, что ничего в жизни и нет, и не было, и не будет. А ему смешно...

        Но есть ли или нет этот кто-нибудь, который смеется надо мной, мне от этого не легче. Я не мог придать никакого разумного смысла ни одному поступку, ни всей моей жизни. Меня только удивляло то, как мог я не понимать этого в самом начале. Все это так давно всем известно. Не нынче завтра придут болезни, смерть (и приходили уже) на любимых людей, на меня, и ничего не останется, кроме смрада и червей. Дела мои, какие бы они ни были, все забудутся раньше, позднее, да и меня не будет. Так из чего же хлопотать? Как может человек не видеть этого и жить – вот что удивительно! Можно жить только, покуда пьян жизнью; а как протрезвишься, то нельзя не видеть, что все это только обман, и глупый обман! Вот именно, что ничего даже нет смешного и остроумного, а просто – жестоко и глупо.

        •  
           AumLogosTao
          p.s. Извините за повтор, просто скопировал из текстового редактора и не проверил.
          •  
             Капитон Спиридонович
            Не хотелось бы встревать, но возрастные кризисы в 18-25 лет и 50-60 немного отличаются. В одном случае прощание с детством, в другом - встреча со старостью и ...
            •  
               AumLogosTao
              [B]Капитон Спиридонович[/B]­, все эти теории возрастных кризисов детально описаны в многочисленных психологических трудах, но механизмы их возникновения, причины так и остаются туманными. Конечно, есть люди, которым скажешь: «Не парься, старик, просто у тебя кризис среднего возраста», — «старик» подумает немного, выпьет водочки, сходит в баньку, глядишь, и полегчает... До следующего «приступа». Но мы же не о том говорим, правда? Не лечить симптомы, а найти причину, корень болезни и попытаться излечиться. Только об этом и стоит думать, говорить. А теории кризисов можно оставить профессиональным психологам.
              •  
                 Капитон Спиридонович
                А теории кризисов можно оставить профессиональным психологам.Только теории?
                А тем кому водочка не помогает?
                Толстого с Камю читать?

                найти причину, корень болезни и попытаться излечитьсяБолезнь?
                Если считаете что это болезнь, тогда мантры из Камю точно не помогут. Особенно учитывая что топикстартер настроен по отношению к лечению философией негативно.
          •  
             Нелепица
            AumLogosTao, а что по Вашему связывает эти цитаты? Где они перекликаются?

            Полагаю, что не мало уже работ кандидатских и докторских написано по той другой (впрочем могу и ошибаться) , поэтому все что не скажу будет нелепо. но все же
            Камю
            "Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии."
            явственно и с выражением ставит этим "выражением" философию против всех (известных мне официальных) религиозных учений, точнее против наиглавнейшего постулата - жизнь не принадлежит человеку и не его это вопрос и не его это решение.
            В отличие от Льва Толстого, который протоколирует препарирование СЕБЯ без наркоза, Камю блестательно строит теорию. И очень даже убедительно строит.

            AumLogosTao, кто Вам ближе?

            Нелепица.
  •  
     Алиса
    Тут уже заметили, что ваша проблема достаточно типичная.
    Подобный кризис может дать самые разные осложнения. Все что тревожит вас, обязательно будет отражаться и на вашей семье и на ваших коллегах по работе.
    Если он у вас затянулся и вы не можете найти из него выход, наверное имеет смысл обратиться к квалифицированны­м психологам.
    •  
       BIOS
      Я тоже считаю, что нужно взять себя в руки и на крутых поворотах включать рассудок и здравый смысл, а эмоции и различные состояния выводить из цепи иначе можно завернуть не туда...
      зы сама всю жизнь пытаюсь освоить это. с переменным успехом:)
    •  
       Алиса
      Это коснулась меня напрямую. Муж был успешным программистом, хорошо зарабатывал, и та же беда. Ушел в депрессию, потерял интерес к жизни, растерял друзей.
      Год назад он умер от рака. Чуть-чуть до 50 не дожил.
      Я часто думаю, что если бы в свое время я настояла на психотерапии, может быть он был бы еще жив.
  •  
     Варган
    Женитесь третий раз, на молодой и откройте новую фирму. Взбодрит и хандра пройдет.
  •  
     Виктор
    Это, всё-таки, наверное, разные вещи. Может быть и существующие одновременно, но разные.
    Смысл жизни и цель жизни.
    Это совсем не одно и то же и вообще, наверное, несоизмеримо друг с другом.
    Смысл жизни - это ответ на вопрос, зачем всё это нужно вообще.
    Смысл жизни в том, что наша жизнь нужна Богу. Бог не всемогущ над собой, и ему что-то нужно.
    Бог использует нас для своей цели. От того, что мы живём, есть польза Богу. Чтобы быть нужным Богу, достаточно просто жить.
    А цель жизни - это совсем другое.
    Цель жизни - это сама жизнь.
    А уже внутри жизни может быть какая-нибудь определённая цель.
    И если у человека есть какой-то талант, он хочет и может принести пользу людям, но у него нет возможности сделать это, то это конечно неиспользование подлезной возможности. Это может быть грустно, об этом можно сожалеть. Лучше бы такой ситуации не было.
    Но к смыслу жизни это никак не относится. Смысл жизни не зависит от того, как мы живём и что делаем. Мы все нужны и полезны Богу независимо ни от чего.

оставить комментарий

Имя *

Пожалуйста, укажите ваше имя.

Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

E-mail

Ошибка в почтовом адресе

Текст *

Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

отправить