.../.../Смысл жизни это не логическое умозаключение, …

  •  
     Денис
    Смысл жизни это не логическое умозаключение, а чувство. Ты знаешь что смысл есть или его нет. Как с богом у верующих. Чувство принимаемое без доказательств.

    Я ощущаю этот смысл когда рядом есть люди, которых любишь, которые любят тебя, которым ты нужен. Ты четко осознаешь что без тебя им будет очень плохо. Когда жизнь кажется невыносимой именно это позволяет остаться в жизни и не утопиться в переносном и буквальном смысле. В моей жизни к сожалению были моменты, когда мне не хотелось жить. Но чувство смысла всегда удерживало от крайнего шага.
    <польза обществу, миру>    ← Предыдущее  Следующее

Отклики:

  •  
     Мбвана
    Как с богом у верующих. Чувство принимаемое без доказательств.Откуда такое интересное сравнение?
    •  
       Андрей
      Сравнение слабое, по той причине, что вера в бога приходящая и возникает на основе, когда человек усматривает в своем опыте убедительное и достаточное основание его бытия, именно поэтому существовали доказательства бытия Бога, чтобы верующий человек вдруг не усомнился в том, что его вера истинна, чтобы он вдруг не помыслил того, что его мировоззрение питает метафизические иллюзии. Потому что можно верить в то, что земля плоская, а как появиться доказательство противоположного­, то он вероятно усомниться и пересмотрит убеждения. А доказательство бытия бога базируется на обосновании, что вера в Бога и в плоскую землю не равносильны, что плоскую землю можно опровергнуть логически, бытие Бога же не вносит в мировоззрение противоречий и вместе с тем противоположное утверждение имеет ряд недостатков. Это точка зрения истинно верующего. Он понимает, что если его вера настолько сильна, что для него не играет роли даже сами доказательства, т.е он относится к Богу, как к виду априорного знания, то это ставит его в неудобное положение, чтобы снять оковы этого неудобства, он полагает, что его принятие априори мысли о Боге можно обосновать неким аргументом.
      •  
         Андрей
        До умения осмыслить счет, утверждение 2+2=4 не принимается нами априори, однако зная счет, это тождество настолько очевидно, что с успехом можно его доказать, хотя и без доказательств примитивные математические навыки продуцируют мгновенный ответ, мгновенную проверку истинности тождества. Точно также, существует ряд аксиом, которые нельзя доказать, поэтому они принимаются на веру, между тем существуют аксиомы, которые несомненно могут рассматривать как тезис, к которому подбирается полноценное доказательство и даже контрпримеры. С Богом все сложнее, глубина чувств верующих порой такого высокого порядка, что люди убеждены в невидимом, как полноценный материалист в видимом. Несомненно им кажется перспективной идея доказательства. Между тем, есть Бог или нет, нельзя доказать, следовательно любое доказательство хоть и рационально, но неполноценно и бессильно по сравнению с совокупностью чувства и духовного опыта, в этом смысле вера - чувство спроектированное откровением. Но откровение заранее понимается скептическим сознанием, как то, к чему логично относиться элиминативно. Т.е пропасть между верой и неверием безгранична, с другой стороны любое доказательство или контраргумент дать серьезный толчок к любому из этих полюсов.
      •  
         Tattyko
        Сравнение слабое, по той причине, что вера в бога приходящая

        ПрИходящая и прЕходящая:)
        •  
           Мбвана
          Придираетесь как корректор, а по хорошему вместо указания на И/Е дотошный редактор должен объяснить смысл слова, который ставит под сомнение точность передачи авторской мысли. ПрЕходящий = Временный, недолговечный, такой, который скоро проходит. Это явление преходящее. Преходящие радости и печали. Словарь Ушакова

          : )
    •  
       Денис
      Как с богом у верующих. Чувство принимаемое без доказательств.От­куда такое интересное сравнение?
      И о боге и о смысле жизни люди задумываются только в момент жизненного кризиса.
      Задумываются когда жизнь идет наперекосяк. Вот откуда.
      •  
         Tattyko
        Не только, конечно, но нередко так. Когда своих сил недостаточно справиться с трудностями - ищут поддержки где угодно, в т.ч. и на небесах.
  •  
     Tattyko
    А мне так нравится трактовка Дениса. На мой лично неискушенный взгляд. Почему бы нет?
    Кстати, господа, кто более меня подкован в вопросах веры: правильно ли я понимаю, что верующий человек, в идеале, не должен бы испытывать сомнений касательно смысла жизни? Я имею в виду, что, раз Богу было угодно, чтобы ты явился на свет, то и ставить божий промысел под сомнение - грех?
    •  
       Андрей
      Не придумываете, ни какой это не грех. Сомнение - это психологический импульс, который гипотетически может отодвинуть человека от жизни во имя спасения, гипотетически, потому что пройдя через бездну сомнения, можно перестать верить, а можно и наоборот еще сильнее уверовать. Поэтому это не грех. Трактовка Дениса имеет один недостаток. Он объясняет смысл жизни только с экзистенциальной точки зрения, а гносеологическую трактовку она не предполагает и даже отвергает, а я хочу или вначале узнать смысл жизни, а потом понять живу ли я осмысленно или нет, и нужно ли мне жить вообще. Либо из чувства осмысленности вывести формулу, но тогда окажется, что смысл у каждого свой. Тоже не устраивает. Меня вообще смущает сама постановка вопроса. Почему смысл недостижим гносеологически? Это большой вопрос. Почему например при наличии гравитации нельзя ее обойти, левитировать? Так и здесь.
      •  
         Tattyko
        Так, Андрей, но ведь надо сперва спросить у Дениса, что именно он имел в виду: конкретно ли он про себя говорит, что это его личное такое понимание или ощущение, или он берет на себя смелость утверждать за всех и вся. Мне, все-таки, кажется, что первое.
        Экзистенциальный подход к смыслу жизни лично мне, например, намного ближе, если не сказать даже, что только он для меня (в настоящее время) приемлем. Гносеологический подход, с моей точки зрения, вообще простого обывателя способен с ума свести, это точно не для всех:) Не всем же быть философами.
        •  
           Андрей
          А я думаю второе. Потому что если мы подразумеваем экзистенциальный подход к смыслу жизни, что человек, который живет осмысленно не будет мучиться вопросом.
          •  
             Tattyko
            А я думаю второе. Потому что если мы подразумеваем экзистенциальный подход к смыслу жизни, что человек, который живет осмысленно не будет мучиться вопросом.

            ...в смысле?:)
            Слишком много смыслов. Вы меня запутали:) Объясните, пожалуйста, простыми словами, можно с помощью анекдота:)
          •  
             Tattyko
            Денис, где вы?! Растолкуйте, пожалуйста!
            вы только о себе говорили в своем первом послании или совокупно о человечестве?
      •  
         Мбвана
        а гносеологическую трактовку она не предполагает и даже отвергаетМожет это и хорошо? Блаженны нищие духом, а от многая мудрости многая фигни
        •  
           Tattyko
          а гносеологическую трактовку она не предполагает и даже отвергаетМожет это и хорошо? Блаженны нищие духом, а от многая мудрости многая фигни

          Вот именно: фигни. Я бы вот в этом конкретном вопросе чересчур мудрить не стала.
          •  
             Андрей
            Вот именно: фигни.
            Вот прямо сейчас вы полную фигню сказали, без обид.
            •  
               Tattyko
              Андрей, но вот опять же, это мое понимание, а то - ваше, ну что тут будешь делать:) Я же не про это спрашивала. А совсем про другое. Вы, впрочем, мне уже ответили выше: "Не придумывайте" (так обычно Мбвана говорит) .
              •  
                 Мбвана
                но вот опять же, это мое понимание
                гносеологическую трактовку ваше понимание не предполагает и даже отвергает! (c)

                Пофилософствуй, ум вскружится (c)
                •  
                   Андрей
                  Вот именно. Отвергает. А я хочу понять, правомерно это или нет.
                •  
                   Tattyko
                  гносеологическую трактовку ваше понимание не предполагает и даже отвергает!
                  Угу. Ну не сильна я во всяких там эпистемологиях. Пофилософствоват­ь могу, конечно, но не до головокружения.
                  Короче, ждем пришествия Дениса.
                •  
                   Андрей
                  Он что мессия? Денис? Из его текста прямо вытекает, что смысл жизни - это чувство, что его рационализироват­ь нельзя, следовательно совершенно необязательно знать ответ на вопрос, а сконцентрировать­ся на эмоциональном постижении мира, искать себя во всем, идти вдоль по вектору ощущений.
                •  
                   Tattyko
                  Он что мессия? Денис?
                  Ну шуууутка же. "Налим, Никодим..." Андрей, вы же шутки ведь понимаете!
                  Из его текста прямо вытекает, что смысл жизни - это чувство, что его рационализироват­­ь нельзя
                  Чувство очень даже можно рационализироват­ь. Я только этим, по мнению моего психолога, и занимаюсь; ) Другой вопрос - нужно ли.
                •  
                   Tattyko
                  гносеологическую трактовку ваше понимание не предполагает и даже отвергает! (c)
                  хотел было сказать, что если прогресс мешает счастью, ну его этот прогресс?

                  Мбвана, а вы сами как относитесь ко гносеологическом­у подходу к вопросу о смысле жизни? А то все-то вы иронизируете.
        •  
           Андрей
          Как говорил Тарковский: "этот мир, так сказать - не место, для того, чтобы быть счастливым, мир создан не для того, чтобы человек был счастливым". Первую заповедь блаженства я понимаю иначе.
          •  
             Tattyko
            Но ведь и Тарковский, как бы он ни был мудр, - не истина в последней инстанции. Вот я с первой частью его утверждения не соглашусь, и что же?
            •  
               Андрей
              А я соглашусь. Счастья нет, есть умение не впасть в крайнее отчаяние надеждой на лучшее будущее или иной угол зрения на настоящее. Это сублимация той скорби, которую мы черпаем в мудрости. А счастья нет, и быть не должно, потому что счастье - это полнота и довольство, то есть все, что мешает прогрессу.
              •  
                 Андрей
                Я кстати бессознательно процитировал "Крыжовник" Чехова о счастье.
                •  
                   Tattyko
                  Я кстати бессознательно процитировал "Крыжовник" Чехова о счастье.

                  Вот, кстати, я уже в теме о счастье высказывала свое (точнее, не совсем свое) мнение о цитатах из художественных произведений.
                  слова героя не есть мнение автора. Точнее, они могут совпадать, конечно, но совершенно не обязательно. Особенно это Чехова касается.
              •  
                 Екатерина
                "А счастья нет, и быть не должно, потому что счастье - это полнота и довольство, то есть все, что мешает прогрессу."

                Одно другому не мешает.
                Можно стремиться к прогрессу и в то же время ощущать довольство и полноту бытия.

                Вот вы, допустим, ощущаете себя счастливым, что можете развиваться, познавать что - то новое, читать.. То есть у вас происходит прогресс в познании. И в этом, следовательно, и заключается ваше счастье.
                •  
                   Андрей
                  Я не счастлив в эти минуты, а рад. Это разные понятия.
                •  
                   Мбвана
                  Я хотел было сказать, что если прогресс мешает счастью, ну его этот прогресс?
                  Но вспомнил ваши мечты про отрыв от цивилизации в пампасы и пустыни.
                •  
                   Екатерина
                  А почему счастьем нельзя назвать радость и наоборот?

                  Мне кажется, что счастье - это когда человек удовлетворен своей жизнью. Не полностью, конечно, но в целом.
                  Вот я, допустим, в целом довольна своей жизнью, - значит я счастлива.
                  Здоровья бы еще побольше, и я бы вообще забыла, что такое хандра, как раньше.

                  Я думаю, счастье - это полностью продукт нашего мозга и мировосприятия.

                  Оптимисты - они счастливы. Пессимистов же абсолютно ничего не радует.
                •  
                   Андрей
                  Под оптимизмом изначально подразумевается учение о том, что в результате исторического развития жизнь человека улучшается. Это не состояние, а идеология. В задачу оптимиста входит пропаганда лучших сторон ситуаций и экстраполяция их в будущее. Из этого не следует, что оптимист склонен к радости. Отсутствие причин для недовольства не является достаточным основанием довольства.
                •  
                   Андрей
                  От того, что я получаю удовольствие от чтения, это не сказывается на моем миросозерцании в каждый конкретный момент, я становлюсь, более стойким и закаленным от губительного влияния напастей, но я не счастлив, потому что я не могу жить в гармонии с тем, что меня не устраивает. А сама эта гармония означает примирение. А перемирие - это остановка прогресса.
                •  
                   Екатерина
                  Чтобы научится радоваться простым вещам ( и следовательно быть счастливым) , нужно лишиться их на время.

                  Представьте Андрей, что вы бы ослепли ( плюю через левое плечо) и не могли бы ни читать, ни писать, ни фильмы смотреть. А потом бы внезапно прозрели через пару лет.
                  Да вы бы считали себя самым счастливым человеком!

                  Глупый пример.. Но когда человек прокручивает подобные сценарии развития событий, у него сразу пропадает недовольство жизнью.

                  Я вот только вчера разделалась с очередным дипломом. Тяжело он мне дался. 2 раза переделывать пришлось, недосыпала полмесяца, на прогулку не выходила даже.
                  Сегодня ощущаю огромное счастье, что наконец - то с ним разделалась и могу никуда не спешить.

                  Все радует!
                •  
                   Андрей
                  Недовольство жизни двигает историей, а ради блага и развития человек и растрачивает свои духовные интеллектуальные энергии. Сочетание неприятия, реформ и воли делает человека более погружен в действительно те проблемы, которые ему не желудком или почками навязан, а самой его сущности адекватен. Я не раз высказывал мысль, что когда человек переходит за грани морали, он не может апеллировать к нравственным аспектам свободы. Поэтому если мое животное начало начинает выдавать реакцию на разные влияния окружающей среды, то это не мой свободный выбор. Поэтому люди, которые считают, что разница между страданием и радостью огромны, то они безусловно правы, ну будь у человека свобода отказаться от своих инстинктов, он бы усилием воли похоронил бы все переживания о собственных лишениях. И тогда между клифтом лагерным и царскими палатами не будет ничего различного. Т.е различное отношение к условиям лежит в нашем представлении, но из этого не следует абсолютный стоицизм и безразличие к страданием, а только иллюзорность и ничтожность простых вещей, не ощущать которые человек не может.
                •  
                   Tattyko
                  Недовольство жизни двигает историей
                  Андрей, а сейчас вы сказали нечто чуднОе:)
                •  
                   Андрей
                  К тому же любые ощущения можно внушить. Т.е апеляция к довольству малым только подчеркивает животную беспомощность человека перед обстоятельствами­, порочный круг в который он себя замыкает. А из этого круга нужно выходить, чтобы трезво смотреть на вещи. Чтобы не забивать камнями за то, что в твоем глазу якобы сучок, а в глазу наблюдателя бревно. Даже если у вас там сучок, так выньте его, а с бревном наблюдатель сам разберется. На зеркало нечего пинать.
                •  
                   Андрей
                  А когда было иначе? Если бы в жизни все было гладко, то нечего не нужно было бы менять, а без изменения нет истории. Если бы Петр был бы доволен дремучестью большинства людей в русском народе, он бы не пошел строить институты.
                •  
                   Tattyko
                  На мой взгляд, счастье не предполагает полное отсутствие недовольства. Вполне можно и счастливым быть, и что-то еще совершенствовать­. По-моему, эти вещи очень даже неплохо сочетаются. А "довольствоватьс­я малым" - это ведь не обязательно "быть перманентно счастливым, сидя на карачках в шалаше и ничего в жизни не менять". Такое вообще редко встретишь. Разве что у буддистских монахов, наверно, может быть (в крайнем случае) что-то вроде этого - но тут вы легко можете мое предположение подвергнуть критике, потому как я в буддистские штуки не слишком сильно вдавалась - так, Далай-Ламу читала чуть-чуть. О счастье:)
                •  
                   Tattyko
                  Недовольство жизни двигает...
                  Оно может двигать,
                  Оно может двигать собой
                  В полный рост...
                •  
                   Андрей
                  Даже по вашему определению нельзя быть счастливым в состоянии глубокого страдания. Страдание возникает в основном под неким давлением мира, но именно это давление дает стимул к духовному развитию. Могут привести и к деградации, но в уютном и теплом состоянии духовных потребностей не возникает. Нет желания понять мир, есть желание использовать знание о его устройстве в каких-то узких прагматических рамках. Или это просто любопытство, но любопытство и интерес не истощают. А когда есть духовная потребность, то она крайне энергоемка, отсюда и истощение. А истощение - это страдание, а страдание - антипод счастью.
                •  
                   Андрей
                  Посмотрите это видео, может вы поймете, что я имею в виду.
  •  
     Эдуард
    "Кстати, господа, кто более меня подкован в вопросах веры: правильно ли я понимаю, что верующий человек, в идеале, не должен бы испытывать сомнений касательно смысла жизни?"

    Понятие "верующий" слишком размыто, поскольку абсолютно все люди "верующие".Одни верят, что Бог есть, другие что его нет(вспомните пастора из "Берегись автомобиля") .Сомнений не бывает только у фанатиков, почему важно проверять: на чём основаны наши убеждения.
    •  
       Андрей
      Парадокс возникает. Фанатик сомневается только в контраргументах своей позиции, а к своим аргументам относиться с такой сильной верой, что сомнение оппонента им рассматривается как форма фанатизма. Т.е человек видит только то, что хочет видеть. Если вы используете аргументы, которые адекватны только вашей убежденности, как вы убедитесь, что они объективно верны или хотя бы достаточно верны, чтобы склонить оппонента на свою сторону?
      •  
         Андрей
        Если у скептика нет действительной верификации объективности и подлинности доказательства, то он, обвиняя других в фанатизме сам страдает этим пороком.
        •  
           Мбвана
          У верующих с верификацией объективности тоже есть определенные проблемы.

          Вы считаете доказательством истинности Библии ее тираж. Ханифа - то что неграмотный торговец Мухамед, сочинил грандиозный стихотворный текст.
          •  
             Мбвана
            Сорри. Перепутал вас с Эдуардом. У вас аргумента тиражности конечно же быть не может.
          •  
             Эдуард
            "Вы считаете доказательством истинности Библии ее тираж."

            Это было бы глупо, учитывая, что на втором месте цитатник Мао.
            •  
               Мбвана
              Это было бы глупо, учитывая, что на втором месте цитатник Мао.
              Да уж. Апелляция к рейтингам и авторитетам была явно лишней.
            •  
               Денис
              Там Еще был Дэн Браун и Роулинг.

              После того как я вам распечатал полностью этот рейтинг вы решили изменить к нему отношение?
              •  
                 Эдуард
                "После того как я вам распечатал полностью этот рейтинг вы решили изменить к нему отношение?"

                Моё отношение к рейтингу не изменилось.Я лишь хотел обратить Ваше внимание , что "слишком жестокую" и "слишком нелогичную" (по Вашим словам) книгу не стали бы так упорно переводить на более чем 2000 языков и выпускать такими тиражами.
        •  
           Эдуард
          "Если у скептика нет действительной верификации объективности и подлинности доказательства, то он, обвиняя других в фанатизме сам страдает этим пороком"

          Заметьте, Андрей, я никого не обвинял в фанатизме.
          •  
             Денис
            Вы говорили о псевдохристианах­. Все кто не в вашей секте все псевдо-.
            Разве это не фанатизм?
            •  
               Эдуард
              "Вы говорили о псевдохристианах­­. Все кто не в вашей секте все псевдо-.
              Разве это не фанатизм?"

              Во-первых, я здесь не рекламировал где я состою.
              Во-вторых, если кто-то заявляет, что он христианин, то любой человек имеет право сравнить дела этого христианина с учением Христа и сделать вывод о соответствии, а тут речь о целой организации:"Вся­кое хорошее дерево приносит хорошие плоды, а гнилое дерево приносит плохие плоды.Хорошее дерево не может приносить плохих плодов, а гнилое дерево не может приносить хороших плодов"(Матф 7:17, 18)
              •  
                 Денис
                Может быть Христос сказал про христианство в целом? Предвидел заранее как вы друг с другом будете соревноваться за звание любимого ученика и истинного христианина.
    •  
       Tattyko
      Понятие "верующий" слишком размыто, поскольку абсолютно все люди "верующие".Одни верят, что Бог есть, другие что его нет(вспомните пастора из "Берегись автомобиля") .
      Неправда, еще бывают и агностики:)
      Нет, не абсолютно. Не верю. В смысле - вашим словам:)
      •  
         Эдуард
        "Неправда, еще бывают и агностики"

        Я и не пытался перечислить всех верующих "по-своему".
        •  
           Tattyko
          [quoteЯ и не пытался перечислить всех верующих "по-своему".

          Ну, хорошо. Я верю. В теорию эволюции, например. Но странно называть меня в этой связи "верующей". Ну, лично мне так каацца.
          •  
             Эдуард
            "Ну, хорошо. Я верю. В теорию эволюции, например. Но странно называть меня в этой связи "верующей". Ну, лично мне так каацца."

            Да Вы даже больше верующая, чем я.Мне, в отличие от Вас, нужны доказательства, чтобы верить.
            •  
               Денис
              У тории сотворения есть только одно доказательство - рейтинг тиражности за последние 50 лет. Или что-то еще?
              •  
                 Эдуард
                "У тории сотворения есть только одно доказательство - рейтинг тиражности за последние 50 лет. Или что-то еще?"

                Хотелось бы узнать хоть одно доказательство теории эволюции, только чтобы у этого доказательства не было приставки "теория".
  •  
     Екатерина
    "Недовольство жизни двигает историей, а ради блага и развития человек и растрачивает свои духовные интеллектуальные энергии."

    При этих словах, почему - что вспомнились события на Украине и сколько человек погибло, потому - что какая - та группка людей была недовольна условиями жизни и нынешним государственным строем.
    •  
       Tattyko
      Упс! Давайте, эти темы затрагивать тоже не будем. Потому что потому... Слишком много нюансов. Далее молчу, затыкая себе рот обеими руками.
      •  
         Tattyko
        И вообще, я тут что-то не на шутку разболталась вопреки своему обыкновению, всю тему зафлудила. Аж неудобно стало.
        •  
           Екатерина
          "И вообще, я тут что-то не на шутку разболталась вопреки своему обыкновению."

          А я вам, Татико, говорила, помните? Что затянет!

          Ну ладно, надо и меру знать, пора дела поделать.
          Желаю и вам интересного, плодотворного дня и хорошего
          настроения независимо от обстоятельств
          .
          •  
             Tattyko
            Екатерина, спасибо! :)
            Так а я знаю, что затягивает. Это-то мне и не очень нравится. Поэтому я сетей и избегаю.
            Понаставили сетей,
            Всё для маленьких детей.
            Выбегают дети,
            Сами лезут в сети.
            (Это чистоговорка такая детская логопедическая на букву "С", поясняю на всякий случай:)
    •  
       Андрей
      Ну этих людей можно было понять и в событиях на Украине они нисколько не виноваты. Их обманули.
      •  
         Денис
        Я считаю что виноваты в происшедшем все. В большей или меньшей мере. Те кто раздал автоматы виноваты больше всех, те кто стрелял из них виноваты не меньше, но и все те благодаря кому у власти оказались преступники тоже виноваты.
  •  
     Екатерина
    "К тому же любые ощущения можно внушить".

    Абсолютно согласна. Можно так себе навнушать - что вполне реально и в глубокую депрессию уйти и серьезно заболеть и вообще сойти с ума. Мысли материальны.

    Нужно более оптимистично смотреть на мир. Это позволяет избежать и каких - то личных проблем.
    •  
       Мбвана
      Нужно более оптимистично смотреть на мир. Это позволяет избежать и каких - то личных проблем.
      Или наоборот. Когда пессимистично смотришь на мир, любая небольшая гадость может стать источником радости: ожидал-то большую-пребольш­ую, а прилетела (слава Аллаху) мелкая, как голубиная какашка.
  •  
     Tattyko
    Даже по вашему определению нельзя быть счастливым в состоянии глубокого страдания. Страдание возникает в основном под неким давлением мира, но именно это давление дает стимул к духовному развитию. Могут привести и к деградации, но в уютном и теплом состоянии духовных потребностей не возникает. Нет желания понять мир, есть желание использовать знание о его устройстве в каких-то узких прагматических рамках. Или это просто любопытство, но любопытство и интерес не истощают. А когда есть духовная потребность, то она крайне энергоемка, отсюда и истощение. А истощение - это страдание, а страдание - антипод счастью.
    Чисто эмпирически: вот я была остро несчастна. Это вызвало во мне духовную потребность. Я последовала ей; постепенное удовлетворение потребности вызывало все большую радость и желание исследовать предмет дальше. Далее я пришла к устойчивому ощущению счастья, которое может проявляться ярче или временами почти совсем затухать, но его внутреннее присутствие пока не подлежит сомнению. У меня какая-то противоположная картина получается.
    Я могу ошибаться. Но мои ощущения пока таковы.
    •  
       Денис
      Устойчивое ощущение счастья невозможно. Это же пик, предел всех человеческих эмоций.
      Есть чувство удовлетворенност­и жизнью, но это далеко не счастье
      •  
         Tattyko
        Причем здесь предел. Нет, это не предел вовсе. Я уже делилась своим вИдением счастья, не буду повторяться, чтобы не казаться слишком навязчивой:) Но это мое, меня оно устраивает, а ваше, разумеется, может отличаться.
      •  
         Андрей
        Вот, вот, вот... Да, да, да. Я своей жизнью удовлетворен настолько, чтобы радоваться, а жизнью в целом нельзя быть удовлетворенным, следовательно нельзя быть счастливым, а если мы будем счастливыми, то конец всему. Поэтому как говорил Чимша-Гималайски­й: "Счастья нет и не должно его быть, а если есть смысл и цель жизни, то он не в счастье, а в чем-то более великом и разумном". Человек счастливый - это человек гармоничный, а смысл и цель гармоничного человека уже за пределами мира, т.е гармоничный человек живет без цели, он уже там, где цель - не есть необходимость. Поэтому стоики и декларировали идеал атараксии, потому что он одновременно и закидывает человека по ту сторону мира, но и делает безмерно счастливым. Одно только замечание, не с счастьем человек получает гармонию, а гармоничный человек счастлив, но быть таковым нужно только в последнюю долю секунды жизни. Даже в предсмертный час нельзя таковым быть. Путь к одухотворяющей гармонии и цели бытия лежит через хаос. Я говорю вам: нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в
        состоянии родить танцующую звезду. Я говорю вам: в вас есть еще
        хаос.
        Горе! Приближается время, когда человек не родит больше
        звезды. Горе! Приближается время самого презренного человека,
        который уже не может презирать самого себя.
        Смотрите! Я показываю вам последнего человека.
        "Что такое любовь? Что такое творение? Устремление? Что
        такое звезда? " -- так вопрошает последний человек и моргает.
        Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек,
        делающий все маленьким. Его род неистребим, как земляная блоха;
        последний человек живет дольше всех.
        "Счастье найдено нами", --говорят последние люди, и
        моргают.
        Они покинули страны, где было холодно жить: ибо им
        необходимо тепло. Также любят они соседа и жмутся к нему: ибо
        им необходимо тепло.
        Захворать или быть недоверчивым считается у них грехом:
        ибо ходят они осмотрительно. Одни безумцы еще спотыкаются о
        камни или о людей!
        От времени до времени немного яду: это вызывает приятные
        сны. А в конце побольше яду, чтобы приятно умереть.
        Они еще трудятся, ибо труд -- развлечение. Но они
        заботятся, чтобы развлечение не утомляло их.
        Не будет более ни бедных, ни богатых: то и другое слишком
        хлопотно. И кто захотел бы еще управлять? И кто повиноваться?
        То и другое слишком хлопотно.
        Нет пастуха, одно лишь стадо! Каждый желает равенства, все
        равны: кто чувствует иначе, тот добровольно идет в сумасшедший
        дом.
        "Прежде весь мир был сумасшедший", --говорят самые умные
        из них, и моргают.
        Все умны и знают все, что было; так что можно смеяться без
        конца. Они еще ссорятся, но скоро мирятся -- иначе это
        расстраивало бы желудок.
        У них есть свое удовольствьице для дня и свое
        удовольствьице для ночи; но здоровье -- выше всего.
        "Счастье найдено нами", --говорят последние люди, и
        моргают.
        "Счастье найдено нами", – говорят последние люди, и моргают.

        Они покинули страны, где было холодно жить: ибо им необходимо тепло. Также любят они соседа и жмутся к нему: ибо им необходимо тепло.

        Захворать или быть недоверчивым считается у них грехом: ибо ходят они осмотрительно. Одни безумцы еще спотыкаются о камни или о людей!

        От времени до времени немного яду: это вызывает приятные сны. А в конце побольше яду, чтобы приятно умереть.

        Они еще трудятся, ибо труд – развлечение. Но они заботятся, чтобы развлечение не утомляло их.

        Не будет более ни бедных, ни богатых: то и другое слишком хлопотно. И кто захотел бы еще управлять? И кто повиноваться? То и другое слишком хлопотно.

        Нет пастуха, одно лишь стадо! Каждый желает равенства, все равны: кто чувствует иначе, тот добровольно идет в сумасшедший дом.

        "Прежде весь мир был сумасшедший", – говорят самые умные из них, и моргают.

        Все умны и знают все, что было; так что можно смеяться без конца. Они еще ссорятся, но скоро мирятся – иначе это расстраивало бы желудок.

        У них есть свое удовольствьице для дня и свое удовольствьице для ночи; но здоровье – выше всего.

        "Счастье найдено нами", – говорят последние люди, и моргают.

        Здесь окончилась первая речь Заратустры, называемая также "Предисловием", ибо на этом месте его прервали крик и радость толпы. "Дай нам этого последнего человека, о Заратустра, – так восклицали они, – сделай нас похожими на этих последних людей! И мы подарим тебе сверхчеловека! " И все радовались и щелкали языком. Но Заратустра стал печален и сказал в сердце своем:

        "Они не понимают меня: мои речи не для этих ушей.

        Очевидно, я слишком долго жил на горе, слишком часто слушал ручьи и деревья: теперь я говорю им, как козопасам.

        Непреклонна душа моя и светла, как горы в час дополуденный. Но они думают, что холоден я и что говорю я со смехом ужасные шутки.

        И вот они смотрят на меня и смеются, и, смеясь, они еще ненавидят меня. Лед в смехе их". Ницше. "Так говорил Заратустра". Вся прелесть жизни в неутомимой жажде другого берега, в любви к дальнему. Я вообще считаю, что слова Ницше очень трудно интерпретировать­, потому что он бросает песок в глаза прямыми ассоциациями, но мои интерпретации ничего антихристианског­о не содержат. А книга "Антихрист" - это эпатаж.
        •  
           Екатерина
          "Счастья нет и не должно его быть, а если есть смысл и цель жизни, то он не в счастье, а в чем-то более великом и разумном".

          Эх, приходит мне иногда на ум написать книгу на эту тему.. на примере своей жизни и опровергнуть заявления тех, кто утверждает, что счастья нет. Только все с духом не соберусь.

          Счастье есть, Андрей, только, как вы говорите, оно не постоянно.

          Еще я с вами согласна в том, что абсолютное счастье - это своего рода стагнация.

          Минуты истинного счастье может переживать, скажем, человек, которому врач поставил смертельный диагноз, что ему осталось жить 2-3 месяца. И человек, понимая, что его дни сочтены, пытается прожить оставшееся время, как он всегда мечтал, но не решался ( продает машину, квартиру, отправляется в путешествие или просто наслаждается каждой минутой бытия, любимыми делами, если денег нет)

          Хотя, соглашусь, что когда счастье - непреходящее - это не есть хорошо. Приводит к лени и скуки. Как говорят: "время работать - время пожинать плоды."

          А не соглашусь с вами в том, что счастье не нужно. Еще как нужно. Ради этого мы и шевелимся в жизни, чтобы получить то, что мы считаем счастьем. А у каждого счастье заключается в разных вещах.
          •  
             Андрей
            Нет счастья вовсе не означает, что нет ничего кроме страдания. Есть еще забавный парадокс, если хотя бы один человек станет счастливым, то общий процент счастливых не увеличиться и мир станет в той же мере счастливым в каком был и без единиц счастливцев. Это как в "апории про Ахилеса и черепаху". А поскольку истинное счастье, а не радость или благодарность этому миру может возникнуть только тогда, когда общее счастье преобладает, то и истинного счастья нет, а есть покой и воля. Покой - это отсутствие страданий и потрясений, а воля - это энергия следовать своим желаниям, сопряженная с возможностью. Но это условия благоприятной судьбы. А счастливая судьба и счастье - это разные вещи. Благодарностью за счастливую судьбу пресыщаешься, рано или поздно находится эмпирическое подтверждение тому, что твоя судьба ни хуже и даже лучше других судеб, но с возрастом относишься к этому более сухо, а волнует тебя больше судьба других, их страдания, т.е то, что уменьшает счастье в этом мире. Что сильнее действует на сознание: то, что в пустыне, где на твоих глазах от жажды умерли животные и люди, а растения и иссохли, а вы счастливец вдруг обнаружили единственный источник воды или то, или то, что он скоро иссякнет, и вам недолго останется до того, чтобы присоединиться к умершим? Я вам сейчас притчу рассказываю, поэтому не ждите соответствий действительности­, вдруг находиться в пустыне вода, ее ограниченное количество и скоро она тоже иссушиться. Пустыня бескрайняя, а у вас обезвоживание. Вы наберете кол-во воды, чтоб заполнить свои запасы. Ну растянете все вы на два-три дня, и то вряд ли. Вы будете при сознании сей мысли счастливы? Когда у вас вода под боком, вы разумеется счастливы, но вы вскоре впадете в отчаяние от понимания того, что вода - это отсрочка, а не спасение и начинаете страдать не меньше, чем раньше. Люди долго голодающие не могут принимать пищу, люди на войне становятся расчетливыми и сухими, они не каменные, но их чувства становятся подавленными, отсюда вытекает, что счастье в море страданий эфемерные, счастливая судьба сопряженная с пониманием страданий человеческих только сглаживает жизнь, но не делает ее более счастливой. Ахилес не перестает с сокращать некоторое расстояние между ним и черепахой, но на определенном отрезке, она окажется в точке, которая отдалена от Ахилеса на изначальную, зафиксированную величину перемещения, так и с счастьем. А людей с счастливой судьбой увеличивается с прогрессом.
            •  
               Екатерина
              "Пустыня бескрайняя, а у вас обезвоживание. Вы наберете кол-во воды, чтоб заполнить свои запасы. Ну растянете все вы на два-три дня, и то вряд ли. Вы будете при сознании сей мысли счастливы? Когда у вас вода под боком, вы разумеется счастливы, но вы вскоре впадете в отчаяние от понимания того, что вода - это отсрочка, а не спасение и начинаете страдать не меньше, чем раньше."

              Когда выхода нет ( как в примере с вашей пустыней и водой) - остается только смириться.

              Когда я была уверенна, что мне кают, - оставалось только смириться и радоваться последним дням жизни.( Просто повезло)

              Если бы вы знали, что вы умрете через пару недель, вы бы страдали от этого?
              А смысл? Что - то изменится от того, что вы страдаете?
              •  
                 Андрей
                "Когда я была уверенна, что мне кают, - оставалось только смириться и радоваться последним дням жизни". А что вам даст это смирение и счастье? Страдание в этом случае даст осмысление своего опыта.
                •  
                   Екатерина
                  "А что вам даст это смирение и счастье? Страдание в этом случае даст осмысление своего опыта. "

                  Осмысление опыта произойдет так и так. Хотите вы этого или нет. Разумеется, первое время человек будет страдать, пока не свыкнется и не начнет искать выход.( Но это в том случае, если у него есть время) .

                  А если вы точно знаете что вам осталось жить несколько дней, вы будете страдать? А зачем? Если не осталось времени что - то переосмыслять и менять.

                  Может бы вы поступили бы иначе ( страдали, переосмысляли до последней минуты) , я просто смирилась и радовалась ( как я считала) последним денькам.

                  У каждого человека в подобных ситуациях разная реакция. Поэтому и спорить бесполезно.
                •  
                   Андрей
                  А радоваться зачем?

                  Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)
                •  
                   Екатерина
                  радоваться зачем?

                  Радовалась - это имеется в виду в переносном смысле. Слышали выражение "перед смертью - не надышишься"

                  Вот у меня было примерно то же самое.
                  Если в повседневной жизни мы куда - то все время спешим, и многие вещи делаем на "автопилоте" ( проглатываем пищу и не чувствуем ее вкуса, занимаемся какими - то повседневными делами, и одновременно обдумываем множество посторонних вещей... ) .
                  Мы, как правило, не умеем сосредотачиватьс­я на чем - то одном.

                  С осознание "конца" эта суета проходит. И начинаешь обращать внимание на "прекрасное" в этом мире.
                  Природу, музыку, искусство, творчество, многообразие и загадки мира, дорогих людей, свои ощущения ..
                  Я думаю, вы поняли о чем я.
  •  
     Citero
    Страдание возникает в основном под неким давлением мира, но именно это давление дает стимул к духовному развитию.Этот человеческий мир полон страданий. Жизнь — страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Встреча с неприятным человеком — страдание, разлука с любимым — страдание. Недостижение желаемого — тоже страдание. Всякая привязанность к чему бы то ни было — страдание. Это и есть истина страдания. (c)
    •  
       Денис
      Кроме истины страдания в жизни много других истин. Счастья в жизни мало тут спорить не о чем. Но счастье вообще чувство быстро проходящее. Именно поэтому его ценят больше чем страдание. Страдать можно годами без всякого повода. А счастье... Для счастья нужно что-то большее. В том числе и страдание. Без него счастья просто не понять и не ощутить.
      •  
         Tattyko
        Денис, со счастьем заходите к нам в соответствующий раздел, там и побеседуем предметно:) А вот я вас очень ждала, чтобы вы ответили на вопрос, заданный выше. Уж не обойдите вниманием, а?:)
  •  
     Денис
    Из его (то-есть моего) текста прямо вытекает, что смысл жизни - это чувство, что его рационализироват­­ь нельзя, следовательно совершенно необязательно знать ответ на вопрос, а сконцентрировать­­ся на эмоциональном постижении мира, искать себя во всем, идти вдоль по вектору ощущений.Вы неправильно меня поняли. Смысл жизни рационализироват­ь можно, но незачем. Рационализироват­ь нужно продажи, прибыль, оборот, дебет с кредитом... А смысл жизни не стоит.
    •  
       Эдуард
      "Смысл жизни рационализироват­­ь можно, но незачем."

      И думать можно, но незачем...
      •  
         Денис
        Какое прекрасное замечание.
        Вы смогли рационализироват­ь библейские чудеса?
        Превращение воды в вино, понятно. В книжках про фокусников это объясняется. Излечение паралитиков тоже.
        Но как вы смогли рационализироват­ь сотворение мира? Неужели вы поверили в эволюцию?
        •  
           Эдуард
          "Неужели вы поверили в эволюцию?"

          Я не верю в научную мифологию.
        •  
           Эдуард
          "Вы смогли рационализироват­­ь библейские чудеса?"

          Для папуаса и бутылка "пепси"--чудо. Вы, похоже, знаете об окружающем мире больше меня и расскажете мне почему чудеса невозможны. При этом законы физики, насколько я знаю, открыли не Вы, а о том, кто установил эти законы, Вы вообще вряд-ли имеете представление.
  •  
     Екатерина
    Тот, кто отвергает счастье и возможность испытывать его в этой жизни - тот и не будет счастлив.
    •  
       Андрей
      Когда я говорю, что счастье нет, я подразумеваю, что понятие счастья бессмысленно, его нет в этом мире, т.е даже счастливые люди несчастны, только этого не знают. А не должно быть, потому, что в этом нет никакой необходимости, а если бы существовало какое-то подобие счастья, то погоня за ним не пошла бы людям на пользу.
      •  
         Андрей
        а если бы существовало какое-то подобие счастья, то погоня за ним не пошла бы людям на пользу.
        Пример: фелицитология - изобретение буржуазных теоретиков, которое воочию развивается в Европе. Это же ужас. Сама тенденция предполагает механизацию, уплощение и деградацию человека.
        •  
           Екатерина
          Я поняла, почему мы не можем прийти к единому мнению. Вы считаете, что то, что люди принимают за счастье - это иллюзия, подобие счастья.Вы считаете, что
          истинное счастье - это нирвана (остановка всякого движения) .
          А пока мы хоть чем - то озабочены - это не есть истинное счастье.

          Пускай так. Я довольствуюсь этой самой иллюзией счастья, это хоть как- то делает жизнь ярче. Но это не мешает, по - моему совершенствовать­ся, самообразовывать­ся, творить. Я просто понятия (" я рада " и "я счастлива" ) не разделяю, в отличии от вас. Если я рада, то я могу сказать, что я счастлива.
          •  
             Андрей
            Ну вот вам пример. Гинзбург Виталий Лазаревич. Он часто смеялся, любил говорить и с женщинам, и с мужчинами, никогда не говорил уныло о том, что ему не нравится.Смотрел фильмы, менялся и т.д. Он никогда не был декадентом. Но он говорил: "у меня счастливая судьба, но я не счастлив". Даже в минуты радости.
          •  
             Андрей
            И также я, я могу и пошутить, и посмеяться и побыть душой компании, но я не счастлив, у меня было и отчасти осталось все, что нужно для счастья, а я не чувствую себя счастливым, иногда даже не хочется подавать свои позитивные эмоции. Это не значит, что я в отчаянии, что отсутствие счастья как-то на меня влияет. Потому что счастья просто не существует.
            •  
               Екатерина
              Вы меня убедили. Я счастлива в своем несчастье. По мне, - так лучше, внушать себе некое подобие счастья - чем изводить себя мыслями "как все плохо". Мне хватило страданий. Что ж теперь нужно всю жизнь подвергать себя мукам и терзаниям, чтобы только подтверждать, что наша жизнь - это горе, болезни, расставания, смерть...
              Я это итак понимаю. Только выхода нет. Остается только это принять.
              •  
                 Андрей
                Убедил в чем? Что касается меня, то я не накручиваю себя. у философов ведется спор, что говорил Сократ: "Я знаю только то, что ничего не знаю" или он обращался к грекам-софистам: "В отличии от вас, я знаю, что я знаю, а чего я не знаю". Я думаю второе. Так и я, я знаю где и сколько зла и добра. Поэтому к счастью я не стремлюсь. А Бенеке и Фейербах не правы, "что там где нет стремления к счастью, нет вообще никакого стремления".
                •  
                   Екатерина
                  Убедил в чем?

                  В том, что абсолютное счастье при жизни не достижимо. Хотя бы потому, что мы нуждаемся в воде и в ежедневном приеме пищи, которую нужно на что- то покупать. И еще нуждаемся в ежедневном уходе за свои телом.
                  А также в тепле и в крыше над головой. И за все это нужно платить.

                  Давайте сойдемся на том, что счастье - это когда интересно жить. Потому, что скука, на мой взгляд , - хуже, чем иллюзорное счастье.
              •  
                 Андрей
                Если мы говорим о психофизике этических позиций, то эвдемонизм в каком-то смысле верен.
      •  
         Екатерина
        "Понятие счастья бессмысленно, его нет в этом мире, т.е даже счастливые люди несчастны, только этого не знают."

        Да.. Ну что сказать...

        Я вас очень уважаю, но вы большой скептик, мне кажется.
  •  
     Администратор
    Уважаемые участники дискуссии.
    Топик превысил лимит записей и замораживается.
    Вы можете продолжить обсуждение в новом топике.

оставить комментарий

Имя *

Пожалуйста, укажите ваше имя.

Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

E-mail

Ошибка в почтовом адресе

Текст *

Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

отправить