.../.../Алла: Андрей, вам не кажется, что на свете оч. …

  •  
     Мбвана
    Алла: Андрей, вам не кажется, что на свете оч. много лишних людей? Зачем так устроено?
    Мбвана: Образ лишнего человека в русской литературе 19 века. Ох!
    Андрей: Русских лишних сейчас наоборот мало.

    Мне кажется что тут Татико карты в руки. Она специалист. Но мне все же кажется, что "лишний человек" что-то чисто из школьной литературы. Ни тогда, ни сейчас не понимал что общего между Печориным, Чацким, Обломовым, Онегиным. Какая-то умозрительная конструкция, высосанная из пальца чтобы издеваться над несчастными школьниками. Тем более непонятно как можно перенести ту схему в этот мир.
    <польза обществу, миру>    ← Предыдущее  Следующее

Отклики:

  •  
     Андрей
    Ну причем тут русская литература? Она конечно придумала этот романтический тип, однако же есть лишние люди, я например, но их мало.
    •  
       Мбвана
      Она конечно придумала этот романтический тип,Может все же Байрон, Гейне и др.?

      однако же есть лишние люди, я например, но их мало.Ну если только в качестве самоназвания.
      Я не понимаю что это такое.
      От термина как-то попахивает социал-дарвинизм­ом.
      •  
         Андрей
        Вернее придумали название. А тип идет от Байрона, Шиллера, Гейне и др.
      •  
         Андрей
        От термина как-то попахивает социал-дарвинизм­­ом.
        От термина - да, от содержания ничуть, это нонконформист, это идеалист, противник мещанства, это человек с аналитическим складом ума, противоречивый, но духовный и культурный. Горе от ума это называется. Достоевский называл таких людей идиотами, Ницше глупцами или высшими людьми, Гессе степными волками. Противоположност­ью оных Роберт Музиль считал человеком без свойств, Гофман воплотил этот тип в коте Мурре. У Камю - это абсурдный человек, у братьев Маннов - это мещане и гедонисты, а лишние люди, это люди "Великого отказа". Культурные революционеры.
        •  
           Андрей
          Есть третьи "лишние". Это медийные оппозиционеры, которых просто отправили на периферию, но они смелые и умные, есть конечно ангажированные тоталитарно-либе­ральные­ гады и есть вруны или запутавшиеся, но они лишние.
    •  
       Екатерина
      "Она конечно придумала этот романтический тип, однако же есть лишние люди, я например, но их мало."

      Чего это вы себя считаете лишним?!
      С таким успехом можно и меня "в лишние" записать. Я тоже пользу обществу не приношу в прямом смысле этого слова. Работаю на себя, подоходный не плачу.
      •  
         Екатерина
        Это получается, если у человека появляется какой - то недуг, то он становится лишним?
        Лишние - это те, кто в местах лишения свободы прохлаждаются. И то у них есть возможность работать там и приносить пользу.
      •  
         Андрей
        Есть два типа "лишних" людей. Первый - это романтик и идеалист. Они правда презирали технику и сциентическое знание, были традиционалистам­и, метафизическими консерваторами, а я не такой. Во всем остальном я подхожу под этот тип. Есть второй класс лишних людей, которых я назвал аморфными апатами, я не мыслю себя таковым.
        •  
           Екатерина
          Я думаю, это человеческие предрассудки. Придумал кто - то выражение "лишние люди" и пошло - поехало.
          •  
             Андрей
            Ой, ой, ой. Вам выражения не нравятся. А самый известный мат на букву б имеет церковнославянск­ую этимологию и слово, от которого пошло запретное б в переводе на греческий со старославянского не имеет никакой табуированной семантики. Цепляться за слова, не обращая внимание на их подлинное значение - вот предрассудки.
          •  
             Андрей
            Я не призываю матерится, это неправильно, некрасиво, грешно, это в качестве примера.
          •  
             Tattyko
            Придумал кто - то выражение "лишние люди" и пошло - поехало.

            Это Тургенев придумал своего Чулкатурина, заклеймившего себя словом "лишний". Отсюда и поехало.
        •  
           Мбвана
          Ни Обломов, ни Онегин не попадают под эти определения. Но в школе таки заставляют писать сочинения объяснять почему.

          Имхо Екатерина, вы и школьная программа понимают под этим словосочетанием что-то разное.

          Ну а я вообще не понимаю что это такое.
          •  
             Андрей
            Обломов попадает. Онегин конечно ни коим образом, но Печорин точно, потому что он равнялся на Онегина, значит Онегин иже с ними. Ну это конечно подмена понятий. Кто-то может прочитать Цвейга, Бодийяра, Батайя, . Превратить их в своих кумиров и пойдут во имя них кого-нибудь зарежут, верность всем им храня. Хотя все они были против экстремизма. Или церковь просто хрестоматийный пример того как вдохновленные Христом не являются благочестивыми христианами.
          •  
             Алла
            Ну а я вообще не понимаю что это такое.В какой-то степени согласна, более чем дву_смысленно.
            Перед вводом в широкое употребление какого-либо "обобщающего" слово надо очень тщательно проводить обкатку. Да и вообще не обобщать без крайней надобности. Как вы считаете?
            •  
               Андрей
              "Лишний человек" - это маргинал, обобщить характеристику большинства характеристикой меньшинства невозможно. И пейоративный коннотатив прилагательного "лишний" в семантике данного термина - это фикция, которую расплодили без необходимости.
              •  
                 Алла
                обобщить характеристику большинства характеристикой меньшинства невозможноАндрей, буду думать над этим предложением.
            •  
               Мбвана
              Перед вводом в широкое употребление какого-либо "обобщающего" слово надо очень тщательно проводить обкатку.
              Ну как бы нас не сильно спрашивали что нужно, что не нужно. Я к примеру выпускное сочинение писал по произведениям Л.И.Брежнева. Сейчас вроде и не нужно.
          •  
             Екатерина
            "Имхо Екатерина, вы и школьная программа понимают под этим словосочетанием что-то разное. "

            Это вы правильно заметили, МБвана.
            У меня тут была возможность еще и прихватывать написание сочинений по русскому и литературе, помимо английского, но я трезво рассудила, что мне лучше не связываться, хотя я уже в школе всегда шикарные сочинения писала (но преподаватели будут в шоке, так как у меня теперь на все вещи свое мнение, которое часто идет вразрез с общепринятым. А врать и выдумывать я не люблю) .
          •  
             Tattyko
            Но в школе таки заставляют писать сочинения объяснять почему.

            У нас хорошая учительница по литературе была в старших классах. Она была лояльна к нашему "инакомыслию" и поощряла собсвенную точку зрения. Мы могли любой бред развивать на страницах своих сочинений. Я писала трактаты, на которые целой тетрадки не хватало, обычно на пятерки, потому как не бояласьтогда перед ней свое мнение излагать. Потом перечитывать прикольно было по прошествии многих лет:) Но про "лишних", хоть убейте, не помню, сочиняла ли что-нибудь, хотя тогда они мне симпатичны были. А вот в универе они меня уже вовсе не трогали. Там другие у меня приоритеты сложились.
  •  
     Tattyko
    Мбвана, вы удивитесь, но я тоже никогда не понимала этой концепции про "лишних людей". Возможно, потому что я, наверно, в душе гуманист (я правильно использовала этот термин? А то уже боюсь ляпнуть не то:) . Я все-таки в целом люблю людей и никак не понимаю, как они могут быть "лишними".
    (Сразу вспомнилась картинка из немецкого мультика про кота в сапогах: людоед, мешающий варево в котле со словами: "Ich bin ein Humanist! "; )
    •  
       Мбвана
      Ну не знаю. Думал вам в университетах объяснили лучше чем мне в школе.
      •  
         Tattyko
        Дело в том, что это понятие мне не близко. Разумеется, объясняли. Разумеется, мы экзамены сдавали и по этому вопросу в частности. Но, если тебе что-то не ложится на душу, то, сколько ни обсуждай вопрос - хоть в школах, хоть в университетах - ты не очень будешь заострять на этом внимание. Тем более, что я никогда не собиралась преподавать литературу в школе, поэтому и не парилась над глубинами каждого вопроса. Сдала курс - и сдала. (У меня, о ужас, даже одна тройка в аттестате красуется; ) Если мне это вдруг в жизни понадобится - проштудирую, никуда оно от меня не уйдет. А так на универсальность своего образования и, тем более, своих знаний я никогда не претендовала; )
        •  
           Екатерина
          А у вас какая специальность Таттико?

          Русский, Литература?
          •  
             Tattyko
            А у вас какая специальность Таттико?

            Русский, английский и литература.
            •  
               Екатерина
              Какая вы умничка!
              Мне лингвистика тоже очень близка. Только я больше по ин. языкам.
              И в жизни я с ней очень часто сталкивалась и сталкиваюсь.
              Только у меня пробелов много.
              Приходится какие - то темы с нуля изучать самостоятельно.
              А вот в ВУЗ поступить у меня духу так и не хватило. Да и время было не то, чтобы учиться.
              А сейчас уже думаю поздно. Да и смысл? Только разве что ради диплома и подтверждения своих знаний.
              Но у меня, как правило, никогда проблем не возникало по поводу того, что его нет.
              •  
                 Tattyko
                Екатерина, спасибо!
                А я вот восхищаюсь тем, как Вы занимаетесь самообразованием­. Это же какая самодисциплина нужна! У меня вот этого как раз нет.
                Наш курс тоже специализировалс­я на английском. Мне при поступлении была наиболее интересна история языков. Во время учебы, конечно, не все дисциплины оказались супер-увлекатель­ными, но это иногда и от преподавателей зависело.
                А вот в ВУЗ поступить у меня духу так и не хватило. Да и время было не то, чтобы учиться.
                Но почему же?! Вы же такая толковая и рассудительная, да и не трусиха, вроде. У вас не было бы проблем. Другое дело, если личные обстоятельства сложились иначе.
                •  
                   Екатерина
                  "Это же какая самодисциплина нужна! У меня вот этого как раз нет."

                  Мне языки сами по себе очень нравились, поэтому я даже и не заставляла себя как - то особо.
                  Лет в 12 попросилась чтобы меня записали на курсы английского. Походила немного, а потом пришлось от курсов отказаться, у мамы не было возможности платить за них и я начала потихоньку сама: по учебникам, да самоучителям.
                  А в ВУЗ не пошла потому, что пошла работать в 18. А заочного обучения в ВУЗах на лингвиста на тот момент не было. Можно было, конечно, денег подкопить, сделать перерыв в работе, чтобы получить в/о ( я хорошо зарабатывала тогда на заводе) , но у меня в приоритетах были путешествия, хотелось поездить. А поездки за границу были не дешевыми. На это много денег спустила.
                  Ну а потом в 26 у меня здоровье пошатнулось, от того, что я жила на износ.
                  Уже не до учебы было.
                  А теперь и возможность есть учиться и средства могу найти, но уже жалко мне вкладывать в образование. Предпочитаю что - то иметь на "черный день", в случае если опять самочувствие ухудшится.
                  Теперь у меня в приоритетах здоровье ( мое и близких) .
                •  
                   Tattyko
                  Екатерина, а сколько языков Вы выучили вот так, сами?
                  Лично мне приходится себя заставлять делать что-то, где нужно прилагать существенные усилия, даже если мне это в целом интересно. А ежели где есть насилие над собой, того уже не очень-то и хочется. Я очень стихийная: если заинтересуюсь, могу дни и ночи с жаром чем-то заниматься, всё вокруг меня будет подчинено этому занятию, но, стоит устать, отвлечься на другое или усомниться в том, что я делаю - как дело, только что горевшее в руках, будет отложено на неопределенное время. Сколько начинаний так было загублено... Знаю за собой этот косяк, больно и обидно, что самоорганизовыва­ться в достаточной степени не умею, поэтому учиться и работать я могу, по большей части, только под чьим-то руководством, чтобы не давали расслабляться, но пока живу с этим.
                •  
                   Екатерина
                  Знаю всего два. Английский и греческий. Начинала учить японский. Знала немного, но забыла. Как то он мне не пошел. Я на самом деле не полиглот. Мне всегда достаточно было знать один, но хорошо, чем много, но поверхностно. Да и сложно это. Любой язык все время меняется.
                  Итальянский мне очень нравится. Но его учить уже не решилась. Мои родные всегда говорили, что я английский знаю в совершенстве. Но я то чувствую , что это не так. Копни поглубже и либо не помню, либо не знаю, каким - то темам просто никогда не придавала значение ( типа морфологии, стилистики и проч) .
                  А с тех пор, как начала делать курсовые и дипломные, так по началу очень тяжело было, не хватало знаний. Там и русский надо хорошо знать, помимо английского, разбираться в стилях, худ.тропах, синтаксисе и прочей теории. Ну вы меня поймете. Сейчас уже легче.
                •  
                   Екатерина
                  "Сколько начинаний так было загублено... Знаю за собой этот косяк, больно и обидно, что .."

                  Татико, не переживайте, по этому поводу. Я тоже много времени впустую потратила. Вернее занималась не тем, чем хотелось, техникум закончила, который мне был совсем не нужен (только деньги на ветер) . Да много чего еще было просто пустыми начинаниями, в том числе и некоторые из личных отношений.

                  Это у многих так.

                  Казалось, что впереди еще 1000 лет и все успею.

                  А теперь живу совсем иначе. Стараюсь заниматься только тем, что нравится и окружать себя теми людьми, с которыми мне хорошо и интересно.
  •  
     Алла
    Ни тогда, ни сейчас не понимал что общего между Печориным, Чацким, Обломовым, Онегиным.Строго (или наоборот не строго) говоря общее межу ними найти все таки можно, если к примеру сопоставить всех и каждого, скажем, с А.Македонским или С.Разиным. Я понимаю чем отличается "романтический тип", придуманный писателем от реального персонажа. И, т.к., в отношении конкретного реального ч-ка очень сложно говорить о том "лишний" он или нет, Вам сразу пришли на ум уже готовые "лишние" люди. Андрей же выдвинул свою кандидатуру. Хотелось бы узнать по-подробнее на каких основаниях.
    Тем более непонятно как можно перенести ту схему в этот мир.После чайника-то? По-моему и не такое возможно. По крайней мере попытаться.
    •  
       Мбвана
      После чайника-то? По-моему и не такое возможноЕсли в чайник налить водки, как в перестройку.
      Но ведь кулюторные люди придумали.
      До сих пор в школе сочинения пишут.
      •  
         Алла
        Не понятно. Зачем кулюторные люди придумали в чайник водку наливать? После этого хорошие сочинения выходят?
        Хотя да. Школьная программа начиная прямо с самого первого класса подталкивает к тому. Во втором классе дети описывают мир "глазами кузнечика", что плавно (или не очень) переходит в "проблему лишнего человека" в среднем звене. Наверное после чайника водки творческий потенциал начинает работать в нужном направлении. Для младшего школьного возраста чайник водки вполне способны заменить мультсериалы как отечественного (Лунтик кошмарный кошмар) так и импортного производства (Губка-Боб, Котопес, сейчас есть еще круче, не знаю названий)
        •  
           Мбвана
          Не понятно. Зачем кулюторные люди придумали в чайник водку наливать? После этого хорошие сочинения выходят?
          Гм... Примета советского быта.

          В 1985 запретили в одночасье в забегаловках спиртное продавать. Ну вот, советские люди нашли выход. Водку подавали не в бутылках, а в заварочных чайниках.

          Надо сказать, что это не единственное приключение способа подачи водки в России. До 1914 года в приличных домах водку на стол подавали только в графинах. Однако с введением сухого закона, поставить на стол настоящую бутылку монопольки из старых запасов стало вполне допустимым. Предмет гордости - не спирт какой или самогон, а настоящая фабричная! И это прижилось. Даже в ресторанах(! ) на стол водку могут поставить не в графине, а в бутылке. Ну если заказал не 200 грамм, а поллитру.
      •  
         Алла
        Можно сильно и глубоко завязнуть, пытаясь разобраться в процессах, происходящих в системе образования. И даже в классическом СССРовском варианте, не говоря уже о реалиях сегодняшних. По-моему Андрей все-таки грамотно подходит к вопросу осуждения того или иного, разумно отсекая все лишнее. надо отдать должное. Так-что, Андрей, нам без такого "лишнего" как вы никак не обойтись. Увязнем. Или забредем и не выбредем.
        •  
           Алла
          К вопросу _обсуждения_ конечно - коварная опечатка. Извиняюсь.
          •  
             Андрей
            А за что обижаться? Я конструктивно осуждать тоже могу без проблем. Смотря кого. Осудить "какого-нибудь" атеиста, который искажает даты открытия университетов и не может привести примеры российских ученых до 18-го века, хотя на 10 лет зарылся в книги - это мне просто бальзам на душу. Хочу привести некоторые имена: Кирик Новгородец, Иоанн(Экзарх Болгарский) , Даниил Заточник, Юрий Дрогобыч, Паисий Хилендарский, Козьма Индикоплов, Нестор Летописец.
        •  
           Мбвана
          По-моему Андрей все-таки грамотно подходит к вопросу осуждения того или иного, разумно отсекая все лишнее
          Я бы не сказал. Он мастер плодить лишние сущности без необходимости. Даже классификацию составил.
          Причем имхо "лишний человек" - само по себе лишняя сущность, которая ничего не определяет.
          •  
             Андрей
            Отнюдь, я как раз все с необходимостью делаю, просто кто-то живет в гипотетической реальности где эти сущности ему не нужны.
            •  
               Мбвана
              Не. Кто-то живет в такой гипотетической реальности где лишние сущности настолько расплодились, что требуют дополнительной классификации :)
            •  
               Андрей
              Согласно принципу Оккама, редуцирование по количеству сущностей необходимо, когда без него какая-то другая доступная знанию сущность полно и непротиворечиво описывает вселенную, т.е является достаточным основанием некой универсальной или хотя бы в каких-то плоскостях верной. Я следую принципу Оккама, т.е я приобретаю сущности только в том случае когда имею на руках аргументы в пользу того, что ни одна из уже данных сущностей является достаточным основанием внутри истинной модели мира. А согласно Геделю, такая ситуация возникает обязательно.
          •  
             Андрей
            И я отсекаю все лишнее, просто вы этого не видите. Я совершенно не согласен, что лишний человек - не лишняя сущность. Именно инакомыслие меняет мир, а лишние люди - инакомыслящие, из этого не следует, что они меняют этот мир, но это бремя лежит на них.

            P.S Если у вас плохая бритва Оккама, не нужно наезжать на меня.
            •  
               Мбвана
              Именно инакомыслие меняет мир, а лишние люди - инакомыслящие
              Вам нужно расширить или пересмотреть классификацию. По вашей классификации (см.выше) лишние люди бывают двух типов:
              Класс А - романтики
              Класс Б - аморфные апаты

              Романтиков эпохи романтизма назвать инакомыслящими достаточно сложно. Это как сейчас говориться люди находившиеся в тренде. Онегин, которого школьные учителя и литкритики, причисляют к лишним людям, типа романтик байронического типа. И при этом типичный оболтус. Никакого инакомыслия.

              Аморфных апатов тоже как-то сложно заподозрить в инакомыслии. Аморфные же и апатичные. Обломов, которого вы так же как и школьные учителя причислили ну никак не инакомыслящий.

              В общем ни то ни другое не складывается с инакомыслием, которое предполагает не только расхождение по вопросам морали но и достаточно активное отстаивание своей позиции.
              •  
                 Андрей
                Инакомыслящий Обломов, инако, я на этом настаиваю. Не нравятся русские персонажи возьмите Фауста, возьмите Полифила, возьмите персонажа книги Уолден или жизнь в лесу.
                •  
                   Андрей
                  А Дмитрий Громов, а Раскольников, а Художник N из "Дома с мезонином"? А Дориан Грей? А Болконский? А Бельтов?
                •  
                   Андрей
                  А Заратустра, а доктор Фаустус? Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов) Это исключительные инакомыслящие романтики.
                •  
                   Мбвана
                  Разве я мечусь, разве работаю? мало ем, что ли? худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? из чего мне?.
                •  
                   Андрей
                  Вы опустили момент. Когда Обломов так говорит, он обижается на Захара за то, что он противопоставляе­т Ильича "другим". Это явный признак романтизма.
  •  
     Екатерина
    Лишних людей на Земле нет. Кто вообще придумал такой термин?
    Если общество считает кого - то лишним, это не значит что он таковым является.
    Разве планета кому - то принадлежит? Каждый имеет право родится и жить, как хочет.
    •  
       Андрей
      Не цепляйтесь за слова. "Лишний человек" - термин, который не является семантической суммой соединенных в нем понятий. Как тоталитарный либерализм.
      •  
         Екатерина
        "Не цепляйтесь за слова. "Лишний человек" - термин, который не является семантической суммой соединенных в нем понятий. Как тоталитарный либерализм. "

        Да я и не пытаюсь..
        Просто есть люди, которые всерьез обеспокоены этим ( ну не "лишние" ли они для общества) .
        Я считаю, что каждый имеет право на существование, Земля ведь общая.
        На днях смотрела фильм исторический. Там одну многодетную семью изгнали из общины и из деревни за неприятие каких - то устоев общины. И они ушли в дикую местность, возделывать землю.
        И в итоге все погибли.
        Неправильно это.
        •  
           Tattyko
          Просто есть люди, которые всерьез обеспокоены этим ( ну не "лишние" ли они для общества) .
          Один мой знакомый, у которого в жизни идет все наперекосяк, периодически заявляет о себе, что он - "лишний человек". Уж не знаю, в каком именно смысле. Так-то он образован и неглуп. С Чацким себя сравнивает. Но, учитывая, что он гиперраздражител­ьный холерик, с людьми нормально общаться не может и к алкоголю неравнодушен - тут уже не совсем Чацкий вырисовывается.
          •  
             Мбвана
            С Чацким себя сравнивает.
            А я хочу стать "лишним человеком" типа Обломова. Ну хотя бы на неделю. Чтобы с дивана не вставать. Но не получается :(

            Как савраска бегаю-бегаю, бегаю-бегаю и нету никакого продыху от такой жизни.
            •  
               Алла
              Сегодня моя фамилия Обломов. Можете завидовать:) . Только ничего хорошего. Способствует "лишнему весу".
              •  
                 Андрей
                А я вот не могу определится какая у меня сегодня фамилия: Фон Офтердинген, Мейстер или Кейсебон.
                •  
                   Алла
                  Безобразие. Определяйтесь скорее. Уже обед на дворе. А вы без фамилии.
              •  
                 Tattyko
                Ну, если брать конкретно Обломова, то там и правда завидовать не так много чему. Уж если вписывать его в обсуждаемую концепцию, то жалко его, бедненького. Хотя и так жалко.
            •  
               Екатерина
              "Как савраска бегаю-бегаю, бегаю-бегаю и нету никакого продыху от такой жизни."

              Вам кажется, что вы хотели бы неделю лежать на диване, но если бы такая возможность предоставилась, вы бы маялись от скуки.
              Те, кому хочется лежать на диване, именно этим и занимаются.
            •  
               olga
              Чтобы с дивана не вставать.

              А не лучше Емелей? (Вношу свою запоздалую "лепту" в обсуждение :)
              •  
                 Мбвана
                А не лучше Емелей? (Вношу свою запоздалую "лепту" в обсуждение :)
                Удовольствие спать на печке еще то. Жестко, тесно, душно. А если в доме крысы или мыши... Лежишь, спишь, а они по тебе дык-дык-дык. А летом еще и мухи жжжжжжжжжжжж

                В общем это только для больших любителей экологии и житья вдали от цивилизации.
  •  
     Мбвана
    А Дмитрий Громов, а Раскольников, а Художник N из "Дома с мезонином"? А Дориан Грей? А Болконский? А Бельтов? А Заратустра, а доктор Фаустус? Вы очень лаконичны, напишите
    Стоп.стоп.стоп.

    Я уже писал, что не понимаю что означает эта сущность, которую вы даже классифицировали­. А вы уже примеров накидали и поставили Обломова и Дориана Грея между Лютером и Валерией Ильиничной Новодворской.

    Определения вы так и не дали, но классификацию уже составили.
    •  
       Андрей
      Я дал определение, смотрите выше. Лишний человек - это романтик(согласн­о традиции роматической литературы) . Посмотрите определение Романтизма и вы поймете, что оно охватывает и Грея и Обломова. А насчет Новодворской сомневаюсь и насчет Лютера.
      •  
         Мбвана
        Лишний человек - это романтик(согласн­­о традиции роматической литературы)Вот я и говорю, что это лишняя сущность. Зачем ее было плодить?

        А насчет Новодворской сомневаюсь и насчет Лютера.Даже не сомневайтесь. Валерия Ильинична была особой романтичной на грани безумия. И уж точно образец такого инакомыслия, которое никуда и никогда не вписывалось.
        Ну а против Лютера вы вообще зря. Я не говорю про то что любой революционер - романтик, просто история его женитьбы на Катерине и их отношения - образец чистой романтической любви.
        •  
           Андрей
          Вы видимо не понимаете, что такое романтизм. Романтики практически перевились. Поэтому романтик - не есть лишняя сущность.
          •  
             Tattyko
            Думаю, Мбвана, все же, скорее понимает, чем нет. Но просто ему, как и мне, романтизм не близок. Вот Вы любите больше Лермонтова - тот романтик, и герои у него - романтики чистой воды. А Мбвана любит Пушкина, и, как он уже совершенно справедливо заметил, у Пушкина Онегин - просто трендовый оболтус, мающийся от безделья, этакая пародия на романтика ("Уж не пародия ли он?") .
            Вообще, если так прикинуть, Лермонтова чаще любят подростки, юные мечтатели, а любовь к Пушкину (который, я считаю, - гений вне времени) приходит чуть позже:) Поэтому и романтизм как течение часто ощущается как некая юношеская стадия мировой культуры.
            •  
               Мбвана
              Вот Вы любите больше Лермонтова - тот романтик, и герои у него - романтики чистой воды. А Мбвана любит ПушкинаА я люблю борщ с пампушками и поспать после обеда.
              Но кто же мне даст поспать после обеда?
          •  
             Мбвана
            Вы видимо не понимаете, что такое романтизм.Конечно. Мой идеал Обломов. Страшно неромантичный герой.

            Поэтому романтик - не есть лишняя сущность.Романтик нет, а "лишний человек" - да :)
            Я ведь только об этом.

            Даже если предположить, что в начале-середине 19 веке эта фигура речи ("лишний человек") имела место, то к концу 19 века она исчезла. И если попытаться погуглить то можно обнаружить что в проблематике литературы XX века она исчезла.
            •  
               Андрей
              Не исчезла, а трансформировало­сь из-за изменения исторических проблем. Двадцафтый век - это постструктурализ­м(футуризм­ вообще прошел быстро) , а это что значит? Это пастиш. Это реминисценции.
  •  
     Мбвана
    Вы опустили момент. Когда Обломов так говорит, он обижается на Захара за то, что он противопоставляе­­т Ильича "другим". Это явный признак романтизма.Ну если это мнение Захара. Тогда конечно. Авторитетно.
  •  
     Нюсенька
    Ну причем тут русская литература? Она конечно придумала этот романтический тип, однако же есть лишние люди, я например, но их мало.
    Из всего прочитанного так и не понятно, почему Андрей Вы считаете себя лишним?

    С таким успехом можно и меня "в лишние" записать
    Есть два типа "лишних" людей. Первый - это романтик и идеалист
    О, да, я лишний, потому как есть полная бестолочь и неисправимый романтик, а если учесть, что еще вообще по жизни и третий лишний то…

    Неет, похоже, Господа мы уже банда.

    Ну, мнение же Захара авторитетно:)
    •  
       Андрей
      Я не считаю себя лишним, я считаю себя "лишним человеком", потому что подхожу под определение этой сущности. Это понятие, термин - не прилагательное, но существительное.
  •  
     Нюсенька
    Я не считаю себя лишним, я считаю себя "лишним человеком", потому что подхожу под определение этой сущности. Это понятие, термин - не прилагательное, но существительное.
    Ммм, а в каком измерении тогда прибывает лишняя сущность человеческая?
    •  
       Эдуард
      "Ммм, а в каком измерении тогда прибывает лишняя сущность человеческая?"

      "Родила царица в ночь не то сына, не то дочь , не мышонка , не лягушку, а неведомо зверушку". Кажется, это по теме.
  •  
     Tattyko
    Из "Дневника лишнего человека" - что пишет о себе главный герой: "Несчастие людей одиноких и робких - от самолюбия робких - состоит именно в том, что они, имея глаза и даже растаращив их, ничего не видят или видят все в ложном свете словно сквозь окрашенные очки. Их же собственные мысли и наблюдения мешают им на каждом шагу."
    Очень справедливое замечание, кстати, весьма психологичное. Если эти слова примерить к живым людям, то в подобные "лишние люди" можно записать ого-го, сколько завсегдатаев форумов; ) Мне кажется, эту стадию так или иначе естественным образом в своем развитии проходят все, но многие так и застревают в этом состоянии - психологическом возрасте подростка, бунтующего против окружающего мира и видящего все в кривом зеркале собственного болезненного восприятия, отвергая и презирая объективность, будучи к этой объективности неспособными. Это как раз характерно для романтизма. И, кстати, вышеприведенному абзацу самое место на "Солитариусе".
    •  
       Андрей
      Я убежден, что мир, если на него взглянуть именно объективно, требует изменений. Он несовершенен. Но с этим мириться - это не показатель мудрости, а показатель беспомощности. А люди беспомощные пытаются сублимировать свои страхи какими-то оправданиями. А люди, которые чего-то боятся, по сути становятся более агрессивными. Потому что у них это единственный способ самозащиты. Вот и я смотрю, что на этом форуме попытка эклектического подхода к социологии, к созиданию новых теорий предаются анафеме. Говорится: это не солидно против мира бунтовать, смирись, не нужны все эти 4ПТ, ЛАЧП, все это до добра не доведет. По мне все это доказательство того, что те кто выдают себя за реалистов на самом деле являются романтиками, только которые взяли за основу некую реальность, существование которой уже является научным вопросом, проблемой, хотя вот кажется направление где не мжет быть романтических сомнений в том, что мы все не в какой-нибудь "Матрице".
      •  
         Андрей
        Есть еще философский романтизм. Это далеко не подростковый кружок.
      •  
         Андрей
        Вот "новые левые" - тоже лишние люди. Они нащупали очень больное место всех западных установок, но пали перед другими установками, которые увы тоже не привели некоторые страны к тоталитаризму, да и сам Маркузе это предсказывал и тут есть три варианта: или заговор или глубочайшая преданность идеалам или на "авось". Только именно эти старые ошибки, всякие Джумбо Обасанджо поминают им постоянно и не прощают их хотя бы за то, что уровень их критики либерализма потрясающе высок. Один мой знакомый либерал Мбванаджумбо Обасанджо готов меня в духе иудейской традиции камешками закидать. И левых закидать.
      •  
         Эдуард
        Андрей, я с Вами абсолютно согласен, что мир несовершенен. Но, чтобы отличить реалиста от романтика достаточно узнать, что они думают о переустройстве мира. Я наблюдаю на этом форуме как Вы мечетесь между различными течениями в философии и полит.направлени­ями и пытаетесь что-то слепить из их противоречий, которые, кстати, Вас почему-то не смущают. Но что конкретно Вы предлагаете для переустройства мира? Меня прежде всего интересует- как это будет выглядеть на практике? Революция или эволюция на энное кол-во лет? И насколько это реально с Вашей же т.з.? Надеюсь в Вашем реальном плане не будет слишком много "если...".
        •  
           Эдуард
          А вот Вам простая реальность :" Кривое нельзя сделать прямым и то чего нет нельзя сосчитать" (Эккл 1:15) .
          •  
             Мбвана
            Все в мире относительно. Иногда кривое становится прямым, а прямое кривым. Скажем вчера был разбойник, а сегодня в Царствии небесном.

            Меня это всегда поражало то что первым христианином в Царствии небесном был разбойник. Что-то очень странное. Прикиньте, Эдуард, попадете в рай и встретитесь там с раскаявшимся Гундявым :)
        •  
           Андрей
          Интересно, интересно. Вы считаете, что попытка примерить противоречия для вас равносильно принятию противоречий? Разумеется нет, нужно попытаться столкнуть в конфронтацию взаимоисключающи­е понятия так, чтобы между ними не было противоречий. Это называется снятие. А вы не ознакомлены с рядом идей и поэтому кажется, что я оставляю противоречия. Есть конечно проблемы ведущие к противоречиям, но их надо решить, а не отбрасывать всю систему.
          Что я предлагаю? Культурную революцию с целью социологической эволюции на энное кол-во лет, потому что вечно этой эволюции не будет.
      •  
         Tattyko
        Андрей, вы точно романтик, в возвышенном смысле слова:)
        Мир, конечно же, несовершенен. Особенно мир человеческого общежития. И менять в нем что-то, безусловно, надо. Но речь не совсем о том. Если я правильно понимаю, вообще, что здесь происходит, - Мбвана начал дискуссию именно о литературоведчес­ком термине и соответствующем типе. Романтик из соответствующего литературного периода, обозначаемый конкретным обсуждаемым термином, не просто не может смириться с существующим мироустройством. Он противопоставляе­т себя остальному миру как чему-то враждебному по отношению к себе. Он изначально - не борец за высшие идеалы, он обижен всеми (даже если его нарочно никто и не думал обижать) , он принимает все слишком глубоко на свой счет. Он очень драматизирует все происходящее вокруг. Ну и обычно в таких условиях не может найти себе никакого применения, которое бы его удовлетворяло.
        Неудивительно, что такой тип в литературе появился, потому как явление это в жизни весьма распространенное­, но и то, что он вскоре изжил себя как литературный герой, тоже совершенно закономерно, ибо сколько же можно мусолить эту проблему.

        Я о том, вообще, говорю, Мбвана, что вы имели в виду?
        •  
           Мбвана
          Мбвана начал дискуссию именно о литературоведчес­­ком термине и соответствующем типеСовершенно нет. Тему подняла Алла, продолжил Андрей. Мне показалось любопытным что чисто литературоведчес­кий термин (как мне казалось) непонятно каким образом выплыл.
          •  
             Tattyko
            Просто, как обычно, кто-то что-то где-то слышал и кто-то что-то ляпнул умное:)
            В любом случае, именно вы ведь вывели эту тему в литературоведчес­кую плоскость.
            •  
               Мбвана
              Ну почему-же. В самом начале, я написал, что термин смотрится вполне уместно в рамках идей социал-дарвинизм­а. Поэтому меня и передергивает от его упоминания вне рамок литературоведени­я.

              Да и вы сказали, что у вас термин вызывает какие-то дурные ассоциации. Подозреваю что что-то близкое по ощущениям.
    •  
       Мбвана
      Можно записать, можно не записать. Но термин который литературоведы слепили из Тургеневского дневника - фигня на палочке. Лишнее. И вредное.
      •  
         Tattyko
        Но термин который литературоведы слепили из Тургеневского дневника - фигня на палочке. Лишнее. И вредное.

        Но ведь уже не раз говорили о том, что всякая теория, применяемая к месту, может быть хороша, но, когда ее пытаются превратить в универсальное правило и подогнать под нее всё и вся, тогда и получается не пойми что. Вплоть до вредного.
        Если чисто чулкатуринский типаж брать - человека, оказывающегося всюду не у дел, отверженный любовник, то сюда за уши и Онегина, и Обломова можно притянуть, но так ли нужно?
        Просто литературоведени­е типы классифицирует, ему важны типические черты, чтобы вписать произведения в рамки тех или иных течений и жанров. Вот иногда бывает, что переусердствуют. Термин мне тоже не по душе.
        •  
           Мбвана
          Так и теории никакой нет. Есть ярлык, который налепили когда-то. Зачем, почему никто не помнит, но ярлычок так и не снимают.

          но так ли нужно?Именно, именно.
          •  
             Tattyko
            Не снимают, потому что ярлык налепить - это удобно. Конкретно этот - звучный, драматичный, в романтическую традицию втискивается, если постараться. Но слишком спорный, и, по мне, так неприятный. Термин "романтик" неоднозначен, под ним обычно подразумевается совсем другое, а тут - шлеп на лоб клеймо! И все, вроде, должно стать ясно, кто есть кто. Да только вышло криво все равно.
          •  
             Андрей
            Есть теория. Экзистенциализм называется. Это исключительно экзистенциальный архетип.
            •  
               Tattyko
              Согласна, что сартровский герой "Тошноты" иже с ним родственны Чулкатурину и ему подобным. Но у экзистенциальной философии предмет иной, нежели у философии романтизма. Экзистенциальная мне близка, романтическая - отталкивает.
              •  
                 Андрей
                Согласен, что пример иной, но согласно моему пониманию любой идеалист - это романтик. А романтик - это лишний человек. Причем слово "лишний" тут лишено пейоративного коннотатива.
            •  
               Мбвана
              Есть теория. Экзистенциализм называется. Это исключительно экзистенциальный архетип.
              Ну вот. То романтизм, то экзистенциализм. В упряжку Онегина-Обломова для полного счастья тошнотного Рокантена не хватало.

              Ну тогда уж и библейского Авраама туда упакуйте из Кьеркегора. Продукт распада так сказать немецкого романтизма

              А потом расскажите что у меня руки кривые чтобы бритвой пользоваться.
              •  
                 Tattyko
                Ну вот. То романтизм, то экзистенциализм. В упряжку Онегина-Обломова для полного счастья тошнотного Рокантена не хватало.
                Ну тогда уж и библейского Авраама туда упакуйте из Кьеркегора. Продукт распада так сказать немецкого романтизма
                А потом расскажите что у меня руки кривые чтобы бритвой пользоваться.

                Мбвана, хохочу:) С вами, господа, точно не соскучишься:)
          •  
             Tattyko
            Зачем, почему никто не помнит, но ярлычок так и не снимают.

            Стала в уме раскручивать цепочку. Перед мысленно взором так и стоит видевший в классе портрет Лермонтова с изречением: "Так жизнь скучна, когда боренья нет". Отсюда вывод: романтики были очень удобны, очень на руку коммунистической идеологии. Из философии романтизма выбиралось, подчеркивалось и гипертрофировало­сь стремление к борьбе (не важно, по каким причинам оно возникало, главное, что было хотя бы в зачатке) . Поэтому всех более-менее подходящих героев эпохи романтизма в советское время, когда мы учились, старательно классифицировали как борцов и записывали в прототипы революционеров.
  •  
     Админ
    Уважаемые участники дискуссии.
    Топик превысил лимит записей и замораживается.
    Вы можете продолжить обсуждение в новом топике.

оставить комментарий

Имя *

Пожалуйста, укажите ваше имя.

Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

E-mail

Ошибка в почтовом адресе

Текст *

Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

отправить