Смысл жизни/Как изменилась психология советского человека

  •  

    Homo sovieticus и его фобии

    «Каждый период имеет своего человека, который его определяет», - заметил на одной из своих публичных лекций известный российский социолог и исследователь общественного мнения Юрий Левада.

    Сама идеологема советского человека, по мнению директора Левада-центра Льва Гудкова, зародилась в 1920-1930-х годах и была необходима для строительства социалистического общественного строя. Подобные мифологемы свойственны всем тоталитарным обществам на ранних этапах их развития. И если в нацистской Германии и Италии полноценное становление человека не произошло в силу того, что режимы просуществовали недолго, то Советский Союз породил не одно поколение людей нового типа.

    Получается, что правильный советский человек не представляет ни себя, ни что-либо еще вне государства.

    Он ориентируется на контроль и вознаграждение со стороны государства, которое охватывает все стороны его существования. Одновременно с этим он ожидает, что его надуют, обманут, недодадут, отчего он уклоняется от своих обязанностей, халтурит и подворовывает. Он подозрителен во всем, что касается «нового» и «иного», недоверчив, пассивен, пессимистичен, завистлив и тревожен. Типичный советский человек индивидуально безответствен, склонен переносить вину за свое положение на других - правительство, депутатов, чиновников, начальство, западные страны, приезжих и т.п., но только не на себя самого. У него развивается тотальная фобия и неприязнь ко всему новому, чужому и иностранному. В такой схеме отношения государства с человеком представляют собой изощренный симбиоз.

    Формально власть заботится о нем, обеспечивает работой, жильем, пенсией, образованием и медициной. Он, в свою очередь, поддерживает власть, исполняет патриотический долг и защищает интересы государства.

    Однако обе стороны уклоняются от заявленных обязанностей, и в результате государство оставляет человека на грани бедности и выживания, а он, в свою очередь, подворовывает и всячески увиливает.

    Советский против постсоветского и поколений 1990-х

    Начиная с 2010 года психологи под руководством доктора психологических наук Влады Пищик провели серию исследований и выяснили, чем с психологической точки зрения различается ментальность советского, переходного и постсоветского поколений. В исследовании участвовали три группы испытуемых. В постсоветское поколение вошли рожденные в 1990-1995 годах, в поколение переходного периода - те, кто родился в 1980-1985 и 1960-1965 годах. К советскому поколению психологи отнесли родившихся в военное время, в 1940-1945 годах. Всего в исследовании приняли участие 2235 человек.

    Проанализировав результаты психологических опросников, ученые сделали вывод, что для советского гражданина, жившего в атмосфере коллективизма, характерны такие культурные ценности, как «верность традициям», «открытость», «сердечность», «дисциплинированность», «уважение к власти». Переходное поколение склонно к так называемому горизонтальному индивидуализму. Среди его ярко выраженных параметров - «душевность», «разобщенность», «самостоятельность», «недоверие к власти», «свободолюбие», «анархия», «холодность», «соперничество».

    Авторы исследования рисуют следующий психологический портрет поколения 1990-х.

    Прежде всего это люди с неудовлетворенными потребностями в свободе и автономии, безопасности и признании и недовольные своим положением в обществе.

    Они испытывают экзистенциальную тревогу от осознания конечности собственной жизни и с трудом самоопределяются. По мнению психологов, ощущение собственной реальной или мнимой неполноценности приводит к возникновению у них таких черт, как обидчивость и уязвимость перед окружающими, нетерпимость к недостаткам других, требовательность, вспыльчивость и агрессивность.

    Для постсоветского поколения ведущими являются семейные, альтруистические и коммуникативные смыслы. Для переходных поколений - экзистенциальные, когнитивные, смыслы удовольствия и самореализации.

    Основными у представителей советского поколения оказались семейные и экзистенциальные смыслы.

    Переходные поколения в отношениях характеризуются властностью, неуступчивостью, упрямством и холодностью. Представители советского поколения, в свою очередь, более требовательны, уверены в себе, более отзывчивы и в то же время упрямы.

    По оценке этнической толерантности у переходных поколений оказались самые низкие баллы; выше среднего проявилась толерантность к сложности и неопределенности окружающего мира; средними баллами выражена толерантность к иным взглядам, отступлениям от общепринятых норм и неавторитаризму. Советское же поколение получило низкие баллы по толерантности отступления от общепринятых норм, к иным взглядам и неавторитаризму; средние баллы - по этнической толерантности; выше среднего - по толерантности к сложности и неопределенности окружающего мира.

    В исследовании особенностей высказываний и представлений о собственном «я» у разных поколений психологи обнаружили, что большинство высказываний у представителей переходного и советского поколений обладает признаками зависимости от группы.

    У представителей постсоветского поколения 60% высказываний независимы от группы. Из этого следует, что представления о своем «я» в советском и переходных поколениях напрямую зависят от мнения коллектива.

    Кризис повлияет на внуков и правнуков

    Дедушки и бабушки тех, кому сейчас около 30 лет, пережили войну, голод, нищету и безработицу. Они были вынуждены начинать все с нуля, а потому в их системе ценностей ведущие позиции занимали стабильность и уверенность в завтрашнем дне.

    Ряд исследователей, в частности семейный психолог Людмила Петрановская, считают, что войны, депортации, репрессии, кризисы становятся для людей историческими травмами, последствия которых размываются только к третьему-четвертому поколению.

    Таким образом, перестройка 1990-х и общая атмосфера нестабильности отразились в неуверенности и беспомощности тех людей, чья ранняя и средняя взрослость пришлись на этот период. И отсутствие психологической безопасности привело к тому, подростки начала 1990-х чаще в сравнении с последующими поколениями проявляют беспомощность, тревожность и социальную пассивность.

    Источник: www.Gazeta.ru

    2015-09-23 
    Ссылки по теме:
    Типология ментальности советских и постсоветских поколений
    Поколения: социально-психологический анализ ментальности
    Социально-психологические особенности представителей поколений 70-90-х гг
— Российские подростки хотят много зарабатывать, хорошо жить, но при этом крайне слабо ориентируются в мире профессий   2015-09-29
— Уровень толерантности в России падает   2015-10-12
— Секрет счастья - личные отношения, финансовое положение и осмысленность жизни   2015-11-09
— Большинство россиян ставит чувства верующих выше свободы слова   2015-08-13
— Половина россиян считает необходимым возврат к смертной казни   2015-04-27
— ВЦИОМ опубликовал вопрос о жизненных целях россиян   2015-03-25
— <опросы>

Отклики:

  •  
     Зина
    Я все более и более убеждаюсь в том, что понятия, которые мы используем, чтобы постигнуть наше общество – все общество, – изуродованы и поэтому неизбежно ведут к порочным действиям
    •  
       Маймулоджон
      Странный и непонятный комментарий.
      Уродство конечно ведет к уродству, но в целом есть какие-то вечные идеалы добра, красоты, человеческих чувств, которые не меняются. Они могут подменяться, но тогда это уже другие понятия, а прежние никуда не деваются. Может я не прав, но по крайней мере мне хочется так думать.
  •  
     флешмоб
    Странный и непонятный комментарий.Меня легко шокировал статья. Вроде и поспорить не с чем. И соглашаться категорически нет...
    Так как мы есть, вопреки
  •  
     Нина Ивановна
    "Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня." (Ж-П Сартр)

    Так и хочется сказать:"Да здравствует психология! " Жаль, что до недавнего времени эта наука была в забвении. Много пользы получают те люди, кто пользуется её плодами. Правительство Москвы организовало службу психологической помощи для москвичей бесплатно на высоком профессиональном уровне. Понимать, что с тобой происходит, найти выход из трудной жизненной ситуации, понять, как жить, чтобы жизнь была в радость, а не в тягость - это так важно!
    Да, мы зависимы от всего, что нас окружает, многое не можем изменить, но понимание того, что человек сам хозяин своей судьбы - это шанс изменить свою жизнь к лучшему.
  •  
     Петр
    Первый фрагмент статьи - про "гомо советикус" - это типичная русофобская либерастическая схема, построенная по лекалам западной пропаганды времен "холодной войны".
    ...Советофобия превращается в русофобию.
    И все это освящено авторитетом квазипсихологиче­ских исследований, построенных опять же по все той же методологии.
    ...Во втором фрагменте есть более правдоподобные данные, но опять-таки все построено по западным концептам уже 21-го века (авторы очарованы теориями толерантности к сложности и неопределенности и др., хотя очевидно, что они не имеют того универсального значения, которое они им придают) . Но в качестве лапши на уши доверчивых читателей эти научные словечки вполне годятся.
    •  
       Павел
      построенная по лекалам западной пропаганды времен "холодной войны".Мозг у вас выштампован по лекалам советской пропаганды. Даже не холодной войны, а более ранних. Когда социологию признали идеологическим извращением, а статистиков так просто расстреливали за "неправильные" цифры.

оставить комментарий

Имя *

Пожалуйста, укажите ваше имя.

Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

E-mail

Ошибка в почтовом адресе

Текст *

Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

отправить