Российские подростки хотят много зарабатывать, хорошо жить, но при этом крайне слабо ориентируются в мире профессий, из-за чего испытывают серьезные проблемы с профессиональным самоопределением. Об этом рассказал в интервью журналу "Огонек" заведующий кафедрой психологии образования и педагогики МГУ, доктор психологических наук Андрей Ильич Подольский. Его выводы основывались на результатах масштабного исследовательского проекта «Ценностный атлас России», в ходе которого изучались ценности российских подростков 14-19 лет. В исследовании приняли участие 2177 подростков из 30 российских городов, а также их родители и учителя.
«У современных подростков в основном здоровая система ценностей. Они отдают приоритет заботе о ближних, стремятся быть хорошими друзьями, поддерживать традиционные ценности, уважительно и терпимо относиться к другим людям и т.д. Наше исследование 2000 года продемонстрировало другие ценности: тогда на первом месте у подростков стояли богатство и желание власти над людьми», - подчеркивает эксперт.
Вместе с тем, подростки «хотят много зарабатывать, хорошо жить, получать удовольствия, готовы учиться и после школы, понимают необходимость хороших знаний для получения престижной работы, но очень слабо ориентируются в вопросах, как этого достичь и не соизмеряют свои желания со своими возможностями», - отметил он.
Подростки также крайне слабо ориентируются в мире профессий, из-за чего испытывают серьезные проблемы с профессиональным самоопределением. «Мы предложили 10-классникам: напишите за одну минуту столько профессий, сколько успеете. В ответах наряду со стоматологом и ветеринаром были сутенер, сатанист, бандит и безработный», - рассказал он. Однако тут же А. И. Подольский замечает, что по опросам 2000 года у большинства девочек-подростков на втором месте по престижности была профессия валютной проститутки, а на первом стояли какие-невнятные желания.
Особую озабоченность вызывает то, что молодые люди не только не умеют, но и не хотят думать о жизненной перспективе - о том как именно они собираются добиться поставленных целей в жизни.
Подростки, участвовавшие в исследовании под руководством А.И. Подольского, оценивали значимость для них каждой ценности. Максимальная оценка - 6 баллов, минимальная - 1 балл. Средние значения оценок:
Имя * | Пожалуйста, укажите ваше имя. Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста |
---|---|
Ошибка в почтовом адресе | |
Текст * | Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов) |
отправить | |