Исследования связи между религиозностью и социальным поведением на проводятся достаточно часто, однако как правило заметной связи между ними не обнаруживается. Тем не менее в отдельных случаях
результаты показывают, что наиболее религиозные люди менее склонны к альтруистическим поступкам.
Новое исследование, которое провела международная группа ученых, охватило 6 стран мира - США, Канады, Иордании, Турции, Южной Африки, и Китай. В нем приняло участие 1100 детей в возрасте от 5 до 12 лет. Из них 510 - в мусульманских семьях, 280 - в христианских, 29 - в иудейских, 18 - в буддийской, 5 - в индуистской. 323 ребенка росли в семье атеистов, еще 9 детей в семьях агностиков или у родителей с неясной религиозной позицией.
Социологи использовали серию стандартных опросников для определения степени религиозности родителей детей, в которых учитывалась степень участия в религиозной жизни общины, соблюдение религиозных обрядов, время затрачиваемое на исполнение обязательных обрядов, изучение религиозной литературы и т.п.
Так же учитывался уровень образования родителей и то насколько родители считают своих детей щедрыми и сочувствующими по отношению к окружающим. В окончательную выборку попали дети образованных верующих родителей из христианских и мусульманских семей, а так же детей атеистов. На следующем этапе исследования дети прошли ряд тестов.
Первый тест состоял в "игре" с незнакомцем. Каждый ребенок получал 30 наклеек и должен был распределить их между собой и партнером, причем незнакомец не мог вмешаться в игру, и ничего не знал про того кто распределяет наклейки, поэтому самые жадные дети могли спокойно оставить все наклейки себе, ничего не отдав второму игроку.
Второй тест заключался в оценке различных жизненных ситуаций изображенных на картинках. Детям предлагалось оценить эти ситуации как приемлемые или неприемлемые.
Результаты исследования показали, что с возрастом дети независимо от религиозного воспитания становятся более щедрыми, Однако религиозная среда все-таки влияет на альтруистические особенности - дети верующих родителей оказались более жадными, чем дети атеистов. Наименее отзывчивыми оказались дети мусульман. В то же время, в докладе сказал, что религиозные родители чаще, чем атеисты полагают, что их дети "более чутки и отзывчивы по отношению к другим".
«
Прежние исследования показывали, что религиозные люди делают добро ближнему реже, чем атеисты. Теперь оказалось, что верующие и их дети вдобавок ко всему еще и менее щедрые», - отмечает руководитель исследовательской группы Jean Decety из Чикагского университета. Так же отмечено, что дети религиозных родителей гораздо менее толерантны к другим людям и их проступкам и чаще склонны осуждать чужие проступки. Этот результат так же подтверждается более ранними исследованиями связи толерантности и религиозности.
Jean Decety пишет что "Представления о том что религиозность положительно влияет на самоконтроль и моральные качества, к сожалению, так глубоко укоренилась, что люди, которые не являются религиозными заведомо предполагаются морально ущербными. В Соединенных Штатах, например, атеисты нерелигиозные люди имеют мало шансов быть избранным на высокий политический пост, а тем, кто причисляет себя к агностикам и атеистам рассматриваются меньше доверяют. Наше исследование показало, что религия формирует моральные суждения людей и их социальное поведение, однако связь между религиозностью и нравственностью на самом деле очень спорная и не всегда положительная"
Результаты исследования были опубликованы в журнале Current Biology. Decety говорит, что он в настоящее время исследования расширяют свою географию. В ближайшее время предполагается провести его еще в 14 странах мира - Аргентине, Иордании, Канаде, Китае, Колумбии, Кубе, Норвегии, Мексике, Тайване, Танзании, Турции, Чили, Эфиопии и ЮАР
личность исследователяВ нем приняло участие 1100 детей в возрасте от 5 до 12 лет из 6 стран.
валидность...Не очень понятно про валидность. Игровая ситуация при которой ребенок может поделиться, а может не поделиться сокровищем с незнакомым человеком не является показателем жадности? Или 1100 детей принадлежащих совершенно разным культурам слишком маленькая выборка для того чтобы делать выводы? Про репрезентативность я ничего не скажу, но сомневаюсь, что авторы этого исследования специально подтасовывали выборки.
Создается впечатление, что данные исследования так или иначе больше обесценивают религиозные нормы, нежели "разрушают стереотипы"Религиозные догмы они безусловно обесценивают, а с религиозные нормы вряд ли.
Имя * | Пожалуйста, укажите ваше имя. Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста |
---|---|
Ошибка в почтовом адресе | |
Текст * | Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов) |
отправить | |