Смысл жизни/Связь между религиозностью и нравственностью очень спорная и не всегда положительная

  •  

    Исследования связи между религиозностью и социальным поведением на проводятся достаточно часто, однако как правило заметной связи между ними не обнаруживается. Тем не менее в отдельных случаях результаты показывают, что наиболее религиозные люди менее склонны к альтруистическим поступкам.

    Новое исследование, которое провела международная группа ученых, охватило 6 стран мира - США, Канады, Иордании, Турции, Южной Африки, и Китай. В нем приняло участие 1100 детей в возрасте от 5 до 12 лет. Из них 510 - в мусульманских семьях, 280 - в христианских, 29 - в иудейских, 18 - в буддийской, 5 - в индуистской. 323 ребенка росли в семье атеистов, еще 9 детей в семьях агностиков или у родителей с неясной религиозной позицией.

    Социологи использовали серию стандартных опросников для определения степени религиозности родителей детей, в которых учитывалась степень участия в религиозной жизни общины, соблюдение религиозных обрядов, время затрачиваемое на исполнение обязательных обрядов, изучение религиозной литературы и т.п.

    Так же учитывался уровень образования родителей и то насколько родители считают своих детей щедрыми и сочувствующими по отношению к окружающим. В окончательную выборку попали дети образованных верующих родителей из христианских и мусульманских семей, а так же детей атеистов. На следующем этапе исследования дети прошли ряд тестов.

    Первый тест состоял в "игре" с незнакомцем. Каждый ребенок получал 30 наклеек и должен был распределить их между собой и партнером, причем незнакомец не мог вмешаться в игру, и ничего не знал про того кто распределяет наклейки, поэтому самые жадные дети могли спокойно оставить все наклейки себе, ничего не отдав второму игроку.

    Второй тест заключался в оценке различных жизненных ситуаций изображенных на картинках. Детям предлагалось оценить эти ситуации как приемлемые или неприемлемые.

    Результаты исследования показали, что с возрастом дети независимо от религиозного воспитания становятся более щедрыми, Однако религиозная среда все-таки влияет на альтруистические особенности - дети верующих родителей оказались более жадными, чем дети атеистов. Наименее отзывчивыми оказались дети мусульман. В то же время, в докладе сказал, что религиозные родители чаще, чем атеисты полагают, что их дети "более чутки и отзывчивы по отношению к другим".

    « Прежние исследования показывали, что религиозные люди делают добро ближнему реже, чем атеисты. Теперь оказалось, что верующие и их дети вдобавок ко всему еще и менее щедрые», - отмечает руководитель исследовательской группы Jean Decety из Чикагского университета. Так же отмечено, что дети религиозных родителей гораздо менее толерантны к другим людям и их проступкам и чаще склонны осуждать чужие проступки. Этот результат так же подтверждается более ранними исследованиями связи толерантности и религиозности.

    Jean Decety пишет что "Представления о том что религиозность положительно влияет на самоконтроль и моральные качества, к сожалению, так глубоко укоренилась, что люди, которые не являются религиозными заведомо предполагаются морально ущербными. В Соединенных Штатах, например, атеисты нерелигиозные люди имеют мало шансов быть избранным на высокий политический пост, а тем, кто причисляет себя к агностикам и атеистам рассматриваются меньше доверяют. Наше исследование показало, что религия формирует моральные суждения людей и их социальное поведение, однако связь между религиозностью и нравственностью на самом деле очень спорная и не всегда положительная"

    Результаты исследования были опубликованы в журнале Current Biology. Decety говорит, что он в настоящее время исследования расширяют свою географию. В ближайшее время предполагается провести его еще в 14 странах мира - Аргентине, Иордании, Канаде, Китае, Колумбии, Кубе, Норвегии, Мексике, Тайване, Танзании, Турции, Чили, Эфиопии и ЮАР

    2015-11-05 
    Ссылки по теме:
    The Negative Association between Religiousness and Children´s Altruism across the World
    Does religion make kids less generous?
— Альтруизм делает человека привлекательнее   2016-02-01
— Две трети жителей России надеются на божью помощь в повседневной жизни   2016-04-30
— Исследование "Отношение к благотворительности в России"   2013-05-14
— Число людей отрицательно относящихся к религии в России растет   2015-08-01
— Большинство россиян ставит чувства верующих выше свободы слова   2015-08-13
— Исследование показало как связаны благотворительность и эволюционные механизмы   2015-05-20
— <альтруизм>, <религия>

Отклики:

  •  
     Давид
    Как видно данный тест (как минимум в данной статье ) не подтвержден никакими фактами, эмпирическими данными.Читающий данную информацию человек не имеет возможности оценить валидность (правдивость) исследования.Есл­и даже личность исследователя влияет на результаты (это доказанный факт) , то что говорить о других факторах:оценка детьми приемлемости той или иной картинки.А вдруг им предлагалось оценить "нетрадиционные браки" и естественно дети религиозных родителей были более категоричными "нетолерантными"­.
    Создается впечатление, что данные исследования так или иначе больше обесценивают религиозные нормы, нежели "разрушают стереотипы"
    Да есть и деструктивные религии, также я не истина в последней инстанции, но нашему обществу обьективно нехватает богоугодных качеств, таких как:любовь, мудрость и уважение.Данные качества не зависят от вероисповедания или наличия веры, но ценятся они как верующими людьми, так и атеистами.
    •  
       Editor
      Как видно данный тест (как минимум в данной статье ) не подтвержден никакими фактами
      Вы можете ознакомиться с полным текстом исследования. Это первая ссылка под статьей "The Negative Association between Religiousness and Children
  •  
     Мбвана
    личность исследователяВ нем приняло участие 1100 детей в возрасте от 5 до 12 лет из 6 стран.
    Личность исследователя вряд ли. Как минимум было 6 групп исследователей, работавших независимо друг от друга.

    валидность...Не очень понятно про валидность. Игровая ситуация при которой ребенок может поделиться, а может не поделиться сокровищем с незнакомым человеком не является показателем жадности? Или 1100 детей принадлежащих совершенно разным культурам слишком маленькая выборка для того чтобы делать выводы? Про репрезентативнос­ть я ничего не скажу, но сомневаюсь, что авторы этого исследования специально подтасовывали выборки.

    Создается впечатление, что данные исследования так или иначе больше обесценивают религиозные нормы, нежели "разрушают стереотипы"Религиозные догмы они безусловно обесценивают, а с религиозные нормы вряд ли.
    Потому что нестяжательство это одна из религиозных норм во всех аврамических религиях.

    «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.» 2-е Коринф. 9:7
  •  
     Андрей
    Извините, но процитирую себя: "Повторюсь, я не отрицаю роли эволюции в зарождении альтруизма, но все эволюционные аргументы не являются абсолютной истиной в вопросах деонтологии, то есть эволюционный аргумент доказывает только моральный релятивизм, а если в морали есть некий смысл, релятивизма быть не должно, следовательно эволюционный довод истинен, но он философски несовершенен. Потому что он не отвечает на определенные вопросы, которые определяет ценность моральных норм в экзистенции, в структуре Dasein. Парадигма с Богом не является полной, но она полнее чем парадигма без Бога, потому что моральные установки можно экстраполировать на метафизическое поле, в котором существует верификатор ценности этических доктрин в контексте феноменологии Dasein. Это значит, что сущность этой парадигмы дает положительную корреляцию религии и нравственности, существование дает отрицательную корреляцию, виновен в этом человек, потому что он может отрицать эту положительную корреляцию только несовершенством своих действий, причина этой несовершенности кроется в недопонимании того, как идея Бога может совершить описанное выше дополнение к натуралистическо­­й концепции развития этики. Только это я хотел сказать. А то, что я хотел сказать не разделяет людей по качеству их поведения, а разделяют их представления о добре и зле по философскому качеству".

    "Не путайте религиозность с содержанием вероисповедания. Не путайте религиозность с религией. Религиозность - это психический феномен. Религия - одна из парадигм духовной культуры. Нельзя путать РПЦ с православием. Нельзя кришнаизм путать с индуизмом. Нельзя школу Трубецкого ассоциировать с Дугиным.

    Законы логики противопоставляю­­т сущность существованию, именно потому, что в материальном мире сущность не является основанием существования из сущности может произойти все что угодно. Любая сущность способна перейти в свою противоположност­­ь(закон­­ энантиодромии) " . Больше добавить нечего.
  •  
     Андрей
    "Повторюсь, я не отрицаю роли эволюции в зарождении альтруизма, но все эволюционные аргументы не являются абсолютной истиной в вопросах деонтологии, то есть эволюционный аргумент доказывает только моральный релятивизм, а если в морали есть некий смысл, релятивизма быть не должно, следовательно эволюционный довод истинен, но он философски несовершенен. Потому что он не отвечает на определенные вопросы, которые определяет ценность моральных норм в экзистенции, в структуре Dasein. Парадигма с Богом не является полной, но она полнее чем парадигма без Бога, потому что моральные установки можно экстраполировать на метафизическое поле, в котором существует верификатор ценности этических доктрин в контексте феноменологии Dasein. Это значит, что сущность этой парадигмы дает положительную корреляцию религии и нравственности, существование дает отрицательную корреляцию, виновен в этом человек, потому что он может отрицать эту положительную корреляцию только несовершенством своих действий, причина этой несовершенности кроется в недопонимании того, как идея Бога может совершить описанное выше дополнение к натуралистическо­­й концепции развития этики. Только это я хотел сказать. А то, что я хотел сказать не разделяет людей по качеству их поведения, а разделяют их представления о добре и зле по философскому качеству".

    Цитата.

    Тоже Цитата: "Не путайте религиозность с содержанием вероисповедания. Не путайте религиозность с религией. Религиозность - это психический феномен. Религия - одна из парадигм духовной культуры. Нельзя путать РПЦ с православием. Нельзя кришнаизм путать с индуизмом. Нельзя школу Трубецкого ассоциировать с Дугиным.

    Законы логики противопоставляю­­т сущность существованию, именно потому, что в материальном мире сущность не является основанием существования из сущности может произойти все что угодно. Любая сущность способна перейти в свою противоположност­­ь(закон­­ энантиодромии) " .

    Аристотель говорил: "материя - лишь возможность бытия, форма придает материи действительность­". Т.е материей Аристотель называл наполнение сущности(констит­утивного­ принципа конечного сущего, через ограничение и выделение его из иных форм бытия констатирующий его определенность) . Таким образом, если религия - это материя, то атрибутом ее материи и следовательно сущности является альтруизм. Т.е на природном, априорном, субстациональном уровне, альтруизм положительно коррелируется со всякой религией, но на онтологическом бытийном уровне, это совершенно необязательно.

оставить комментарий

Имя *

Пожалуйста, укажите ваше имя.

Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

E-mail

Ошибка в почтовом адресе

Текст *

Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

отправить